«Люди людей еши»
Рассказами о неурожайных годах и последовавшем голодном море полны не только древнерусские летописи, но и документы Российской империи.
1230–1231
Неурожайные годы не были редкостью в русских княжествах в Средние века. Но голод, приключившийся в 1230-е годы, запомнился особым драматизмом. Подробности о ситуации в Великом Новгороде сообщает историк Николай Карамзин: «Жестокий мороз 14 сентября побил все озими. Между тем голод и мор свирепствовали, цена на хлеб сделалась неслыханная... Бедные ели мох, жёлуди, сосну, ильмовый лист, кору липовую, собак, кошек и самые трупы человеческие... На улицах, на площади, на мосту гладные псы терзали множество непогребённых тел и самых живых оставленных младенцев; родители, чтобы не слыхать вопля детей своих, отдавали их в рабы чужеземцам. „Не было жалости в людях, — говорит Летописец: — казалось, что ни отец сына, ни мать дочери не любит. Сосед соседу не хотел уломить хлеба!“»
- Ливни и наводнения
- Аномальные холода
Гуманитарная помощь
Голод примечателен и первым официальным случаем оказания гуманитарной помощи: «Немцы же заморские, как услышали, что голод по всей Русской земле и в Новгороде, пришли в бесчисленных кораблях со всяким зерном и с мукою в Новгород и во всю Русскую землю, и сотворили много добра».
1421–1423
Лето 1421 года на Руси было очень дождливым, а в сентябре уже шёл снег. Из-за неурожая начался голод. Все надежды люди связывали со следующим годом. Но из-за холодной весны 1422 года урожай озимых погиб. Лето в одних регионах вновь оказалось чрезмерно влажным, а в других — засушливым. Никоновская летопись сообщает: «Инии же и мертвыа скоты ядаху, и кони, и пси, и кошки, и кроты». К началу 1423 года счёт голодным смертям шёл уже на десятки тысяч. Летописец бесстрастно рассказывал: «На ту же зиму поча быти глад велик... люди людей еши, и собачину ели по