«Вино знакомит с интересными людьми»

О трендах и моде на вино
В десятке лучших белых вин в совместном «Гиде по российским винам» Артура Саркисяна и РБК два вина вашего авторства (Loco Cimbali. Blanc de Neige 2022 и Kacha Valley «Долинное» белое 2021). Вы предвидите тренды?
Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина во всем мире уходят в более легкую историю. Но все же в 2021 году, когда мы делали Kacha Valley белое, еще никто не мог предсказать, что будет в 2025-м, поэтому мы работаем не в трендах, а в том, что считаем правильным делать. Реакция рынка — второй вопрос.
Да и вообще, если винодел будет гоняться за трендами, он всегда будет в отстающих. Я все-таки за то, чтобы свои идеи воплощать. Если у тебя терруар, который позволяет делать отличные красные вина, глупо его использовать под белые в угоду проходящим трендам. Все равно в мире вина есть спрос на любой продукт. Если твой продукт интересный и качественный, он обязательно найдет своего потребителя. А если ты еще и в запрос попадаешь, тогда, значит, у тебя вообще все хорошо.
Я люблю вино за его многообразие. Какое бы вино модным, классным, любимым ни было, если ты его будешь каждый день пить, оно очень быстро надоест. А мы всегда в поисках каких-то новых эмоций и ярких впечатлений, поэтому я люблю удивляться. Когда ты открываешь бутылку вина и тебя что-то удивляет, восхищает, вот это по-настоящему завораживает.
Каким будет следующий тренд в вине?
Мы должны вернуться к красным винам лет через десять. Только в каком формате это все будет, пока непонятно, ведь все циклично. Лет 15–20 назад все хотели насыщенных мощных красных вин с алкоголем 14–15 градусов, такая эпоха Паркера (Роберт Паркер, американский винный критик. — «РБК Вино»). Сейчас маятник качнулся в другую сторону: все хотят деликатных и легких красных, белых, игристых. И если мы смотрим на потребление, то, наверное, все-таки мы страна красных вин. В силу климатических особенностей у нас на большей части территории страны прохладно, теплый период короткий, люди больше предпочитают насыщенные, структурные, более мощные вина.
Кстати, игристое тоже такая традиционно русская история. В царский период мы были самым большим рынком по потреблению шампанского. Потом в советское время мы пили много игристого, которое выпускалось в нашей стране. Тренд сегодняшнего дня тоже показывает, что пузыри мы любим и они дальше будут с нами.
Артур Саркисян назвал качество современных российских вин событием года в новом гиде. Вы согласны с этим?
Соглашусь. В целом уровень белых вин вырос. Но я хотел бы маленький комментарий добавить. Многие специалисты говорят: если вы хотите понять уровень винодельни, то вам в первую очередь надо попробовать белые вина, если они выпускаются на этом предприятии. В белых винах малейшие погрешности очень заметны, именно качество белых показывает уровень производителя. Я думаю, что у виноделов в России опыт довольно серьезный уже накоплен, скажем так — лозы подросли. Поэтому мы видим, что сейчас на рынке достаточно хороший уровень белых вин, способных красиво и здорово развиваться с годами.
А про моду на сорта что скажете? У вас есть фавориты сейчас?
Я с уважением отношусь ко многим сортам винограда. Люблю брать те сорта, которые не очень популярны, нетрадиционны, и показывать, что с ними тоже можно работать, из них можно делать интересные вина. Мы, допустим, выпускаем прекрасное вино из «алиготе». Казалось бы, банальный сорт, с таким прошлым из советского периода, из которого получаются простые и незамысловатые вина. Но сейчас опять же тренд на алиготе и в Европе, и, в частности, в Бургундии, на его родине. И я считаю, что в нашем регионе у сорта отличные перспективы. Из «алиготе» можно делать прекрасные вина в разных стилях, очень пластичный сорт.
Как вы относитесь к рейтингам и гидам?
Адекватно. Когда рейтинг сделан профессионально и на высоком уровне, тогда только большое спасибо хочется сказать этим людям. Составить рейтинг — достаточно дорогое удовольствие. Тебе нужно либо объехать хозяйства, либо купить эти бутылки вина, все продегустировать. Это серьезная работа. А я прекрасно понимаю, сколько нужно сил и времени, средств потратить, чтобы оценить тысячи вин из разных винодельческих регионов, из разных хозяйств. Но хочется, чтобы эти рейтинги были действительно профессиональные и адекватные. Важно: ни к одному рейтингу нельзя относиться как к какой-то абсолютной величине, потому что вино — это очень субъективная вещь. Существует масса факторов, влияющих на оценку вина в конкретной ситуации конкретными экспертами. Тысячи нюансов, которые могут играть и в плюс, и в минус.
