Алиса Хазанова: «Моя героиня сделала выбор в жизни, у нее не было никого, ничего, у нее была только сумасшедшая одержимость профессией»
2, 3 и 4 июня впервые в Москве, в Театральном центре «На Страстном», пройдет спектакль «Девушка и смерть» режиссера Максима Диденко. Спектакль посвящен трагической судьбе советской актрисы 1940-х годов Валентины Караваевой. Главную роль в спектакле сыграла Алиса Хазанова. Esquire встретился с ней накануне премьеры и узнал, каково это — играть человека, стоящего на границе жизни и смерти.
Премьера спектакля «Девушка и смерть» российского театрального режиссера, известного провокатора и экспериментатора, Максима Диденко состоялась в Лондоне в ноябре прошлого года. Спектакль посвящен судьбе советской актрисы Валентины Караваевой. Свою звездную и единственную главную роль телеграфистки Маши Степановой она сыграла в 1942 году в фильме “Машенька”, за которую получила Сталинскую премию. Но через год Караваева попала в автомобильную катастрофу, изуродовавшую ее лицо. Шрам протянулся от уха до подбородка, а верхняя губа онемела. После она практически нигде не снималась. Вся ее последующая жизнь была посвящена тому, чтобы избавиться от шрама и вернуться в кино, но этого так и не случилось.
Последние годы жизни Караваева провела практически в нищете, но осталась верна профессии: она сама снимала себя на кинокамеру в своей квартире, играя отрывки из ролей, которые ей не суждено было воплотить на большом экране. Караваева умерла на 77 году жизни. Точная дата смерти неизвестна, сообщается, что это случилось в конце декабря 1997 года, когда в доме прорвало трубы. Соседи забили тревогу и взломали дверь актрисы, но обнаружили ее уже мертвой в полузатопленной квартире.
В главной роли в постановке Диденко — Алиса Хазанова, актриса, режиссер и муза российского театра «новой волны». Esquire встретился с ней накануне премьеры и узнал, каким получился спектакль, нужно ли к нему заранее готовиться, а также каково это — играть человека, стоящего на границе жизни и смерти.
В одном из интервью Максим Диденко говорил, что идея спектакля принадлежит вам. Расскажите, как вы узнали эту историю?
Она ко мне тоже пришла. Видимо, такая судьба у этой истории. Продюсер Александрина Маркво предложила мне сделать спектакль в Лондоне с Максимом Диденко. Я говорю: «Здорово, я мечтаю с Максимом поработать, а какой материал?» Она говорит: «Не знаю, давайте думать». Дальше параллельно случились две вещи. В Москве я встретилась со своим другом Георгием Джапаридзе, и он рассказал мне историю Валентины Караваевой. Я совершенно обалдела: во-первых, от самой истории, а во-вторых, от того, что я никогда об этом не слышала. Судьба Валентины Караваевой мне показалась интересной, сильной, трагической, запала в душу. Также по совету Александрины я встретилась в Москве с драматургом Аней Рулёвой. Буквально через пять минут нашего разговора я понимаю, что она мне рассказывает ту же саму историю, что и Георгий.
Поняв, что Валентина пришла к нам с двух сторон, я решила рассказать про эту историю Максиму, поэтому он говорит, что это моя идея. На самом деле, она, конечно, не совсем моя, но она ко мне таким образом пришла. Уже потом Максим подключил Валеру Печейкина для создания пьесы. И он, на мой взгляд, выбрал замечательную форму, которая, с одной стороны, рассказывает судьбу Валентины, а с другой, очень много говорит об общечеловеческих категориях. Вот так все переплелось и сложилось.
Почему премьера спектакля прошла именно в Лондоне?
Потому что продюсер Александрина Маркво находится там. У нее была амбиция — показать в Лондоне не привезенный на гастроли проект (как это обычно бывает), а сделать спектакль именно там, чтобы все этапы производства происходили в Лондоне. И эта идея всем понравилась, и всем было интересно попробовать. Аудитория была в основном русскоязычная, но приходило и много англичан, для них были субтитры и либретто на английском языке. Обычно в Лондоне с гастролями приезжает очень хороший, классический русский театр. А мы показали его «новую волну».