Что такое «пауэр-дрессинг», или как женщины смогли выбраться из-под каблука
Чуть более 50 лет назад женщины начали массово выходить на офисную работу, а потом и занимать руководящие должности. В борьбе за равные права и возможности внешний вид имел вес — мы прошли долгий путь от идеально сидящего женственного костюма и шпилек до комфортного повседневного образа. Разбираемся, как это произошло
С фабрик в офисы
Промышленная революция второй половины XIX века и первой половины XX века впервые позволила женщинам работать — до этого ходовыми «профессиями» для них были гувернантка, помощница по хозяйству и компаньонка, которые превращали девушек не в работниц, а в прислугу.
Впрочем, в начале XX века до равных карьерных возможностей с мужчинами было еще далеко — женщины были задействованы в тех областях, где не требовалось квалификации, но приходилось заниматься физическим трудом: на швейных фабриках, прядильных мануфактурах, в табачной индустрии. В годы Второй мировой войны женщины взяли на себя еще больше — именно они обеспечивали работу заводов и предприятий в тылу. После войны новыми массовыми профессиями для женщин стали секретарь, наборщица текста, телефонистка — по сути, выполняющие все ту же обслуживающую функцию.
Ситуация начала меняться только в 1960-х — не без труда женщины США и Европы стали пробиваться на руководящие или «творческие» должности. Именно этим занимается в первых сезонах сериала «Безумцы» Пегги Олсон (Элизабет Мосс), оказавшаяся сначала секретарем, а затем копирайтером в ре кламном агентстве, где мужчины расценивают женщин только как прислугу. Главные героини сериала — отличный пример того, как в то время предписывалось выглядеть успешным работающим женщинам. Сексуальная секретарша Джоан носит обтягивающие платья, подчеркивающие фигуру, предпочитает яркий макияж и аккуратные укладки. Она олицетворяет собой образ идеальной женщины — теперь от девушек требовалось не только быть отличной хозяйкой, но и не менее обворожительным украшением офиса. Ее противоположность, Пегги, носит нарочито мешковатые и неяркие вещи, будто пытаясь отвлечь окружающих от своей гендерной принадлежности. Скромная, но по-прежнему женственная одежда стала для женщин одним из немногих способов обратить внимание окружающих на свои карьерные достижения.
Деловая мода того времени — аккуратные, но не яркие костюмы-двойки (с юбкой-миди), скромные укладки (каре или убранные волосы средней длины), минимальный, но обязательный макияж с акцентом на ровный тон лица.
Протест расправляет массивные плечи
Лишь двадцать лет спустя вектор деловой моды сдвинется в сторону пауэр-дрессинга — одежды в мужском стиле, сводящей к минимуму любые проявления женственности и слабости. Широкие брюки, пиджаки с массивными плечами, смокинги прямого кроя, белые рубашки без вытачек, блузки с галстуками и свободные юбки длины миди — строгие линии и характерный для мужской моды силуэт новых деловых костюмов призван заставить окружающих воспринимать женщин-сотрудниц всерьез. Деловой макияж того времени контрастирует со сверкающими диско-образами для вечеринок и выходов в свет: это, как правило, плотный слой тонального крема, подчеркнутые тонкие брови, акцент на скулы и немного блеска на губах. Выше всего по-прежнему ценится ровный тон лица, отсутствие видимых признаков усталости и проблем с кожей, цветущий вид и идеально белые зубы.
Канун миллениума и андрогинность
В 1990-е пауэр-дрессинг трансформируется в унисекс-стиль, который проникает и в деловую сферу, в ходу свободные костюмы, все те же белые рубашки, широкие галстуки и «макияж без макияжа». В то же время многие компании вводят свободный дресс-код — сотрудники получают возможность носить темные водолазки и прочий однотонный трикотаж, сменить неудобные туфли на каблуках на балетки и ботинки мужского типа. Для 1990-х характерны свобода в выражении себя и естественность — в миллениум мы войдем со Стивом Джобсом, который носит водолазку, джинсы и неприметные кроссовки. Этот образ лишен гендерной и возрастной привязки.