Компания «Эра» стала одним из крупнейших в мире производителей вентиляторов

ЭкспертБизнес

Проветрят глобально и без сквозняков

Компания «Эра» за двадцать лет стала одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров бытовых вентиляторов

Вера Краснова

Закупая для вентиляторов китайские моторы, «Эра» нашла способ обеспечивать им «русское качество» и длительную гарантию

«Наш продукт, как хлеб, как булочки, производится миллионными тиражами и ежедневно уходит с полок магазинов», — так в рязанской компании «Эра» говорят о бытовых вентиляторах и вентиляционном оборудовании, которое они выпускают более двадцати лет. Выпуск достиг почти 40 млн штук в год — по оценке руководства компании, она входит в десятку, а то и в пятерку мировых производителей, и примерно пятая часть ее продукции расходится по всему миру, более чем в 50 стран. Но это не предел, поскольку экспорт предприятия растет опережающими темпами — еще три года назад его доля в выручке едва превышала 10%.

Сегодня продукция «Эры» представлена в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Персидского залива, Индии и Вьетнаме. В ближайшие годы компания сосредоточится на Латинской Америке, где она пока известна лишь в Перу и Чили. Затем планируется осваивать Африку, Австралию и Северную Америку.

Компания «Эра» («Эковент») была создана в 1997 году в Рязани. Выпускает системы вентиляции: бытовые и коммерческие вентиляторы, воздухораспределители и воздуховоды.
Производственные активы: предприятие в Рязани площадью 16 тыс. кв. м, автоматизированные склады в Рязани, Казани и Ростовена-Дону общей площадью 12,5 кв. м.
Выручка — 2,3 млрд рублей.
Число сотрудников — 650 человек.

Польский след в российском вентиляторе

Александр Голосов,
коммерческий
директор компании
«Эра»:
«Наша продукция,
будучи массовой
по своему
функционалу,
по качеству
несравнима с
ширпотребом,
например китайского
производства»

О том, что установка бытового вентилятора в ванной комнате является обязательной частью ремонта, российские граждане узнали в 1990-е годы, когда в моду вошел евроремонт. Законодателем вентиляционной моды на постсоветском пространстве тогда были польские компании, предлагавшие пластиковые решетки вместе с китайскими вентиляторами. Именно польская пластиковая продукция — рамка и вставка в нее — подтолкнула рязанских предпринимателей Александра Заварзина и Валерия Пронькина создать в 1997 году компанию «Эковент».

Когда в ассортименте «Эковента» появилось пять пластиковых рамок разных размеров, на них обратил внимание один дистрибьютор из Москвы. С этого момента рязанская компания пошла в гору, так как московский рынок евроремонта был огромен. А вот присутствие польских предпринимателей в России стало постепенно сокращаться: как говорят старожилы, в 2000-е поляки утратили доминирование на вентиляционном рынке не только в России, но и в Европе. Тем не менее рязанской компании на пути к успеху было суждено еще раз набрести на счастливый для нее польский след.

В 2007 году «Эковент» усилиями одного из акционеров прошел через ребрендинг. Поменяв название на Era Group, или «Эра», предприятие изменило и модель бизнеса: если раньше его продукция продавалась исключительно на строительных рынках и в маленьких хозяйственных магазинчиках, то теперь был взят курс на представленность в сетях DIY, первой из которых в 2011 году стала сеть «Максидом». По сути, речь шла о стратегии выхода на глобальный рынок. И в это самое время в «Эру» обратился с предложением сотрудничества один польский бизнесмен. Он с симпатией относился к России, хорошо говорил по-русски, и с его легкой руки с 2011 года рязанская продукция стала продаваться в Польше.

Это был знак того, что «Эра», которая с середины 2000-х уже присутствовала на рынках стран СНГ, как экспортер способна на большее. Впрочем, еще несколько лет в Рязани продолжали «не замечать» европейское направление экспорта. Лишь в 2013 году компания начала участвовать в выставках в Европе, а с 2016 года активно продвигаться на мировые рынки.

«Очень теплые условия» для дилеров

С тем поляком «Эра» сотрудничает и дружит до сих пор — последний раз он приезжал в Рязань на празднование Нового 2020 года, и лишь пандемия нарушила эту традицию. Впрочем, похоже, не он один испытывает теплые чувства к российскому поставщику. И дело тут не только в эмоциях. Как пояснил Лукас Мач, дилер «Эры» в Чехии, Венгрии, Словакии, Австрии, Германии и Польше, рязанцы создают партнерам «очень теплые условия», к которым он относит «компетентность, цены, наличие товара». Под компетентностью он понимает качество самого продукта, качество его сопровождения и качество отношений.

По словам Александра Голосова, коммерческого директора «Эры», в компании действительно придают всему этому первостепенное значение. Их продукция, будучи массовой по своему функционалу, по качеству несравнима с ширпотребом, например китайского производства. Хотя моторы для своих вентиляторов «Эра», как и всякий производитель в мире, закупает в Китае. Но здесь они приобретают «русское качество». Как это происходит?

