Квоты по-флотски
Рыбопромысловая компания «Норебо» выдвинула предложения по долгосрочному развитию рыбной отрасли в России с акцентом на строительство рыболовных судов. Это вызвало споры в рыбацком сообществе
Компания «Норебо» объявила о выходе из состава Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ). Это событие закономерно вызвало большой интерес на рынке, так как «Норебо» — лидер рыбохозяйственного комплекса в России, владеет квотами на вылов более 420 тыс. тонн минтая, трески, пикши и прочей рыбы в год в Северном и Дальневосточном бассейнах, ее выручка в 2020 году — 66 млрд рублей. В свою очередь, ВАРПЭ — старейшая отраслевая организация, которая появилась почти 30 лет назад и объединяет рыбопромышленников, контролирующих более 90% вылова рыбы и морепродуктов в территориальных водах РФ.
Причина выхода «Норебо» из ВАРПЭ — несогласие с политикой, проводимой руководством некоммерческой организации. На одном из последних заседаний рыбная компания представила свое видение стратегии развития отечественной рыбной отрасли. По мнению владельца компании «Норебо» Виталия Орлова, закрепление долей квот на вылов основных видов водных биоресурсов должно осуществляться только под строительство судов рыбопромыслового флота, а не под заводы, терминалы и холодильники, как это ошибочно было сделано три года назад (когда проходил первый этап распределения инвестквот).
Рыбацкое сообщество довольно эмоционально отреагировало на предложения господина Орлова кардинально изменить регулирование отрасли. По мнению большинства рыбаков, входящих в организацию, своим рыбным меморандумом компания «Норебо» лишь создает конкурентные преимущества для ограниченного количества крупных рыбопромышленных предприятий и не учитывает социально-экономических эффектов береговой переработки.
Аналогичную «Норебо» точку зрения до этого высказывал относительно новый на рыбном рынке игрок — Русская рыбопромышленная компания (РРПК), выступающая за скорейшее обновление рыбопромыслового флота. Примерно пять лет назад инициативы РРПК стали поводом для полномасштабного передела рыбной отрасли в России, когда квоты на вылов водных биоресурсов перестали распределяться по историческому принципу, а часть квот начали распродавать через аукционы. Что, в частности, позволило самой РРПК закрепиться на этом рынке.
Первым делом флот
В компании «Норебо» уверены, что российской рыбной отрасли требуется масштабная модернизация. «Мы исходим из того, что квоты рыболовным компаниям нужно распределять через рыбопромысловые мощности, а не через заводы, холодильники и прочее. Представьте, я построил завод. Мне дали квоту, но чем я буду ее вылавливать — заводом?» — спрашивает заместитель директора по международным вопросам и связям с общественностью компании «Норебо» Сергей Сенников. Обновление рыбопромыслового флота само по себе должно привести к развитию смежных отраслей, в том числе к строительству рыбоперерабатывающих заводов, судостроительных и судоремонтных верфей, грузовых терминалов для обработки и перевалки рыбы и рыбной продукции, снабжения судов рыбопромыслового флота, дистрибуции рыбной продукции и т. д.
Ключевое предложение — установить связь между правом на квоту на вылов и наличием рыбопромыслового судна и сроком его эксплуатации. Компаниям, желающим сохранить квоты по истечении срока достижения предельного возраста судов, необходимо заменять их на соответствующие. К примеру, если пользователь построил судно меньшего тоннажа, за ним закрепляется меньшая доля квот, а разница в доле принудительно изымается и продается на аукционе с обязательством других игроков построить подходящее рыбопромысловое судно.
При покупке инвестиционных квот рыбакам предлагается соблюсти два условия. Во-первых, рыбопромысловые суда должны быть построены на российских судостроительных предприятиях. Во-вторых, срок предоставления права целесообразно увязать со сроком эксплуатации рыбопромыслового судна, то есть на период 15–35 лет в зависимости от размера судна (тоннажа): например для крупнотоннажных это будет 35 лет, для среднетоннажных — 25, для малотоннажных — 15.
В компании «Норебо» обращают внимание на текущую прореху в законодательстве: если права на вылов водных биоресурсов, закрепленные по историческому принципу в 2018 году, могут продлеваться на новый период в том же объеме, то инвестиционные квоты закрепляются без продления на новый период, то есть сроком на 15 лет. В результате собственник, вложивший десятки миллиардов рублей в строительство рыбопромысловых судов, согласно действующему порядку уже через 15 лет рискует потерять квоты. Впоследствии это может привести к дефолту перед банками по кредитным договорам на постройку судов.
Более длинные контракты на инвестквоты позволят и распределить во времени заказы на верфях. В настоящее время верфи не справляются с заказами рыбаков. К примеру, у компании «Норебо» заключены контракты на 14 судов, из которых десять заложены, но ни одно не вышло на промысел — по первому судну задержка составляет около двух лет. «Мы не предлагаем всем строить суда в одно время. Почему происходит “затык” с пароходами? Потому что сейчас все срочно бросились, пока не кончился срок использования квот, за пять лет возводить рыбопромысловые судна. Но многие верфи недооценили свои силы. Они пытаются создать рыболовецкие траулеры, используя лучший мировой опыт и оборудование. Ранее верфи никогда не работали с такими сложными проектами. А если строительство судов распределить по времени на 10–15 лет и в долгосрочной перспективе, тогда компаниям будет проще планировать свои финансовые результаты», — объясняет Сергей Сенников.
