Вопрос о 8,5 млрд рублей остался без ответа. Полковник Захарченко получил 13 лет за скидочную карту и Нота-Банк
Полковнику Захарченко, задержанному почти три года назад, вынесен приговор. Суд счел, что его исправление «невозможно без изоляции от общества», но по главному эпизоду дела — взятке в $800 тысяч — виновным не признал. Суд не дал ответ и на вопрос о происхождении 8,5 млрд рублей, обнаруженных в квартире сестры высокопоставленного полицейского
Приговор для полковника-«миллиардера»
13 лет колонии строгого режима, штраф почти в 118 млн рублей, лишение звания и всех наград, а также двухлетний запрет занимать должности в правоохранительных органах — такой приговор в понедельник, 10 июня вынес Пресненский суд Москвы полковнику МВД Дмитрию Захарченко. Таким образом, подведена черта под делом, продолжавшемся почти три года. Приговор оказался несколько более мягким, чем тот, на котором настаивало обвинение (15,5 лет лишения свободы и 494 млн рублей штрафа).
Захарченко задержали в сентябре 2016 года (тогда он был исполняющим обязанности главы управления «Т» Главного управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией (ГУЭБиПК) МВД). Арест полковника вызвал широкий общественный резонанс — сразу после задержания, в ходе обысков дома у сестры полковника обнаружили $140 млн, €2,2 млн и 374 млн рублей (всего — около 8,5 млрд рублей). Сам полковник утверждал, что не знает о происхождении этих денег. Имущество примерно на аналогичную сумму, 9 млрд рублей — 27 объектов недвижимости, четыре автомобиля и золотой слиток — было взысканы с семьи Захарченко в пользу государства.
Ответ на вопрос, кому же принадлежали миллиарды, не прозвучал и на сегодняшнем судебном заседании. Обвинения по главному эпизоду дела — о получении за покровительство $800 тысяч от владельца рыбного ресторана La Maree Меди Дусса — суд счел недоказанным. Виновным Захарченко был признан лишь по двум эпизодам: получение взятки от Дусса в виде 50-процентной скидочной карты ресторана и воспрепятствование расследованию дела о хищении средств вкладчиков Нота-Банка. Сам Захарченко не признал вину ни по одному из эпизодов.
Захарченко о Голунове
В Пресненском суде в день вынесения приговора собрались десятки людей (в основном журналисты), а также друзья и родственники Захарченко. Сам обвиняемый, который приехал в суд в ярко-голубой футболке, выглядел мрачным, как и его адвокаты.
«Как ваше настроение?» — спрашивали журналисты перед началом заседания. «Рабочее», — односложно отвечал полковник. Он разговорился только под конец заседания. «А правда, что вашему коллеге, журналисту [Ивану Голунову], подкинули наркотики», — поинтересовался Захарченко в одном из перерывов. «А что вы его сразу не осуждаете? Тоже ведь у него в квартире нашли», — провел он неожиданную аналогию.
Исправление невозможно без изоляции
Оглашение приговора растянулось почти на пять часов. С первых строк, которые зачитала судья Елена Абрамова, стало понятно. что приговор будет обвинительным. Суд установил. что Захарченко действительно получил взятку от Меди Дусса.
Следствие настаивало, что Захарченко инициировал проверки La Maree и вынудил Дусса заплатить через посредников $800 тысяч и также передать скидочную карту La Maree (в итоге сумма скидок составила 3 млн рублей). Деньги, которые Дусс платил за прекращение проверок ресторана и морепродуктов, передавались через двух посредников - бывшего сотрудника Росгвардии Алексея Лаушкина и экс-сотрудника управления «М» ФСБ полковника Дмитрия Сенина.
Неожиданный поворот в заседании произошел под самый конец — суд посчитал недоказанным тот факт, что сумма дошла до Захарченко и по этому эпизоду полковника оправдал.
В ресторане La Maree Захарченко регулярно назначал встречи – например именно в этом заведении он встречался с сестрой топ-менеджера Нота-Банка Ларисой Марчуковой в январе 2016 года, когда предупреждал ее о готовящихся обысках у сестры – Галины Марчуковой. Об этом в своих показаниях рассказывала сама Марчукова, следует из приговора суда. Одним предупреждение тогда дело не закончилось – Захарченко также помог спрятать сестрам телефон и ноутбук. Сейчас обе сестры осуждены за хищение денег вкладчиков Нота-Банка на срок 3 года и 4 месяца и 3 года и 3 месяца соответственно. В итоге суд счел вину Захарченко по этому эпизоду доказанной.
Обосновывая длительный тюремный срок, судья отмечала, что Захарченко совершил тяжкие преступления и его исправление «невозможно без изоляции от общества».
«Я порядке, не волнуйтесь», — махал Захарченко родственникам и друзьям после оглашения приговора.
Точка в деле Захарченко пока не поставлена. В производстве следователей до сих пор остается еще один эпизод о получении Захарченко взятки в 7 млн рублей от бизнесмена Анатолия Пшегорницкого. К тому же, адвокаты полковника пообещали обжаловать приговор. Собирается обжаловать приговор и сторона обвинения, которая намерена добиться признания Захарченко виновным в получении взятки в $800 тысяч.