Шпандау
Знаменитая берлинская тюрьма ведёт свою историю от средневековой крепости Шпандау, со временем утратившей военное значение. В XIX веке цитадель использовалась главным образом как тюрьма, в том числе для политических узников, пока неподалёку от неё не было построено новое тюремное здание, самый известный период в истории которого пришёлся на 1947–1987 годы, когда оно получило официальное название «Межсоюзная тюрьма для военных преступников Шпандау».
Краснокирпичный, напоминающий средневековый замок ансамбль прусской военной тюрьмы был возведён в пригороде Берлина Шпандау в 1876–1879 годах. Образцом для главного здания в форме креста послужила тюрьма в Инстербурге (ныне Черняховск), построенная по проекту Карла Шинкеля в 1830-е годы. Тюрьма в Шпандау была рассчитана на 500 арестантов и в соответствии с новейшими пенитенциарными теориями предусматривала одиночные, пересыльные камеры и 10 помещений на 40 человек каждое. Спустя несколько лет она стала принимать арестантов, заключённых на длительные сроки, в связи с чем здание подверглось внутренним переделкам.
В годы Первой мировой войны в Шпандау, как и в других берлинских тюрьмах, оказались некоторые подданные Российской империи, в частности известный инженерконструктор Борис Луцкий (Луцкой). За участие в антивоенной манифестации сюда был помещён член рейхстага от коммунистической партии Вернер Шолем. После войны в Шпандау содержались преимущественно гражданские лица.
После поджога Рейхстага в феврале 1933 года и опубликования указа рейхспрезидента «О защите народа и государства», отменявшего конституционные права и свободы и вводившего превентивные аресты для противников режима, Шпандау стала тюрьмой гестапо. Здесь практиковались пытки и казни и, по некоторым сведениям, была даже установлена настоящая гильотина. В числе первых узников, противников нацистского режима, были публицист и репортёр, австрийский коммунист Эгон Киш, антифашист Карл Осецкий, адвокат Ханс Литтен, социал-демократ Пауль Лёбе. Шпандау была местом так называемого защитного заключения, осуществлявшегося без суда и следствия. Ему подвергались члены коммунистической и социал-демократической партий, евреи, свидетели Иеговы, гомосексуалисты и так далее. Все они затем стали первыми обитателями созданной в конце 1933 года системы нацистских концлагерей, а Шпандау превратилась в сборный пункт перед отправкой в лагеря. Там был представлен цвет левого интеллектуального политического Берлина. Число заключённых в военный период с трудом поддаётся определению, но именно в Шпандау содержались арестованные члены «Красной капеллы»...