С самого начала рязанские инженеры закладывают в спецификацию двигателя определенные конструктивные детали, к ним относится, например, наличие предохранителя, чтобы исключить возгорание в случае перегрева намотки. Последнее может произойти как по вине завода-изготовителя, так и по причине колебаний напряжения в сети, и даже мировые бренды от этого не застрахованы.

На следующем этапе, когда готовые моторы прибывают из Китая в Рязань, они все без исключения, а это десятки тысяч в месяц, тестируются на специальном стенде, и брак возвращается на завод. После чего, когда двигатель уже установлен в корпус, сборщики еще раз запускают все вентиляторы. «Если что-то не запустилось либо чиркает крыльчатка или перекос пошел в сборке, то они либо разбирают и собирают заново, либо отбраковывают», — рассказывает Александр Голосов. Наконец, уже на складе готовой продукции специалисты отдела качества производят выборочную проверку. Здесь сказывается еще и организационная структура, позволяющая избегать конфликта интересов между производством и контролем качества. «Все по-разному контроль качества осуществляют, где-то отдел качества находится в подчинении у производства, а у нас они не связаны друг с другом, директор по качеству подчиняется напрямую генеральному директору», — подчеркивает Говоров.

В итоге компания смело дает большую гарантию на свою продукцию: на экономсерию — два года, а на изделия среднего и высокого ценового сегментов — пять лет. Кстати, все три ценовые категории находят свою нишу за рубежом. Например, во Вьетнаме, рынок которого заполнен низкокачественными вентиляторами местного производства, пользуются спросом рязанские вентиляторы высокого ценового сегмента и идут там как премиальные.

Микросхемы для платы управления вентилятором «Эра» закупает в Америке и Европе, но программы для них пишут в Рязани. Это позволяет создавать модели, не имеющие аналогов, например «умный» вентилятор, который за счет встроенного фототаймера определяет, когда человек гасит свет и выходит из ванной, после чего начинает работать. «Это актуально для молодых мам, которые моют детей, особенно грудничков, и если при этом вентилятор работает, то создаются небольшие сквозняки. А кому-то просто не нравится даже тихое жужжание, — объясняют свой замысел в компании. — А тут вы приняли ванну, вышли, а вентилятор уже без вас все проветрил». В ближайшее время специалисты компании рассчитывают адаптировать к блоку управления вентилятором такие «умные» решения, как «Алиса», «Маруся», «Сири» и др.

Заказ превыше всего

Компетентность поставщика, с точки зрения дилера, проявляется не только в качестве продукта, но и в ассортименте, а также в наличии его на складе. Продуктовая линейка «Эры» насчитывает около трех тысяч SKU, куда помимо вентиляторов входят пластиковые изделия: воздуховоды, решетки, люки, дверцы. Много это или мало? Как говорят в самой компании, ровно столько, сколько нужно.

У большинства производителей ассортимент как минимум вдвое меньше, больше только у одной компании — украинской Vents, игрока номер один в мире и главного конкурента «Эры». Но, по словам Александра Голосова, в «Эре» не стремятся к простому наращиванию ассортимента: «Мы к созданию каждого SKU подходим индивидуально, у нас их количество сбалансировано: этого достаточно, чтобы людям закрыть все свои потребности, а дилерам — всю полку в рознице, которая даже в самом широком варианте не превышает 600–700 позиций».

В то же время дилеры ценят постоянное качественное обновление ассортимента у «Эры». На это указал Игорь Митрофанов, дилер из Белоруссии: «Обычно на запуск в серию каждого нового продукта требуется весьма много времени, иногда свыше десяти месяцев. Поэтому впечатляет скорость развития компании “Эра”, для этого нужны очень грамотные и опытные специалисты, профессионалы с большой буквы, которые не просто знают свое дело на отлично, а работают как единое целое».

У ассортиментной политики есть и экономическая составляющая: чем больше SKU, тем выше затраты на производство и хранение. И здесь «Эра» тоже ищет баланс: не расширяя бесконечно продуктовую линейку, грамотно планируя ассортиментную матрицу, одновременно обеспечивать наличие на складе максимального числа наименований — то, что у коммерсантов называется индексом удовлетворенности клиента. «Мы гарантируем своим покупателям, что отгрузим не менее 90 процентов заказанных ими позиций, с некоторыми компаниями у нас подписаны договоры на 95 процентов», — говорит Александр Голосов. Между тем у большинства производителей принято отгружать не более 70–80% SKU.

Отдельную благодарность от партнеров «Эра» получает за сроки обработки заказа. «Несколько слов об отделе экспортных продаж: оперативность, доброжелательность и профессионализм коллектива», — пишет Игорь Митрофанов. Речь идет о том, что заявка в «Эре» обрабатывается за три-четыре часа, максимум в течение рабочего дня, а не через три-пять дней, как чаще бывает у поставщиков. А всего доставка зарубежным партнерам гарантируется в срок не более трех недель, в случае морских перевозок — до двух месяцев. «Поверьте, это очень быстро, — говорит Александр Голосов, — с учетом того, что у наших партнеров есть еще внутренние требования. Например, мы поставляем продукцию в Словению, и, хотя словенского языка нет в стандартных языках паспортов продукции, согласно их требованию мы в каждый продукт вкладываем паспорт на словенском языке и обклеиваем упаковки стикерами. В России подобную процедуру с импортными товарами зачастую делают сами местные продавцы, а тут — производитель, и все равно мы укладываемся в сроки».

