Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

ЭкспертКультура

«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева

Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

Вячеслав Суриков

Объект Аристарха Чернышева «Вселенная Зверева» создан специально для выставки «Мой учитель Леонардо» и представляет собой систему, собранную из трактатов художника

Концепция новой выставки в Музее AZ заключена в ее названии. Она ставит рядом имена художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и художника второй половины XX века Анатолия Зверева. Повод для такого сопоставления дал сам Зверев: он указал на да Винчи как на своего учителя, в первую очередь обозначив тем самым широту собственных интересов. Как Леонардо да Винчи ни в чем себя не ограничивал, вникая во все интересующие его сферы деятельности человека, так и Анатолий Зверев с легкостью пробовал себя во всех жанрах живописи и мог писать тексты обо всем, что попадало в фокус его внимания. Одним из открытий Леонардо да Винчи было существование вокруг человека интеллектуальных и художественных пространств, нуждающихся в исследовании, и они настолько обширны, что даже поверхностное прикосновение к ним имеет значение. Высказывание о том или ином явлении уже акт искусства — материализация в слове того, чего до сих пор не было.

Иллюстрации к книге Апулея «Золотой Осел»

И все же куда более устойчивая ассоциация связывает Анатолия Зверева с Ван Гогом. Ее установил еще коллекционер Георгий Костаки, который так и определил его место в искусстве: «русский Ван Гог». Их роднит и бедность, и бытовая неприкаянность, и алкоголизм, и причудливая личная жизнь. И самое трудное для художника — отсутствие контакта с широкой аудиторией. Ценители при жизни были у того и у другого, но традиционный формат презентации своих картин — выставку — и Ван Гог, и Зверев получили уже ближе к концу жизни, и то такое событие было не из разряда тех, после которых художник просыпается знаменитым (у Анатолия Зверева, впрочем, проходили выставки за рубежом, но он лично на них не присутствовал). И тот и другой радикально не вписывались в мейнстрим и не пытались вести двойную игру, подобно московским концептуалистам, которые могли для выживания работать книжными иллюстраторами и получать за это деньги, а параллельно создавать принципиально новое искусство. И Зверев, и Ван Гог ничему не противостояли — они писали картины так, как считали нужным. Зверев пропустил две самые скандальные советские выставки эпохи шестидесятых: МОСХ в Манеже, где на художников обрушился натиск Никиты Хрущева, и «Бульдозерную», где авторам картин пришлось противостоять тракторной технике.

Портрет Алики Костаки

Еще одна параллель между Ван Гогом и Анатолием Зверевым — их продуктивность. Ван Гог нарисовал свыше двух тысяч картин, Анатолий Зверев — около тридцати тысяч, прожив почти на двадцать лет дольше, чем нидерландский гений. Столь большое количество картин и у того и у другого означает, что они практически непрерывно творили. Творчество для обоих было естественным состоянием. Каждый день существовал только для того, чтобы создавать картины. Возможно, в этом и заключена природа плодовитости больших художников XX века. Таковы и Пабло Пикассо, и Сальвадор Дали: и для них процесс был важнее результата. В этот момент художнику важно оставаться свободным от всего, в том числе от размышлений о том, понравится картина публике или нет. И это есть в картинах Анатолия Зверева — независимость от чего бы то ни было, прежде всего от мнения публики о его картинах. Зритель может как угодно относиться к картинам Зверева, но сам художник верил в них. Этот фактор оказался определяющим в его творческой судьбе.

На выставке «Мой учитель Леонардо» представлены более 170 работ Анатолия Зверева — живопись и графика в различных жанрах, от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики

В своем творчестве Анатолий Зверев совершал бесконечное путешествие по жанрам и эпохам. Он мог подражать кому угодно и переписывать на свой манер любые знаменитые сюжеты. Его не останавливала перспектива сравнения: у кого лучше получилось. Каким бы ни был первоисточник, он присваивал этот сюжет, делая его своим, переписывая. Череда женских портретов сделана с полным осознанием того, что именно это изображение бросает вызов времени, продлевая земное существование человека. Каждая работа Анатолия Зверева — вклад в создание виртуальной вселенной, заселенной людьми и животными: на выставке в Музее AZ представлены все эти жанры. И среди них основной персонаж — сам художник. Он и создатель этой вселенной, и один из тех, кто в ней живет. Это еще один из вариантов объяснения мотивации художника, его сверхзадачи, одна из метафор, объясняющая, зачем художники рисуют свои картины.

