В Театре имени Евгения Вахтангова — премьера спектакля по пьесе Флориана Зеллера

ЭкспертКультура

«Обратная сторона медали»: магия хорошей драматургии

В Театре имени Евгения Вахтангова — премьера спектакля по пьесе Флориана Зеллера

Вячеслав Суриков

Даниэль — Евгений Князев, Эмма — Ника Здорик

Общепризнанное высокое качество текстов Флориана Зеллера — редкий случай в современном театре. Он один из немногих драматургов, кому удается рассказывать истории на понятном всем языке. Персонажи его пьес — узнаваемые во всех частях света люди. Они французы, как и сам драматург, но в том, что они говорят, и в том, как себя ведут, нет ничего настолько французского, чтобы это выглядело слишком экзотично для тех, кто не родился во Франции или никогда там не был. Его персонажи скорее европейцы, чем американцы, но это тоже всего лишь условность: проблемы, с которыми они сталкиваются, актуальны для всех современных людей. И если театр для них один из способов познания мира, то пьесы Флориана Зеллера — отличная возможность узнать о себе что-то новое, что-то такое, чего не смогли предугадать всегдашние фавориты театральной сцены Шекспир и Чехов. Зеллер не отменяет их, но существенно дополняет.

Семейные драмы

Тексты Зеллера — новое топливо для слишком консервативной в своих предпочтениях театральной машины. Ей трудно синхронизироваться с движением мировой истории, поэтому она предпочитает говорить о прошлом, убеждая зрителей в том, что человек не изменился с того момента, как Шекспир написал несколько десятков своих пьес. Творчество Флориана Зеллера — доказательство того, что человек меняется и перед ним возникают новые проблемы. И это взаимосвязанные вещи. Талантливый драматург проявляется, когда возникает тема для хорошей пьесы. Чтобы ее написать, всегда недостаточно школы, опыта и мастерства. Нужен подходящий момент, нужны ожидания публики, предшественники, которые расширят театральную вселенную, заполнят ее узнаваемыми типажами и создадут общепринятый язык, на котором последующие драматурги будут вести диалог со зрителями.

Тема Флориана Зеллера — семья. Его самые востребованные пьесы — «Мама», «Папа» и «Сын». В них он высвечивает те стороны отношений между близкими людьми, которые стараются спрятать в тень, чтобы сохранить в неприкосновенности миф о семье как защищенном пространстве, где человек получает гарантированную поддержку в любой сложный период своей жизни. В пьесах Флориана Зеллера в семье человек наиболее уязвим. Именно здесь он подвергается ежедневному насилию, которое остается насилием, несмотря на то что его прикрывают самыми благими намерениями. Даже когда люди, связанные семейными узами, на самом деле любят друг друга, они не могут проявить свою любовь иначе, чем через насилие. Потому что не знают, как поступить по-другому. Вместо того чтобы выстраивать отношения с реальными людьми, предпочитают иметь дело со своими представлениями о них. У них есть почерпнутый из собственного опыта идеал, и они настаивают на том, чтобы другие члены семьи ему соответствовали. Место действия шекспировских пьес — страны, Чехов ограничивается пространством дома, Зеллер сужает место действия пьес до квартиры.

Изабель — Яна Соболевская

Реальность под властью воображения

Действие «Обратной стороны медали» разворачивается как раз в квартире. Один из двух старых друзей развелся, потому что встретил другую женщину, значительно моложе той, на ком был женат прежде. Он резко меняет жизнь и этим поступком подрывает казавшуюся такой незыблемой, такой привычной систему отношений внутри еще одной семьи. Спектакль обнажает столкновения двух пар с разной системой ценностей. Флориан Зеллер всего лишь позволяет им проговорить все, что они думают в этот момент. И наблюдает за тем, как у его героев включаются то инстинкты, которые те едва контролируют, то разум, помогающий им сдерживать себя. Он никого не осуждает. Тот, кто развелся, влюбившись в другую женщину, избавился от лицемерия в повседневной жизни. Его друг, едва справляющийся с накатывающими на него приступами страсти при виде едва знакомой ему женщины, благодаря им осознает механистичность привычного образа жизни.

Даниель Отой, поставивший французскую киноверсию пьесы Флориана Зеллера под названием «Любовник моей жены» и сыгравший в ней одну из главных ролей, попытался превратить ее в набор комических ситуаций, построенных на разнице между тем, как мужчины ведут себя, и тем, что они думают. Несмотря на участие необыкновенно органичного в любых ролях Жерара Депардье, в фильме мир воображаемый не соединяется с миром реальным, логика их сосуществования слишком прямолинейна, а потому не выглядит достоверной. В фильме «Отец», где Флориан Зеллер сам сел в режиссерское кресло, воображаемый мир, возникающий в голове у человека, страдающего деменцией, соединен с миром реальным, так что мы не видим между ними границы. Они словно перетекают друг в друга, и зритель не понимает, в каком из миров сейчас находится персонаж, за которым он наблюдает из зрительного зала.