О профессии и семейном деле
Дома и на семейных праздниках вы пьете в основном свои вина?
Нет, наоборот. В большей степени чужие.
Как же так?
Свое вино — это же работа. Свои вина мы тоже часто пьем, они всегда присутствуют на праздничном столе. Но всегда хочется чего-то другого, нового, поэтому ради интереса дегустируем и российских виноделов, и вина со всего мира.
С дочкой бывают профессиональные споры?
Вполне. Дочь сама уже взрослый винодел, в 2021 году окончила обучение в Тимирязевской академии. Делала наше первое розовое вино как дипломный проект. И вот уже два сезона она наш полноценный сотрудник. На практике это тяжелый труд. Многие представляют виноделов в некоем таком романтическом ключе: ты где-то там находишься на юге, у тебя виноградники, у тебя бокал в руках — и вот вся твоя работа. На самом деле ты в поле и в жару, и в холод, и в другие какие-то моменты. Потом сама винодельня — это то еще место: зимой холодно, влажно, сыро, постоянно что-то нужно мыть. Но, наверное, самое приятное — это обратная связь, которую ты получаешь от гостей, которые к тебе приезжают, пробуют вина или где-то сначала попробовали, а потом специально к тебе приехали, делятся своими впечатлениями. Особенно если они хорошие, позитивные, это всегда вдохновляет. Мне кажется, люди, которые пьют вино и хотят в нем разбираться, очень эрудированные и разноплановые. У меня появилось большое число знакомых и друзей из разных уголков нашей страны благодаря вину. Вино — это такой магический ключ, который открывает многие двери, знакомит тебя с интересными и красивыми людьми. Знакомства, наверное, одна из самых приятных частей работы.
Занятие вином — процесс цикличный. У нас годичный цикл работы и на винограднике, и в погребе. И за этот год тебе ничего не успевает надоесть. Если бы я трудился на заводе или в офисе, у меня был бы монотонный график работы: с восьми до пяти, понедельник—пятница. А здесь мы то занимаемся обрезкой, то собираем урожай, то разливаем вино. Песня просто и большое разнообразие.
Вы в одном из своих интервью говорили, что нашему потребителю не хватает внутреннего патриотизма. Сейчас замечаете изменения или все по-прежнему?
Сейчас больше стало лояльных людей. Но все равно, если на полке будут стоять три бутылки вина — условно, итальянское, французское и российское, — то большинство возьмет не отечественного производителя.
Думаю, у нас есть хороший задел. В целом государственная политика направлена на то, чтобы сделать преференции местному производителю. Но подчеркну, что я всегда за честную конкуренцию. Все-таки мы должны себе завоевывать любовь потребителя не барьерами, а качеством вина, чтобы мы были конкурентны, а человек имел право выбора. Последние два-три года показали, что российские вина начинают занимать все большую долю на рынке. Важно, чтобы производители не стали в погоне за спросом выпускать посредственный продукт, иначе эффект обратный будет: потребитель в вино российское не поверит, не выберет его.
О правилах жизни
Пять правил жизни Олега Репина какие?
Очень простые. Первое — живи в гармонии с окружающим миром, с теми людьми, которые тебя окружают. Мне кажется, плохой человек не может делать хорошее вино. У меня такое убеждение. Когда ты живешь в гармонии с миром, когда рядом с тобой добрые, позитивные интересные люди. Второе — делай свою работу профессионально. Я до сих пор продолжаю учиться, постигаю новое каждый день. Для меня посещение любого винодельческого хозяйства — это новый опыт, даже если я там был много раз. Общение с коллегами — это всегда очень интересно и полезно. Третье правило — ставь амбициозные цели. Ты должен планку ставить высоко, иначе будешь еле-еле прыгать, а прыгать надо высоко. Четвертое — правило это или мечта — сделать вино, которое останется после тебя. Наверное, у каждого винодела есть такая мечта — сделать вино, которое будет дальше продолжать твою историю. Пятое — правильно относиться к трудностям: любые сложности делают тебя сильнее, сепарируют твое окружение, ты видишь, кто друг, а кто так. Испытания… Они всегда показывают, на правильном пути ты или нет.
Фото: пресс-служба
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl