Покупай, подорожало!
Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику, вызванный девальвацией рубля и распространением коронавируса, приведет к перенасыщению и стагнации рынка
Панические настроения россиян не только привели к росту закупок продуктов питания, но и заметно оживили рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ). Из-за девальвации рубля и распространения коронавируса потребители массово раскупают технику, боясь, что она подорожает. Особенно это относится к холодильникам и морозильным камерам, которые сегодня раскупаются в том числе для того, чтобы хранить закупленную впрок еду. Помимо этого переход части населения на удаленную работу и обучение повлек за собой рост продаж ноутбуков, компьютеров и аксессуаров к ним. Впрочем, несмотря на увеличение потребительской активности на рынке БТиЭ, настроения большинства игроков совсем не оптимистичные. После всплеска продаж многие продавцы техники предрекают затяжной спад, который скажется на всех производителях, поставщиках и ритейлерах.
Дело техники
Ажиотажный спрос отмечают все ритейлеры рынка БТиЭ, причем по всем группам товаров без исключения. «В марте наши продажи выросли примерно в два раза по сравнению с по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Потребители чаще берут ноутбуки, холодильники, бесконтактные термометры», — рассказывает руководитель направления интернет-маркетинга «Холодильник.Ру» Денис Егоров. «За последние две недели продажи морозильных камер выросли почти в четыре раза, а продажи ноутбуков увеличились на 220 процентов, активно растут продажи товаров для гейминга, — добавляет директор по закупкам компании «Ситилинк» Олег Пчельников. В компании Wildberries подтверждают высокий спрос на ноутбуки, мониторы и рассказывают, что на прошлой неделе интерес покупателей увеличился к технике для очистки и обеззараживания воздуха: продажи озонаторов выросли на 160%, очистителей воздуха — на 135%, моек для воздуха — на 95%.
В свою очередь, логистические компании также отмечают оживление среди продавцов техники. «Мы заметили взрывной рост заявок на доставку от крупнейшего маркетплейса, с которым работаем, особенно это касается крупногабаритной техники. Для магазина бытовой техники и электроники, которому мы оказываем услуги доставки товаров до точек, видим рост на 20–30 процентов по сравнению с февралем. Спад, очевидно, будет в мае — в связи с тем, что люди потратят деньги, закупятся впрок, и в целом покупательная способность снизится», — комментирует директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.
Компании сравнивают сегодняшнее положение дел на рынке с 2014 годом, когда рубль подешевел на сто процентов и более. Многие помнят абсурд того времени: желая сохранить деньги, люди приобретали сразу два телевизора — один себе, а другой на перепродажу. В результате они попадали в ситуацию, когда второй товар оказывался невостребованным, да и первый был не особенно нужен, а денег не хватало на первоочередные нужды. По мнению Алексея Грибовского, генерального менеджера федеральной сети магазинов электроники «Позитроника», в 2020 году доля мелких «перекупов», когда люди хотят впоследствии перепродать технику по новому курсу, значительно ниже, основной спрос идет от конечных покупателей, которые откладывали покупку на будущее.
Прошлый кризис показал, что подобные всплески спроса меняют привычную сезонность продаж электроники, но не увеличивают общий годовой объем. Правда, сегодняшний пик продаж отличается от ситуации 2014 года: высокий спрос на технику обусловлен не только девальвацией рубля, но и переводом сотрудников на удаленную работу, то есть наблюдается высокий спрос от корпоративных заказчиков. «Какая доля приходится на индивидуального потребителя, а какая на корпоративных заказчиков, понять пока сложно, в том числе потому, что продажи идут и через оптовые отделы ритейлеров», — уточняет генеральный директор компании diHouse (входит в группу компаний «Ланит») Юрий Родный.
Ритейлеры рассказывают, что существенных изменений в структуре спроса пока нет — активность покупателей наблюдается во всех ценовых сегментах. Тем не менее сейчас россияне больше обращают внимания на дорогую технику, наверное, потому, что выше платежеспособность целевой аудитории таких продуктов в целом. По данным ритейл-панели GfK, во второй декаде марта заметнее всего росли продажи моделей ноутбуков ценой выше 40 тыс. рублей, их брали в качестве апгрейда предыдущего компьютера. Что касается рынка смартфонов, которые сегодня составляют уже треть всего рынка бытовой техники и электроники, то в премиум-сегменте продажи выросли на 23% в натуральном выражении. Средняя цена продаж смартфонов выросла за счет увеличения спроса на флагманский сегмент смартфонов с ценой выше 50 тыс. рублей.
В дальнейшем, как предполагают игроки рынка БТиЭ, потребители будут больше покупать бюджетные модели. «Доля продаж техники низкого ценового сегмента увеличится за счет сокращения высокого ценового сегмента. Как правило, продажи премиальной техники растут за счет доступности кредитов, что было заметно в последние годы. Однако, например, пять лет назад, сразу после всплеска девальвации, банки сократили долю одобрения выдачи кредитов. Нечто похожее может произойти и сейчас, и низкий ценовой сегмент окажется более живым, чем средний и высокий. Люди будут внимательнее выбирать технику, отдавая предпочтение моделям с оптимальным соотношением цены и предлагаемых характеристик», — рассказывает коммерческий директор компании «Vivo Россия» Сергей Уваров.
Скидок будет меньше
Так как цены на бытовую технику напрямую зависят от привязанных к доллару закупочных цен, очевидно, что в дальнейшем розничные цены будут расти. Сегодня практически все поставщики известных брендов бытовой техники уже подняли цены как минимум на пять-семь процентов и анонсировали повышение на начало апреля еще на десять процентов. Особняком стоит категория премиальных смартфонов: здесь практически ни один крупный производитель не повысил цены и пока не анонсировал возможное повышение.
Наиболее устойчиво сегодня положение розничных операторов, которые делают закупки и проводят расчеты в рублях. Однако даже те производители, которые фиксируют цены для российского рынка, обычно ограничены размером валютного хеджа. По мнению Юрия Родного, это лишь вопрос времени — все равно цены придется поднять. Структура цены товара (от производителя до полки магазина) не позволит сдерживать рост цен для того, чтобы сгладить изменения курса более чем на 20%.
Прирост покупок в ключевых категориях на рынке бытовой техники и электроники в России за 12-ю неделю 2020 г. по сравнению с 12-й неделей 2019 г.
Те ритейлеры, которые в свое время успели сформировать складские запасы, чувствуют себя на рынке более уверенно. «Мы своевременно сделали крупную закупку электроники и бытовой техники, что позволяет нам проводить запланированные акции и сохранить стоимость на определенные группы товары», — радуется Олег Пчельников. Его коллеги также рассказывают, что сформировали запасы, которых хватит для удовлетворения нормального, не ажиотажного спроса до осени.
Сегодня в качестве альтернативы импорту компании ищут отечественных производителей техники. «Несмотря на то что поставки из Китая возобновились, мы продолжаем искать пути обеспечения стабильной цепочки поставок за счет закупок на внутреннем рынке, уделяя особое внимание категориям, которые пользуются высоким спросом — бытовая техника, техника для домашнего офиса и расходные материалы», — рассказывает президент и председатель правления группы «М.Видео-Эльдорадо» Александр Тынкован.
Чтобы не допустить после всплеска спроса сильного провала продаж, компании разрабатывают комплекс антикризисных мер, прежде всего направленных на удержание текущих цен. В основном это будет происходить за счет оптимизации торговых предложений — всевозможных скидок, акций. Можно ожидать, что розничные цены на бытовую технику у ряда продавцов останутся прежними, но количество акций и разного рода скидочных программ значительно сократится.
Уже давно на рынке БТиЭ наблюдается активный переток покупателей в e-commerce. В ближайшее время этот тренд только усилится, и успешно конкурировать на рынке смогут те компании, которые развивают собственную ИТ-инфраструктуру, логистику и активно сотрудничают с партнерами. «Мы максимально усилим коммуникацию с потребителями на самых разных электронных площадках — больше, чем планировали ранее. Будем фокусироваться не на акциях, потому что сегодняшняя ситуация волатильна и непредсказуема, а на брендмаркетинге — будем рассказывать о преимуществах нашего продукта, а также о расширении присутствия в онлайн-магазинах партнеров и улучшении сервиса в интернет-магазине Vivo: продлении гарантийного обслуживания смартфонов, обновлении условий по кредиту и рассрочке и многом другом», — объясняет Сергей Уваров.
По мнению участников рынка, при текущих тенденциях уже во втором квартале рынок БТиЭ ожидает перенасыщение и даже стагнация. Пока прогнозы по году не решается сделать никто. «Как быстро оправятся — и оправятся ли? — от шока те отрасли, которые сейчас под ударом: HoReCa, туризм, ресторанный бизнес и прочие? Торгово-промышленная палата прогнозирует, что 8,6 млн человек останутся без работы в ближайшее время. Уберите это количество покупателей с рынка смартфонов, например, и получите его падение более чем на 40 процентов», — считает Юрий Родный.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl