Шанс разбудить провинцию

Важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости

ЭкспертОбщество

Шанс разбудить провинцию

Радикальное улучшение транспортной связности регионов в зоне прохождения высокоскоростных железнодорожных магистралей откроет новые жизненные перспективы миллионам россиян. Этот важнейший социальный эффект ВСМ гораздо важнее сроков их окупаемости в узком смысле

Сергей Кудияров, Александр Ивантер

Железнодорожный транспорт играет огромную роль в экономике России. Наша страна располагает третьей по протяженности, после США и Китая, сетью стальных магистралей. На железные дороги приходится 86% всего грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 22% перевозок пассажиров. Однако это никоим образом не касается высокоскоростных железнодорожных перевозок. Министерство путей сообщения CCCР (предшественник РЖД) еще в 1987 года приступало к проектированию высокоскоростных магистралей (ВСМ) Центр —Юг (Москва—Крым) и Москва—Ленинград, но за прошедшие три с лишним десятка лет линий ВСМ в нашей стране так и не появилось. Самый быстрый поезд России «Сапсан» в сообщении между Москвой и Санкт-Петербургом движется со средней скоростью 200 км/ч, а 250 км/ч — его верхний порог. Причем для движения используется общая железнодорожная сеть, а не выделенная линия.

Напомним, что под ВСМ в мире принято понимать железнодорожные линии, как правило выделенные, способные поддерживать скорость 250 км/ч и более. Первой в мире ВСМ стала открытая к Олимпийским играм в Токио 1964 года линия Shinkansen, соединившая японскую столицу и город Осака. В 1977 году в элитный ВСМ-клуб вошла Италия с трассой Рим—Флоренция. Еще через четыре года с линией Париж—Лион дебютировала Франция. Затем высокоскоростные магистрали появились в Германии (в 1988 году), Испании (в 1992-м), Южной Корее (в 2004-м), Тайване и КНР (в 2007-м). Китай добился особого успеха: всего за десять с небольшим лет здесь была построена 31 тыс. километров ВСМ, что составляет на сегодня 67% общей протяженности высокоскоростных трасс в мире. В процессе сооружения ВСМ находятся Великобритания и США, первые ВСМ запустили и некоторые амбициозные страны, не относящиеся к технологическому первому эшелону, такие как Саудовская Аравия и Турция.

Почему же в нашей стране процесс создания ВСМ оказался столь долгим и мучительным? С одной стороны, у такой нерешительности есть объективные основания. Во-первых, масштабность задачи. Речь идет о сложнейшем мегапроекте, создании в стране целого кластера новых производств и компетенций — начиная с устройства железнодорожного полотна, рассчитанного на сверхвысокие скорости, до производства тягового и подвижного состава с качественно другими против привычных характеристиками. Во-вторых, финансовые модели всех обсуждаемых проектов содержат значительную бюджетную составляющую: их реализация потребует сотен миллиардов налоговых рублей. Принципиально важно, чтобы эти инвестиции принесли максимальный как прямой транспортный, так и косвенный макроэкономический эффект.

Кроме того, в спорах о сроках окупаемости разных маршрутов ВСМ и их приоритизации часто упускается из вида уникальный социальный эффект, который способен принести высокоскоростной и, что немаловажно, массово доступный наземный транспорт. Речь идет о качественном повышении мобильности населения. Конечно, сама по себе мобильность не самоцель, в конце концов, максимальную мобильность граждане обретают в годы великих потрясений, войн и революций, сопровождаемых массовыми эвакуациями и депортациями.

Скорее, надо говорить о шансе на новое качество жизни, которое приобретают жители провинции в ареале прохождения магистрали. Уплотненное, сжатое ВСМ-пространство дает веер новых трудовых, образовательных, потребительских и бизнес-треков для миллионов людей.

Понятно, что сама по себе эта «химия» не возникнет. В мире где-то возникает, где-то нет. К чести РЖД, компания придумывает и обсуждает с региональными властями кластерные проекты для формирования точек роста вокруг остановочных пунктов по ходу следования пилотной магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода.

Где строить

Безусловно, ВСМ не могут быть универсальным ответом на все потребности общества в перевозках. В мировой практике целевой аудиторией ВСМ обычно выбираются бизнес-путешественники и туристы. При средней рабочей (не максимальной!) скорости 250 км/ч высокоскоростной поезд может преодолеть расстояние 500 км за два часа, что позволяет совершить путешествие даже между крайними точками магистрали в течение одного дня, не тратя времени и денег на ночлег. Это кардинальным образом повышает транспортную связность территорий, охваченных сетью ВСМ.

«Есть три основных критерия принятия решения о строительстве ВСМ, — говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков. — Во-первых, плотность и концентрация населения, наличие больших городов, отстоящих друг от друга на 400–600 километров. Во-вторых, население должно быть достаточно платежеспособным, чтобы пользоваться ВСМ. Если эти условия выполняются, можно анализировать третье — оценивать достаточность социально-экономических эффектов от реализации проекта».

Для обеспечения эффекта экономии времени большое значение имеет география расположения станций в разрезе, центр это или окраина города. Скажем, при авиаперелетах колоссальный объем времени, подчас сравнимый с длительностью самого полета, съедает дорога в аэропорт и из него.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Украина и сила искусства Украина и сила искусства

Владимир Зеленский принялся крушить политическую элиту Украины

Эксперт, май'19
Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер

Жутковатая, но романтичная история Анны Бейкер и ее белого платья

Cosmopolitan, июнь'19
До Владимира — час, до Нижнего — два До Владимира — час, до Нижнего — два

Высокоскоростное движение в Нижний Новгород можно успеть запустить к 2024 году

Эксперт, июнь'19
Мифы о любви, которые мешают отношениям и портят самооценку Мифы о любви, которые мешают отношениям и портят самооценку

Проблемы влюбленных — одна из самых волнующих тем

Psychologies, июнь'19
Чудище в перьях Чудище в перьях

В Крыму нашли одну из самых крупных птиц в истории Земли

Огонёк, июль'19
GPS и A-GPS: в чем разница и что лучше? GPS и A-GPS: в чем разница и что лучше?

