Кухня на продаже: как сервис доставки еды из Петербурга резко вырос и едва не обанкротился
С января по декабрь 2020 года месячная выручка сервиса доставки еды «Готово» выросла с 5 до 18 млн рублей. Но в начале 2021-го компания осталась без средств на развитие, и основатели стали искать возможности ее продать. Forbes разобрался, как после благоприятного для сервисов доставки года перспективный стартап столкнулся с кризисом
«Мы ********** [ошиблись]. Сегодня мы временно закрыли все новые кухни, вернулись к состоянию лета 2020 года и попробуем начать заново, не допустив тех же ошибок», — такое признание появилось 15 февраля 2021 года в телеграм-канале «Готово Битчин» сервиса доставки еды «Готово».
Летом прошлого года его основатели Александр Церетели и Евгений Родионов более чем в три раза вырастили выручку, по сравнению с началом года, и привлекли инвестиции. Но в начале 2021-го из-за расходов на покрытие убытков и запуск новых кухонь сервис столкнулся с кассовым разрывом: основателям оказалось нечем платить поставщикам продуктов и работникам. В последние недели они активно вели переговоры о привлечении новых инвестиций. Рассматривали и альтернативные варианты: продажу сервиса или закрытие.
Forbes пообщался с Церетели и Родионовым, их инвесторами, экспертами рынка и конкурентами «Готово» и разобрался в истории взлетов и падений аналога «Кухни на районе» из Северной столицы.
Распыление на бизнесы
Александр Церетели родился в Санкт-Петербурге и к своим 29 годам успел пожить в Финляндии, Новой Зеландии и Италии. Начало его перемещениям положил отец — Григорий Церетели. С 90-х годов, по словам Церетели-младшего, Церетели-старший занимался компанией «Петрохолод 2000» — дочкой компании «Петрохолод», которая развивала сеть киосков в Санкт-Петербурге. По данным СПАРК, Григорий Церетели с 2003 по 2005 годы действительно был совладельцем и гендиректором ООО «Петрохолод 2000», а также совладельцем ООО «Аврора» с видом деятельности «розничная торговля».
В 1995 году Григорий Церетели «решил отправить семью в безопасное место», рассказывает Александр. «Мне было четыре года, у меня только-только родилась сестра. В Питере тогда было небезопасно: предпринимателей прижимали, убивали, а по парадным лежали героинщики. Папа решил, что в Финляндии, откуда он тогда возил картонную упаковку, для нас будет безопаснее», — вспоминает он. Церетели-старший, по словам Александра, остался работать в Петербурге, но часто приезжал к семье на выходные.
В Хельсинки Церетели-младший провел около семи лет. В начале 2000-х, «когда все плюс-минус стабилизировалось», семья вернулась в Санкт-Петербург. Затем, в школе Церетели выиграл годовой грант на изучение английского в Окленде — самом крупном городе Новой Зеландии, а во время учебы в Высшей школе менеджмента СПбГУ съездил в Европу, «вдохновился Миланом» и отправился учиться туда. На последних курсах вуза Церетели стал ездить на каникулы в Берлин. Там он открыл для себя бренд любимого безалкогольного напитка берлинских тусовщиков Club-Mate и решил начать импортировать его в Россию.
В 2013 году, вернувшись в Россию после окончания вуза в Милане, Церетели открыл ООО «Берлинариум», заказал первые 20 ящиков Club-Mate на сумму около 30 000 рублей, через знакомых вышел на владельцев петербургских клубов и стал развозить им товар на отцовской машине. Первые два-три года бизнес не приносил прибыль, затем заказывать Club-Mate начала петербургская сеть супермаркетов «Лэнд», и Церетели расширил ассортимент напитков (появилась, к примеру, кокосовая вода). Однако это не помогло Церетели сделать бизнес основным источником дохода: по данным СПАРК, в 2016 году ООО «Берлинариум» получило максимальную годовую выручку — 5,1 млн рублей, прибыль тогда составила около 200 000 рублей.
В 2015 году параллельно с развитием «Берлинариума» Церетели вместе с партнером Дмитрием Шмаковым занялся еще и производством чая: договорился с контрактным заводом в Москве и на 8 млн рублей инвестиций Шмакова запустил бренд «Тепло». Этот бизнес приносил до 1,5 млн рублей выручки в месяц в сезон (с октября по март), но выше расти не стал, говорит Церетели: «Из-за того, что мы распылялись на другие идеи, он так и остался местечковым проектом». По данным СПАРК, самым успешным для ООО «Наш чай», которое продавало чаи «Тепло», стал 2017 год, когда компания выручила 6,3 млн рублей и получила прибыль в размере 166 000 рублей.
Еще один свой бизнес — петербургский андеграундный клуб «Клуб» — любитель диджеинга и электронной музыки Церетели запустил в конце 2017 года. «Он начинался не как коммерческий, а как для души. Но просто очень быстро раскрутился и стал моим основным проектом», — рассказывает предприниматель. Церетели вложил в клуб 1 млн рублей — из собственных накоплений и занятых у друзей средств. О вечеринках «Клуба» часто восторженно писали СМИ — как в России, так и за рубежом. Но уже в мае 2019 года Церетели провел прощальную вечеринку. «Я устал им заниматься. Это не линейный бизнес, который может быть поставлен на рельсы, — он требовал много энергии», — объясняет предприниматель.
Для закрытия клуба была и иная причина. По словам Церетели, именно благодаря «Клубу» он познакомился с Олегом Корчагиным, основателем онлайн-магазина товаров для животных PetShop и совладельцем ресторанной группы «Комитет» (сеть бельгийских пабов Original Belgian, рестораны Pobo и «Мона»). Церетели стал помогать Корчагину с организацией мероприятий его проектов, и в конце 2018 года Корчагин рассказал ему об идее открыть в Санкт-Петербурге сеть кулинарий. Церетели предложил формат «а-ля IKEA Food, только в городе» и по просьбе Корчагина стал разрабатывать дизайн бренда кулинарии под названием «Готово».
Блестящая кухня
Пока шла разработка, Корчагин и Церетели обратили внимание на растущую в мире модель dark kitchen («темные кухни») — сервисы, у которых вместо ресторанных залов и официантов только цеха готовки, разбросанные по разным районам города, и курьеры, которые передвигаются пешком или на велосипедах. Осенью 2018 года три кухни в Москве открыли основатели «Кухни на районе». К марту 2019 года кухонь стало десять, а компания привлекла несколько миллионов долларов инвестиций от сооснователя Qiwi Сергея Солонина и девелопера ПИК. В конце 2018-го — начале 2019-го запустилось еще несколько проектов, которые работают по модели dark kitchen: среди них «Варламов Есть» и «Много лосося».
По словам Церетели, на этом фоне Корчагин забросил идею с кулинариями и стал обсуждать с Церетели «темные кухни». Сам Корчагин отказался беседовать с Forbes о проекте.