Но если Флориан Зеллер в получившем «Оскар» «Отце» не выходит за рамки реализма (его воображаемый мир существует по тем же законам, что и мир реальный), то Эльдар Трамов переворачивает ситуацию: берет за образец мир воображаемый и приближает к нему реальный мир. Этот же прием использовал Юрий Бутусов, когда ставил пьесу Флориана Зеллера «Сын» в РАМТ. Для него тоже мир воображаемый важнее мира такого, каким мы привыкли его видеть. У него тоже, как и у Эльдара Трамова, есть еще один персонаж, придуманный им самим и существующий только в пространстве воображаемого мира, тем самым балансируя его с миром реальным. То, что мы видим и в постановке Юрия Бутусова и в постановке Эльдара Трамова — это аутентичный Флориан Зеллер, возможно даже в большей степени, чем его собственная голливудская постановка. Спектакли в РАМТ и на сцене Театра имени Евгения Вахтангова сближает еще и то, что над тем и над другим работал художник Максим Обрезков — постоянный соавтор Юрия Бутусова.

Даниэль — Евгений Князев, Изабель — Яна Соболевская, Эмма — Ася Домская, Патрик — Игорь Карташев

Ничего лишнего

В пространстве «Обратной стороны медали» нет ничего лишнего. Ничего, кроме дивана и кресла. Перед зрителями герои предстают в своем идеализированном облике. Патрик (Игорь Карташев) врывается в квартиру Даниэля (Евгений Князев) в образе, ассоциирующемся сразу со всеми голливудскими плейбоями, но в особенности с Майклом Мэдсеном из фильмов Квентина Тарантино. Персонаж Игоря Князева сконструирован в стиле героев Пьера Ришара — застенчивых, нелепых, внешне беззащитных и в то же время наделенных внутренней силой, которая может проснуться в самый неожиданный и не предназначенный для этого момент. Жена Даниэля Изабель (Яна Соболевская) — утонченная хищница, готовая в любой момент вступить в схватку за принадлежащего ей мужчину. Она ведет хитроумную игру, в которой то отступает, то нападает, но ни в коем случае не собирается проигрывать. И Эмма (две ее сущности передают Ася Домская и Ника Здорик), являющаяся то в образе гиперсексуальной Мэрилин Монро, то в образе наивной женщины, чья сексуальность естественна. Она пытается ее скрыть, но та так сильна, что против нее никто из мужчин неспособен устоять.

«Обратная сторона медали», как и другие пьесы Флориана Зелллера, просчитана как коллективный сеанс семейной психотерапии. Он и развлекает зрителя, рассказывая ему историю про него самого и вытаскивая на поверхность мысли, хотя бы иногда возникающие у него в голове, и демонстрирует ему сразу несколько вариантов развития событий, которые могут произойти, если он, как и герои его пьес, окажется перед тем же выбором: принуждать сына ходить в школу против его воли или позволить ему быть самим собой, разводиться из-за внезапно захватившей страсти или вглядеться повнимательнее в свою жизнь и в ее преимущества, которые с таким трудом достигнуты и которые так легко утратить.

В числе достоинств спектакля Эльдара Трамова — пластическое изящество и притягательный ритмический рисунок. Он то ускоряет действие, то замедляет его, а то и вовсе ставит на паузу, давая зрителю возможность подключить собственное воображение. В спектакле мы можем оценить воображение не только режиссера и художника, но и драматурга: он словно материализуется и приходит на помощь своим персонажам, когда тем кажется, что они зашли в тупик и не знают, что дальше делать. Он подсказывает им, какое действие в этом случае стало бы наилучшим. И к счастью для себя, они с ним соглашаются.

Фото: Ольга Кузякина/Театр имени Вахтангова (3)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Модельер экономического роста Модельер экономического роста

Как потомок русских эмигрантов Роберт Солоу изменил современную экономику

Деньги
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Гладиатор из Освенцима Гладиатор из Освенцима

Саламо Арух — двухсоткратный чемпион Освенцима по боксу

Maxim
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Холодный букет Холодный букет

Какие цветы будут хорошо смотреться в вазе зимой

Лиза
Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками

Как вдохнуть в катализатор вторую жизнь

ТехИнсайдер
«Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась «Сидим с бобром за столом»: в чем смысл песни и почему она так завирусилась

Почему трек «Сидим с бобром за столом» стал вирусным: разбор психолога

Psychologies
Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна? Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна?

Как распознать акты микроагрессии?

Psychologies
Иду на быт! 11 лайфхаков Иду на быт! 11 лайфхаков

Масштабный «разбор завалов»: расскажем, как сэкономить силы, время и нервы

Лиза
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Иван Краско Иван Краско

Когда началась война, патриарху сцены Ивану Краско было 11...

Собака.ru
Когда не развернуться Когда не развернуться

Как организовать хранение в маленькой квартире

Лиза
Что полезнее — ром, джин или коньяк? Что полезнее — ром, джин или коньяк?

В числе наиболее полезных спиртных молва числит джин, ром и коньяк. Так ли это?

Maxim
Открыть в приложении