Ключевые слова для понимания творчества Анатолия Зверева — «спонтанность» и «импровизация». Картина начинается с первого штриха и возникает не столько в воображении художника, сколько сама по себе. Есть реальность, есть восприятие художника, они сталкиваются, возникает энергетический выплеск, и он становится картиной — третьей реальностью. Ее определяет момент, а иногда даже материал, который имеется под рукой. Каждая картина, таким образом, проекция не только пространства и человека, в нем находящегося, но и времени и обстоятельств, в которых существует художник, материалов, что есть у него под рукой. Изображение может быть несовершенным, но смысл не в совершенстве, а в том, чтобы почувствовать течение времени, меняющее все объекты, в нем существующие. Каждый момент ценен, как ценно все, что служит для создания картины: сам художник, его модель, холст, кисть, краски.

Специально к открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного великому коллекционеру Георгию Костаки

То же самое с его текстами: это факт внутренней жизни художника. Прежде чем попытаться осознать их ценность, нужно понять систему образов, с помощью которой он ведет свой диалог не только со зрителем, но и с художниками, создававшими свои картины до него. Анатолий Зверев строит собственную вселенную, но при этом сам существует в мире Ван Гога и Леонардо да Винчи. Поэт Велимир Хлебников — еще одна модель, способная послужить ему образцом. Поэт, для которого нет правил. Чтобы выразить свое ощущение мира, он может пользоваться словами, которые придумал сам. «Трактаты о шашках», «Трактат о том, как писать трактат», «Трактат о том, как варить борщ» отражают движения мысли художника в данный момент. Он сосредоточивается на каком-то предмете и начинает о нем думать, фиксируя все возникающие идеи и не заботясь о стилистическом совершенстве. Здесь важно отсутствие каких бы то ни было внутренних барьеров между мыслью и тем, как она фиксируется на бумаге. И тексты Анатолия Зверева тоже, скорее, свободное движение мысли и образов.

Еще одна параллель, которая дает возможность объяснить творчество Анатолия Зверева, — средневековая китайская и японская живопись (эта территория еще не освоена Музеем AZ, за все время существования представившим почти все аспекты творчества его главного героя): в ней культивировался принцип, предполагающий, что художник должен оставлять в картине пространство для воображения зрителя. В картинах японских и китайских художниках имеет значение не только прорисовка изображения, но и пустота, остающаяся вокруг него. Именно она предполагает активное вовлечение зрителя в процесс восприятия картины. Его воображение должно ее дорисовать, причем воображаемая реальность может меняться в зависимости от визуального опыта зрителя и от его состояния. Из той же традиции проистекает нераздельность поэзии и живописи. У поэзии, состоящей в родстве с живописью, а не с музыкой, свой ритм и своя манера передачи поэтического сюжета. Здесь слова, которые только угадываются из контекста, важны не менее тех, что были сказаны. Почти в каждой картине Зверева есть такая недосказанность.

Автопортреты Анатолия Зверева

И все же основная сила, определяющая художественную ценность картин, а зачастую и их стоимость, — миф, который художник создает о себе самом. Жизненный путь автора — один из критериев его искренности в искусстве. Истинность изображений, не имеющих прямого сходства с реальностью, которую мы воспринимаем своими глазами, подтверждается личностью художника. Глядя на картины Анатолия Зверева, мы видим проекцию его сознания, начинаем проникаться его ценностями и в конце концов приобретаем качества, свойственные самому художнику, прежде всего его способность определенным образом воспринимать окружающий мир. Картины Зверева, с одной стороны, заставляют усомниться в его рациональности, побуждая задаться вопросом, а имеет ли значение что-либо кроме искусства, с другой — позволяют обрести веру в себя. «Я смог стать художником и, выучившись в ремесленном училище на маляра-альфрейщика, оказался в одном ряду с Леонардо да Винчи и Винсентом Ван Гогом, — словно говорит нам со своих автопортретов Анатолий Зверев, — и ты тоже сможешь стать тем, кем пожелаешь».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Чипсы, пожарские котлеты и даже оливье: 9 продуктов, которые появились в нашей жизни по ошибке Чипсы, пожарские котлеты и даже оливье: 9 продуктов, которые появились в нашей жизни по ошибке

Мы могли бы и не узнать вкус этих любимых нами продуктов

VOICE
Хакеры усиливают натиск Хакеры усиливают натиск

В России усложнилась ситуация с кибербезопасностью

Эксперт
Топ-5 портативных игровых консолей: на чем играть в 2023 году? Топ-5 портативных игровых консолей: на чем играть в 2023 году?