Дать заработать дилеру

Рязанские вентиляторы продаются в Европе по 20–25 евро (1600–2000 рублей), в то время как аналоги из Италии или Испании стоят от 40 до 60 евро (3000–5000 рублей). Дилерам, безусловно, очень нравится иметь такое преимущество в ценовой конкуренции. Лукас Мач, отзываясь о сотрудничестве с «Эрой», несколько раз почти с восторгом ссылается на цены. Казалось бы, в относительной дешевизне российской продукции на мировых рынках нет ничего нового, но в данном случае дело не только в макроэкономике и курсе рубля. Для того чтобы вызвать чувство восхищения у своих покупателей, «Эра» проводит весьма изощренную и комплексную ценовую и производственную политику.

Смыслом этой политики можно считать слоган «Дать заработать дилеру». К сожалению, рассказав ее суть «Эксперту», в компании попросили не публиковать подробности их отношений с дилерами, опасаясь конкуренции. Единственное, что можно сказать, — коммерческая служба «Эры» индивидуально подходит к каждому партнеру, и не для того, чтобы сделать цены непрозрачными, а с целью получить максимальный эффект для обеих сторон. По этому поводу Игорь Митрофанов, у которого поначалу возник конфликт интересов с «Эрой», говорит: «Были ли трудности? Конечно. Но если решать совместно — это можно сделать легко и быстро, а не это ли и есть определение настоящих партнерских отношений?»

Из явных инструментов, которые «Эра» использует для того, чтобы повысить доход клиента, надо назвать дополнительную скидку на логистику — она предоставляется за счет адресной помощи экспортерам по этой статье расходов со стороны Российского экспортного центра. Кроме того, всем дилерам гарантирована маркетинговая поддержка — она включает в себя раздаточные информационные материалы, переведенные на соответствующие языки, и демонстрационные стенды с вентиляторами, в том числе мини-стенды в виде небольшого куба с ручкой, который можно возить с собой на презентации и, включив в розетку, показывать, как работает устройство. Стенды не всегда предоставляются бесплатно, это зависит от объема закупки, но, как заверяют в компании, в любом случае клиент платит не более половины стоимости.

Впрочем, в основе привлекательной ценовой политики лежит постоянная кропотливая работа над себестоимостью производства, без которой невозможно получить базовую конкурентоспособную цену. С конца 2000-х на предприятии наращивают автоматизацию, внедряют «бережливое производство», в частности стали перерабатывать собственное вторсырье — обрезки пластика. «По сути, это первичное сырье, чистый пластик. Но мы его используем там, где не лицевые части, например во фланцах вентиляторов», — поясняет Александр Голосов. Что касается закупок сырья, включая корейский ABC-пластик, то, по его словам, компания старается получить лучшие условия от поставщиков, оперируя и объемами, и ценовой конкуренцией на рынке. То же с комплектующими.

А вот к покупке оборудования подход более тонкий. Основное правило — станки должны быть производительными и по возможности не слишком дорогими. Но бывает, что приходится его нарушать. Так, в последнее время компания развивает новое продуктовое направление коммерческих вентиляторов, и, поскольку для их выпуска используется не пластик, а металл, нужны строго станки премиального качества, их закупили не в Китае или Турции, а в Японии.

 Фотографии предоставлены компанией «Эра»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Почему мы бедны Почему мы бедны

Как Россия может увеличить темпы роста ВВП до регулярных 5–6% годовых

Эксперт
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Выгода на дне бутылки Выгода на дне бутылки

Почему автоматы по приему вторичной тары остаются в России имиджевым продуктом

Эксперт
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Иду на быт! 11 лайфхаков Иду на быт! 11 лайфхаков

Масштабный «разбор завалов»: расскажем, как сэкономить силы, время и нервы

Лиза
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
«Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE «Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE

Реально ли стать «пенсионером», пока ты еще достаточно молод?

Forbes
7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды 7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды

Фильмы, которые показывают невероятную химию между близнецами

Maxim
6 моментов, которые многое расскажут вам о характере человека 6 моментов, которые многое расскажут вам о характере человека

Что можно узнать о человеке по его поведению?

Psychologies
Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев

Генетики проанализировали ДНК больше ста представителей группы рауте

N+1
Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет? Почему уличные фонари в основном излучают желтый и оранжевый свет?

Почему цвет фонарей на улицах не меняют уже столько лет?

ТехИнсайдер
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее 5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее

Ряд привычек может пагубно сказаться на состоянии нашего организма

Psychologies
20 привычек, которые помогут прокачать себя 20 привычек, которые помогут прокачать себя

Почему так важно, чтобы привычки были здоровыми и полезными?

Psychologies
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память

Ученые нашли нейроны гиппокампа, которые отвечают за рабочую и долгую память

ТехИнсайдер
Открыть в приложении