Квоты по-флотски
Рыбопромысловая компания «Норебо» выдвинула предложения по долгосрочному развитию рыбной отрасли в России с акцентом на строительство рыболовных судов. Это вызвало споры в рыбацком сообществе

Компания «Норебо» объявила о выходе из состава Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). Это событие закономерно вызвало большой интерес на рынке, так как «Норебо» — лидер рыбохозяйственного комплекса в России, владеет квотами на вылов более 420 тыс. тонн минтая, трески, пикши и прочей рыбы в год в Северном и Дальневосточном бассейнах, ее выручка в 2020 году — 66 млрд рублей. В свою очередь, ВАРПЭ — старейшая отраслевая организация, которая появилась почти 30 лет назад и объединяет рыбопромышленников, контролирующих более 90% вылова рыбы и морепродуктов в территориальных водах РФ.
Причина выхода «Норебо» из ВАРПЭ — несогласие с политикой, проводимой руководством некоммерческой организации. На одном из последних заседаний рыбная компания представила свое видение стратегии развития отечественной рыбной отрасли. По мнению владельца компании «Норебо» Виталия Орлова, закрепление долей квот на вылов основных видов водных биоресурсов должно осуществляться только под строительство судов рыбопромыслового флота, а не под заводы, терминалы и холодильники, как это ошибочно было сделано три года назад (когда проходил первый этап распределения инвестквот).
Рыбацкое сообщество довольно эмоционально отреагировало на предложения господина Орлова кардинально изменить регулирование отрасли. По мнению большинства рыбаков, входящих в организацию, своим рыбным меморандумом компания «Норебо» лишь создает конкурентные преимущества для ограниченного количества крупных рыбопромышленных предприятий и не учитывает социально-экономических эффектов береговой переработки.
Аналогичную «Норебо» точку зрения до этого высказывал относительно новый на рыбном рынке игрок — Русская рыбопромышленная компания (РРПК), выступающая за скорейшее обновление рыбопромыслового флота. Примерно пять лет назад инициативы РРПК стали поводом для полномасштабного передела рыбной отрасли в России, когда квоты на вылов водных биоресурсов перестали распределяться по историческому принципу, а часть квот начали распродавать через аукционы. Что, в частности, позволило самой РРПК закрепиться на этом рынке.
Первым делом флот
В компании «Норебо» уверены, что российской рыбной отрасли требуется масштабная модернизация. «Мы исходим из того, что квоты рыболовным компаниям нужно распределять через рыбопромысловые мощности, а не через заводы, холодильники и прочее. Представьте, я построил завод. Мне дали квоту, но чем я буду ее вылавливать — заводом?» — спрашивает заместитель директора по международным вопросам и связям с общественностью компании «Норебо» Сергей Сенников. Обновление рыбопромыслового флота само по себе должно привести к развитию смежных отраслей, в том числе к строительству рыбоперерабатывающих заводов, судостроительных и судоремонтных верфей, грузовых терминалов для обработки и перевалки рыбы и рыбной продукции, снабжения судов рыбопромыслового флота, дистрибуции рыбной продукции и т. д.
Ключевое предложение — установить связь между правом на квоту на вылов и наличием рыбопромыслового судна и сроком его эксплуатации. Компаниям, желающим сохранить квоты по истечении срока достижения предельного возраста судов, необходимо заменять их на соответствующие. К примеру, если пользователь построил судно меньшего тоннажа, за ним закрепляется меньшая доля квот, а разница в доле принудительно изымается и продается на аукционе с обязательством других игроков построить подходящее рыбопромысловое судно.
При покупке инвестиционных квот рыбакам предлагается соблюсти два условия. Во-первых, рыбопромысловые суда должны быть построены на российских судостроительных предприятиях. Во-вторых, срок предоставления права целесообразно увязать со сроком эксплуатации рыбопромыслового судна, то есть на период 15–35 лет в зависимости от размера судна (тоннажа): например для крупнотоннажных это будет 35 лет, для среднетоннажных — 25, для малотоннажных — 15.
В компании «Норебо» обращают внимание на текущую прореху в законодательстве: если права на вылов водных биоресурсов, закрепленные по историческому принципу в 2018 году, могут продлеваться на новый период в том же объеме, то инвестиционные квоты закрепляются без продления на новый период, то есть сроком на 15 лет. В результате собственник, вложивший десятки миллиардов рублей в строительство рыбопромысловых судов, согласно действующему порядку уже через 15 лет рискует потерять квоты. Впоследствии это может привести к дефолту перед банками по кредитным договорам на постройку судов.