В чем разница между GPS и A-GPS, и какие преимущества дает буква A

CHIP, июнь'19
Приключения Чеболя в России Приключения Чеболя в России

Samsung сам начал продавать смартфоны в интернете. Не поздно ли?

Forbes, март'19
Джоан Осборн, Дайдо и еще 6 музыкантов, которых прославила одна песня Джоан Осборн, Дайдо и еще 6 музыкантов, которых прославила одна песня

Есть музыканты, главный хит которых мы узнаем с первых нот

РБК, июнь'19
Рыжиковое масло Рыжиковое масло

О масле из семян рыжика посевного

Наука и жизнь, март'19
Коко Шанель: женщина в чёрном Коко Шанель: женщина в чёрном

Тёмные страницы в биографии создательницы всемирно знаменитого бренда

Дилетант, июль'19
Софта много, железа мало: тест бюджетника Samsung Galaxy M20 Софта много, железа мало: тест бюджетника Samsung Galaxy M20

Galaxy M20 очень притягательный вариант недорогого телефона

Популярная механика, июнь'19
Сенсация сезона. Как разумная экономия помогла «Тоттенхэму» добраться до финала Лиги чемпионов Сенсация сезона. Как разумная экономия помогла «Тоттенхэму» добраться до финала Лиги чемпионов

Лондонский клуб «Тоттенхэм» проводит самый успешный сезон в своей истории

Forbes, июнь'19
Театр: Елизавета Боярская Театр: Елизавета Боярская

Звезда МДТ показала в Малом зале Филармонии мультимедийный спектакль «1926»

Собака.ru, июнь'19
«Режим ошпаренной кошки оставьте за воротами» «Режим ошпаренной кошки оставьте за воротами»

Как создать нормальный психоневрологический интернат

Русский репортер, июнь'19
В России задумались о введении «платы за пробки». Поможет ли она разгрузить дороги? В России задумались о введении «платы за пробки». Поможет ли она разгрузить дороги?

В России задумались над введением платных перекрестков

Forbes, июнь'19
Возвращение чёрной смородины Возвращение чёрной смородины

История черной смородины в России

Наука и жизнь, апрель'19
Глоток еды Глоток еды

Вода — это отлично, но влага может также поступать в организм и из пищи

Yoga Journal, июль'19
Анна Плетнева Анна Плетнева

Певица уверяет, что она заколдованная и выигрывает всегда у всех мужчин!

Playboy, июнь'19
«Потому, что мы все умрем»: микросага о любви Киану Ривза к мотоциклам «Потому, что мы все умрем»: микросага о любви Киану Ривза к мотоциклам

Киану Ривз и любовь к мотоциклам

Maxim, июнь'19
Паразиты, львы и мир без женщин: 10 лучших фильмов этого лета Паразиты, львы и мир без женщин: 10 лучших фильмов этого лета

В этом году большие режиссеры не сговариваясь выпустили по новому фильму:

Forbes, июнь'19
5 способов не сойти с ума в мире, где все хотят худеть 5 способов не сойти с ума в мире, где все хотят худеть

Чего мы на самом деле хотим и почему диета — не лучший способ добиться цели

Psychologies, июнь'19
12 самых ожидаемых сериалов июля: пацаны, куртизанки и странные дела 12 самых ожидаемых сериалов июля: пацаны, куртизанки и странные дела

Империя Netflix наносит ответный удар

Playboy, июнь'19
Как мотивировать ребенка учить английский Как мотивировать ребенка учить английский

Как можно помочь ребенку всерьез заинтересоваться иностранным языком

Psychologies, июнь'19
Самый дорогой объектив по цене Kia Rio: Sony 600 mm F4 GM OSS Самый дорогой объектив по цене Kia Rio: Sony 600 mm F4 GM OSS

На что способен объектив почти за 1 млн рублей? Разбираемся в обзоре

CHIP, июнь'19
Удержаться на плаву Удержаться на плаву

Вьетнамцы острова Фукуок. Все их существование связано с водой

Вокруг света, июль'19
Что взять с собой в кемпинг? Список из 12 необходимых вещей на природе Что взять с собой в кемпинг? Список из 12 необходимых вещей на природе

Го на свежий воздух!

Playboy, июнь'19
Бургер без греха Бургер без греха

White Rabbit Family ввел в меню новый продукт — бургер из растительного сырья

Эксперт, июнь'19
Машину заказывали? Машину заказывали?

Светлана Виноградова о том, как 25 лет подряд ходить на работу как на праздник

Cosmopolitan, июль'19
Звездные победители и гости  юбилейной церемонии Fashion People Awards 2019 Звездные победители и гости  юбилейной церемонии Fashion People Awards 2019

Церемония вручения ежегодной премий Fashion People Awards 2019

Cosmopolitan, июнь'19
Натюрморт Михаила Ларионова и «Аэродром» Георгия Нисского — топ-лоты русских торгов Sotheby’s Натюрморт Михаила Ларионова и «Аэродром» Георгия Нисского — топ-лоты русских торгов Sotheby’s

На что обязательно обратить внимание на аукционе Sotheby's

Forbes, июнь'19