Вызов нечеловеческой креативности
Почему не стоит бояться нейросетей на базе искусственного интеллекта и активно их осваивать

Человек всегда воспринимал технику с недоверием. Вспомнить хотя бы архетипический миф о Прометее: передача людям огня (а в расширительной интерпретации — возможность создавать технологии) оценивалась автором трагедии как вселенская катастрофа. Или протесты луддитов против внедрения машин, прокатившиеся по Англии в первой трети XIX века и ставшие реакцией на первую промышленную революцию.
Наше время не стало исключением. Как показывают многочисленные опросы, особенную тревогу вызывают технологии, которые связаны со слабым искусственным интеллектом (ИИ). Страх, что совершенствующиеся нейросети могут отобрать у людей рабочие места, занимает сегодня одно из центральных мест в дискуссиях о пределах и рисках технологического развития.
Впрочем, согласно недавнему исследованию «Задачи, автоматизация, и рост неравенства в оплате труда в США», проведенному учеными американской организации National Bureau of Economic Research, автоматизация стала главной причиной растущего экономического неравенства в США в последние 40 лет.
В отчете утверждается, что от 50 до 70% изменений в доходах американцев с 1980 года объясняются снижением заработной платы рабочих, специализирующихся на рутинных задачах в отраслях, которые пережили самую стремительную автоматизацию. «Реальные заработки мужчин без высшего образования сейчас на 15% ниже, чем в 1980 году», — заключается в статье.
Согласно другому исследованию, проведенному PwC, технологии ИИ увеличат мировой ВВП на 15 трлн долларов к 2030 году, однако уже в ближайшие годы могут оставить без работы порядка 3% работников. А к середине 2030-х эта доля может вырасти до астрономических 30–44%.
Интересно, что, если судить по характеру развиваемых технологий, этот тренд может коснуться огромного сектора креативной и сервисной экономики, который до этого абсорбировал тех, кто потерял работу в традиционных отраслях. Эксперты, в частности, предполагают, что в прошлом могут остаться такие профессии, как копирайтер, новостник, редактор, SMM-специалист, дизайнер, модератор. А наиболее радикальные технооптимисты считают, что значительные потрясения могут прокатиться и по IT-рынку.
Как заметил в одном подкасте Джек Дорси, бывший CEO Twitter, «многие цели машинного обучения и глубокого обучения сводятся к тому, чтобы со временем написать само программное обеспечение, поэтому многие задания по программированию начального уровня просто больше не будут актуальны».
Если принять все эти рассуждения всерьез, то в долгосрочной перспективе последствия такой интеграции технологий ИИ в рынок труда могут быть драматическими, учитывая, что каждая технологическая революция неизменно запускала за собой революцию социальную.
Но так ли уж все пессимистично?

Изображение за секунду
Действительно, если посмотреть на то, как современные нейросети учатся выдавать все более человекоподобный материал и какой гигантский объем инвестиций этот рынок проглатывает, то все представленные выше прогнозы перестают звучать футуристично.
Согласно данным Crunchbase, финансирование стартапов в области ИИ в последние годы составляет от 9 до 10% мирового венчурного капитала. Если в 2013 году привлеченные инвестиции в такие проекты составили порядка 3 млрд долларов, то в 2021-м этот показатель добрался до отметки 69 млрд долларов. За восемь лет инвестиции выросли в 23 раза.
В том числе это привело к стремительному количественному и качественному росту нейросетей, ориентированных на разные задачи и процессы. Например, сегодня существуют приложения, которые способны быстро генерировать изображение в соответствии с подсказками пользователей всего за несколько секунд, а также создавать аватарки и скрещивать картинки.
С точки зрения артистичности и детальности изображения больше всех прославилась нейросеть Midjourney, созданная на платформе мессенджера Discord (с ее помощью, собственно, была создана обложка этого номера «Эксперта»). Огромное внимание было приковано и к появлению приложения Lensa, которое генерирует автопортреты в художественном стиле, причем такого качества, что их бывает трудно отличить от работы живого художника.
Не менее впечатляющие результаты выдает инструмент instruct pix2pix, эффективно переделывающий любую картинку по заданным чекпойнтам в нужное изображение. Другая любопытная новинка, Colorize.cc, разработанная россиянином Александром Кожевиным, позволяет почти мгновенно превращать черно-белые фотографии в цветные.
А еще есть нейросети, которые помогают эффективнее настраивать процесс делового нетворкинга (Connect+ / Uniter), улучшать качество звука (Enhance Speech от Adobe) или быстро придумывать название для нового бизнеса (Namelix). И это лишь небольшая часть списка.

Шаблонизатор и собеседник
Но особенно много шума наделала последняя версия чат-бота ChatGPT, выпущенная американским стартапом OpenAI в конце 2022 года. Эта языковая модель обучена на огромном массиве текстов из интернета при помощи определенной системы обучения, которая включает в себя постоянную обратную связь человека.
«Такая технология обучения известна как Reinforcement Learning from Human Feedback. Она позволила этому чат-боту стать таким “человечным” в ответах на запросы, которые вбивает пользователь, — отличным шаблонизатором, хорошо понимающим, как должны строиться тексты и ответы», — рассказывает Иван Оселедец, ведущий научный сотрудник Института AIRI и директор центра технологий ИИ Сколтеха.
По словам эксперта, суть обучения в том, что языковая модель постоянно «общается» с человеком и тот выставляет ей оценки по определенной методологии (Reward Model, также называемая моделью предпочтений), на основе которых нейросеть совершенствуется. «В случае с этим чат-ботом речь идет не об искусственной задаче предсказания следующего слова, а об оценке качества всего ответа целиком, для чего использовалось порядка 30 людей-оценщиков, ИИ-тренеров», — замечает Иван Оселедец.
ChatGPT может быть использован для создания текста и диалога, поиска ошибок в коде, анализа документов и отчетов. Еще этот чат-бот «умеет» сочинять стихи и рассказы, писать сценарии, спорить, давать прогнозы и советы. Словом, это и поисковая система нового поколения, которой по силам потеснить традиционные поисковики; и любопытный собеседник, хоть и ограниченный; и хороший помощник, способный почти мгновенно проводить анализ данных, на что, к слову, способен не каждый человек.