Не кормить льва предрассудков: как дочь рабыни в начале ХХ века открыла торговый центр для темнокожих
Когда Мэгги Л. Уокер лишилась работы, она запустила бизнес и начала нанимать женщин. Когда она увидела, что темнокожим запрещают заходить в магазины через парадный вход, она открыла для них целый торговый центр. Рассказываем историю женщины, которая делала деньги сама и помогала зарабатывать другим
В 1901 году 37-летняя дочь бывшей рабыни и белого солдата Конфедерации обратилась к членам своего братства темнокожих в Ричмонде, штат Вирджиния, и задала провокационный вопрос. «Кто более беспомощен, чем негритянка? — спросила Мэгги Л. Уокер членов Независимого ордена св. Луки. — Кто на своем жизненном пути более ограничен со всех сторон в попытках достать хлеб, мясо и одежду, чем негритянка?»
Сама она ответила на свой вопрос смелым планом по устранению этого неравенства. Уокер предложила создать местный универмаг и газету, чтобы предоставить женщинам общины возможности для ведения бизнеса. А затем раскрыла главную часть своей затеи: «Нам нужен сберегательный банк». По мнению Уокер, высокомерие банков, принадлежащих белым, которые предоставляли темнокожим гражданам, в том числе женщинам, бизнес-займы по завышенным ставкам (если вообще предоставляли их), будет и дальше «кормить льва предрассудков». «Давайте объединим наши средства… Пусть у нас будет банк, который будет принимать центы и превращать их в доллары», — призвала она собратьев.
Это были не просто слова — Уокер уже удавалось претворять свои планы в жизнь. Два года спустя она открыла St. Luke Hall, офисное здание в районе Джексон Уорд в Ричмонде, где разместились ее личный кабинет, хранилище ордена и типография ее газеты The St. Luke Herald. Уокер пристально наблюдала за работой других банков, проводя несколько часов в неделю в принадлежавшем белым Merchants National Bank of Richmond. И одновременно привлекала новых членов в Орден св. Луки, чтобы создать клиентскую базу, необходимую для успеха.
«Одно дело, сказать, что вы хотите что-то сделать. Совсем другое — действительно этого добиться, — говорит Шеннетт Гарретт-Скотт, преподавательница истории и афроамериканистики в Университете Миссисипи. — Было совершенно не ясно, получится ли у Уокер».
Однако 2 ноября 1903 года, спустя 38 лет после отмены рабства, Уокер открыла St. Luke Penny Savings Bank, став первой в Америке темнокожей женщиной — основательницей банка. Ее банк предлагал расчетные и сберегательные счета, ипотеку и инвестиционный фонд для местных предпринимателей.
В первый же день 280 клиентов положили на депозит более $9400 (сумма, эквивалентная сегодня примерно $280 000), причем самый крупный депозит составил $441, а самый скромный счет был открыт всего с 31 центом. Уокер раздавала клиентам маленькие копилки, чтобы те копили деньги дома и, как только наберут хотя бы доллар, возвращались бы в St. Luke. Десять лет спустя банк Уокер управлял активами на $200 000 (или $5 млн на 2021 год). Район Джексон Уорд превратился в центр притяжения для компаний, созданных темнокожими людьми.
Что особенно важно, Уокер осознавала важность и других, косвенных эффектов от создания банка. «Чем бы она ни занималась, в ее офисах работали темнокожие женщины, — говорит ее праправнучка Лиза Микенс. — Она была крупнейшим в Ричмонде работодателем для темнокожих женщин».
«Возьми ссуду в моем банке и создай бизнес»
Мэгги Лина Дрейпер родилась в июле 1864 года, за год до окончания Гражданской войны, когда Ричмонд еще оставался столицей Конфедерации. Ее мать, Элизабет Дрейпер, прислуживала на кухне у Элизабет Ван Лью, аболиционистки и самой известной шпионки Союза в Ричмонде.
Ее мать не умела читать и писать, однако она привила дочери глубокое уважение к образованию, и юная Мэгги добилась серьезных академических успехов. В 1883 году она окончила педагогическое училище Ричмонда для цветных людей и устроилась учительницей в местную среднюю школу, где ей платили $35 в месяц. Но брак с местным каменщиком Армстедом Уокером, с которым она познакомилась в воскресной школе при своей церкви, положил конец ее преподавательской карьере. В те времена законодательство Вирджинии запрещало замужним женщинам работать учительницами.