Почему портативные консоли заслуживают вашего внимания

CHIP
«Мы видим перспективы в каждом регионе» «Мы видим перспективы в каждом регионе»

Azimut Hotels активно наращивает присутствие на российском гостиничном рынке

Эксперт
Великое Хеттское царство за три года погубила засуха Великое Хеттское царство за три года погубила засуха

Хеттское царство было сильнейшим, но не смогло противостоять засухе

ТехИнсайдер
Внутри человека: семь лучших фильмов и сериалов о психологии Внутри человека: семь лучших фильмов и сериалов о психологии

В подборке семь стоящих сериалов и фильмов о психологии и психологах

Forbes
«Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера «Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера

Пианист Петр Айду — почему обычная модель симфонического оркестра устарела

Forbes
Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени Действительно ли интервальное голодание работает? Ученые выяснили, что частота приемов пищи важнее времени

На изменение веса большее влияние оказывают частота и размер порций

Inc.
Алло, алло! История создания и эволюции первого телефона Алло, алло! История создания и эволюции первого телефона

Телефонная связь со времен «голубиной почты» проделала долгий и необычный путь

Цифровой океан
Строим Школу будущего | Building the School of the Future Строим Школу будущего | Building the School of the Future

Как правильно вложить импакт-инвестиции в образовательный проект

Позитивные изменения
Важен процесс Важен процесс

Чего достиг и чего не смог достичь Нюрнбергский процесс

Weekend
8 фильмов для тех, кому понравился (или не понравился) «Вавилон» 8 фильмов для тех, кому понравился (или не понравился) «Вавилон»

Фильмы, посвященные истории Голливуда начала XX века

Правила жизни
Железные аргументы ISUZU D-Max Железные аргументы ISUZU D-Max

ISUZU D-Max — комфортный пикап, рассчитанный на тяжелые грузы

4x4 Club
Новые Земли: есть ли во Вселенной планеты, на которые может переселиться человечество Новые Земли: есть ли во Вселенной планеты, на которые может переселиться человечество

Где искать планеты, намного больше подходящие для жизни, чем Земля?

ТехИнсайдер
Ты же девочка Ты же девочка

Зачем нас учат быть «настоящими женщинами» и что с этим делать, когда вырастем

VOICE
Шимпанзе переняли рукопожатие у старших и влиятельных сородичей Шимпанзе переняли рукопожатие у старших и влиятельных сородичей

Позаимствовать социальные обычаи друг у друга обезьянам помогли предубеждения

N+1
Заниматься любовью и… искусством: истории художников, которые творили в паре Заниматься любовью и… искусством: истории художников, которые творили в паре

Истории семей, в которых и муж, и жена были талантливыми художниками

Psychologies
ТОП-5 упражнений для похудения ТОП-5 упражнений для похудения

Упражнения для похудения всего тела лучше выполнять в рамках комплекса

Лиза
Врать будете? Врать будете?

Автор VOICE неделю говорила правду – и даже почти не устала

VOICE
Лазер помог обнаружить в густом испанском лесу руины крепости V века, построенной на еще более древнем укреплении Лазер помог обнаружить в густом испанском лесу руины крепости V века, построенной на еще более древнем укреплении

Объект, считавшийся городищем железного века, был раннесредневековой крепостью

ТехИнсайдер
Истории успешных людей: 8 бестселлеров, которые вас вдохновят Истории успешных людей: 8 бестселлеров, которые вас вдохновят

Истории успешных людей, которые станут мощной мотивацией в минуты сомнений

ТехИнсайдер
В США стартовала президентская гонка В США стартовала президентская гонка

Джо Байден и Дональд Трамп были вынуждены начать борьбу за свои партии

Эксперт
Голосовые ассистенты: насколько безопасно их использовать Голосовые ассистенты: насколько безопасно их использовать

Разбираемся в том, безопасно ли пользоваться голосовыми помощниками

CHIP
Люди превратили самолеты в обычные дома! Посмотрите на «крылатую жизнь» Люди превратили самолеты в обычные дома! Посмотрите на «крылатую жизнь»

Джо Энн Ассери пришла в голову странная идея: жить в самолете

ТехИнсайдер
Почему в Азии предпочитают есть палочками? Ведь вилкой же удобней! Почему в Азии предпочитают есть палочками? Ведь вилкой же удобней!

Как появились палочки для еды?

ТехИнсайдер
Как правильно выбрать психотерапевта Как правильно выбрать психотерапевта

Как понять, что психотерапевт заслуживает вашего доверия?

Psychologies
Такого вы не ожидали! 10 неожиданных примений наждачной бумаги в быту Такого вы не ожидали! 10 неожиданных примений наждачной бумаги в быту

Наждачная бумага создана не только для шлифовки различных поверхностей

ТехИнсайдер
Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok

Как образ домохозяйки менялся на экране и почему не выдержал проверку временем

Forbes
Почему мужчина потерял сексуальный интерес: 7 возможных объяснений — узнайте причину Почему мужчина потерял сексуальный интерес: 7 возможных объяснений — узнайте причину

Наиболее частые причины потери мужского либидо

Psychologies
Открыть в приложении