Все серии «Черного зеркала»: от худших к лучшим
Вспоминаем и ранжируем все эпизоды пророческого сериала.
Разочарованные пятым сезоном «Черного зеркала», мы вооружились бессмертным принципом Мао Цзэдуна «чем хуже, тем лучше» и, жертвуя сном и душевным покоем, пересмотрели все эпизоды сериала Чарли Брукера, чтобы расположить их от худших к лучшим. Вот что из этого вышло.
23«Брандашмыг»/Bandersnatch
От сериала про разрушительное влияние технологий на отношения и культуру зрители не ждали такого просчитанного шага. «Зеркало» было трудно обвинить в нехватке самоиронии, а то, с каким запалом его создатели рассказывали, что мобильные телефоны – это плохо, позволяло им избегать вопросов вроде: «А на чем люди смотрят ваше шоу?» «Брандашмыг» сорвал и растоптал эти розовые очки.
Заявленная интерактивность серии напоминает фразу «Продолжение см. на странице…» из инструкции к пылесосу. Из-за вялого сюжета и бесхарактерных персонажей решения, которые зритель может принимать за главного героя, не имеют никакого веса. Хорошо «Брандашмыг» справился лишь с одной (возможно, с единственной) своей задачей: поднять шум в сети и количество подписчиков сервиса Netflix.
22«Рэйчел, Джек и Тоже Эшли»/Rachel, Jack and Ashley Too
Сезон 5, серия 3
Мало что можно сказать в защиту худшей серии худшего сезона «Черного зеркала». Темы, которые она поднимает, – первичность сознания и последствия его копирования, влияние селебрити-культуры на наше самовосприятие, алгоритмы, которые всех заменят, – давно потеряли свежесть. Да и мысль, что в будущем компьютеры будут генерировать песни, по проницательности сопоставима с прогнозом погоды.
Пожалуй, единственная заслуга серии «Рэйчел, Джек и Тоже Эшли» в том, что она окончательно доказала, что артистка Майли Сайрус не только неважно поет, но и очень плохо играет. Даже саму себя.
21«Момент Валдо»/The Waldo Moment
Сезон 2, серия 3
Злую шутку с серией «Момент Валдо» сыграло время. Идея, что уставшие от взаимозаменяемых политиков люди будут голосовать за вульгарного анимационного медведя, могла показаться смешной и радикальной в далеком 2013 году, но не сейчас.
Победа Трампа на президентских выборах в США и новый президент Бразилии, открытый женоненавистник, расист и гомофоб Жаир Болсонару, доказали, что реальность может дать прикурить даже самой мрачной фантазии. Сатирический эпизод и в момент своего выхода был куда менее острым, чем хотел казаться, теперь же он не выдерживает конкуренции с одним заходом в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
20«Аркангел»/Arkangel
Сезон 3, серия 2
«Аркангелу» удается быть одновременно слишком прямолинейным и абсолютно нелогичным. Какому родителю придет в голову вживить ребенку чип, блокирующий все опасности в его окружении? Почему в мире, который напоминает наше ближайшее будущее, таким вредительством занимаются в клиниках, а не в подворотнях? Как девочка, не обладающая базовой защитной функцией организма (страхом), дожила до возраста, в котором ей начали нравиться мальчики? Мы бы закрыли на эти вопросы глаза, если бы «Аркангелу» было что сказать, но весь его пафос умещается в известный призыв из песни Pink Floyd: «Оставьте детей в покое!»
19«Осколки»/Smithereens
Сезон 5, серия 2
Сюжет этого эпизода, наверное, поместится на один лист A4. Он рассказывает о таксисте, жизнь которого разрушило оповещение в социальной сети Smithereen. Отчаявшийся водитель решает взять в заложники сотрудника этого сайта, чтобы заполучить внимание его могущественного основателя. Дозвонившись до гуру (с определенными трудностями, но, прямо скажем, довольно быстро), он рассказывает ему свою трагичную историю.
Единственное, что спасает эту растянутую на непростительные 70 минут социальную рекламу об опасности использования телефона за рулем, – это отличная игра всеми любимого Мориарти (актера Эндрю Скотта).
18«Бросок Гадюки»/Striking Vipers
Сезон 5, серия 1
«Бросок гадюки» – лучшая серия последнего неудачного сезона «Черного зеркала». Она затрагивает сложные темы мужской дружбы и близости, сексуальности и отношений с собственным телом, делает это задорно и без лишнего пафоса.
Но складывается впечатление, что создателей серии эти вопросы интересуют не больше, чем, скажем, разработчиков файтингов волнует проблема насилия. При первом намеке на неловкость все сразу сводится в шутку. К слову о файтингах. Воспринимать серию серьезно мешает и то, что будущее интерактивных развлечений в ней сводится к банальной мысли: «А что если видеоигры, но по-настоящему».
17«Металлист»/Metalhead
Сезон 4, серия 5
Выход триллера про четвероногих роботов-убийц пришелся на пик всеобщего восторга и ужаса от нового творения компании Boston Dynamics, которое двигалось так же естественно и тоже походило на собаку. Немудрено, что эпизод наделал шуму.