Кроме того, «Норебо» выступает за то, чтобы с 2033 года существенно повысить сбор за пользование водными биоресурсами при производстве продукции с низкой степенью переработки. Такое ограничение будет стимулировать рыбаков — прежде всего добывающих треску, пикшу и минтай — инвестировать в переработку уловов на рыбопромысловых судах или на отечественных береговых предприятиях.
Схожие предложения по инвестициям в суда выдвигает и компания РРПК, входящая в Ассоциацию судовладельцев рыбопромыслового флота — сегодня это второй крупнейший игрок в рыбной отрасли после «Норебо». РРПК последовательно высказывается за необходимость скорейшего обновления критически изношенного рыбопромыслового флота. В компании обращают особое внимание на средний возраст судов, который превышает тридцать лет, что приводит к снижению эффективности и безопасности промысла, росту аварийности на судах, в том числе с человеческими жертвами.
C экономической точки зрения компании считают морскую переработку существенно более эффективной, чем береговая. В качестве подтверждения своих слов они приводят исследования экспертов Финансового университета при правительстве РФ: при морской переработке добавленная стоимость выше до двух раз, производительность труда — до четырех раз. При значительно удаленном от берега экспедиционном промысле, которым ведется добыча около 70% рыбных ресурсов, получить высококачественную продукцию однократной заморозки возможно только на борту, так как доставка улова на берег в свежем, незамороженном виде невозможна. Береговую же переработку целесообразно развивать для производства продукции из свежих уловов прибрежного рыболовства там, где они имеются в достаточном количестве.
Большая часть рыбного экспорта — мороженая рыба
Утюжим моря и океаны
По мнению Росрыболовства, механизм распределения инвестиционных квот (когда квоты распределялись частично под строительство судов, частично — под строительство рыбопереработки) уже доказал свою эффективность, и в настоящее время разработан проект федерального закона, предусматривающего выделение дополнительных 20% инвестиционных квот из ОДУ (общий допустимый улов). С 2023 года 10% ОДУ минтая и сельди направят на строительство перерабатывающих комплексов с причалами и холодильными мощностями, другие 10% квот будут распределены рыбакам для судостроения после 2025 года, когда будут построены все суда первого этапа.
Как считают в ВАРПЭ, идея использовать инвестквоты только для обновления флота означает, что участвовать в программе из-за высокой стоимости строительства судов смогут лишь крупные компании. В рыбной отрасли около 85% компаний (свыше 1600) относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, из них 38 носят статус градо- и поселкообразующих. По последним данным, в отрасли занято около 124,5 тыс. человек.
ВАРПЭ, в отличие от компаний «Норебо» и РРПК, делает ставку на развитие береговой переработки и выступает за паритетное распределение объема инвестквот на заводы и суда. Перечень водных биоресурсов, которые предполагается предоставлять пользователям на втором этапе выделения инвестквот, ограничивается минтаем и сельдью Дальнего Востока. По мнению президента ВАРПЭ Германа Зверева, распределение этих ресурсов необходимо соотносить с целями развития региона в целом. А главная проблема Дальнего Востока — обезлюдение, отток населения, в том числе из-за отсутствия рабочих мест. Если же подсчитать количество необходимых ресурсов для создания одного рабочего места, то на крупнотоннажном рыбопромысловом судне оно «стоит» 174 тонны, а на береговом заводе — 43 тонны. Следовательно, по расчетам Германа Зверева, предоставление инвестквот для береговой переработки в четыре раза эффективнее с точки зрения закрепления населения и развития прибрежных территорий, чем предоставление инвестквот под строительство рыбопромыслового судна.
Представители компаний, в том числе крупные игроки рыбного рынка, по-разному относятся к инициативам «Норебо». «Конечно, флот должен строиться, но я считаю, что крупнотоннажные суда типа БАТМ (большой автономный траулер морозильный) в нашей стране вообще не нужны. В советское время их строили, чтобы работать в Мировом океане, а потом они вошли в Охотское и Баренцево моря. Крупнофлот использует донные тралы и губит много биоресурсов — после него остается метровый слой “капусты”, а там икра минтая, сельди, маленькие крабики. К сожалению, чтобы получить инвестквоту, нам пришлось заказать десяток крупнотоннажников, которые будут утюжить внутренние моря. Где здесь экономика? На мой взгляд, нужно строить среднетоннажный и свежевой флот — и они должны возить рыбу на берег, как это происходит в Норвегии, Исландии, США. У фабрик на берегу нет ограничений по площади, они могут все переработать. Естественно, это намного эффективнее, на единицу затрат получаешь больше денег», — рассказывает президент компании «Антей» Иван Михнов.
Наиболее показательный пример береговой переработки — самый крупный в России рыбоперерабатывающий завод, который построили два года назад в рамках первого этапа инвестквот на Шикотане. Компания «Гидрострой» вложила в него 6,5 млрд рублей, получив взамен от государства около 14 тыс. тонн квот. Это 500 круглогодичных рабочих мест и высотехнологичный уровень глубокой переработки. Ежегодно на заводе выпускается свыше ста тысяч тонн рыбопродукции, а по итогам текущего года производство увеличится до 120–130 тыс. тонн.
«Впервые в России мы выпустили больше шести тысяч тонн сурими, больше шести тысяч тонн филе минтая — и это та цель, которую перед собой должна ставить российская рыбная промышленность. Сегодня из-за ограничений поставок в Китай перед нами открывается европейский рынок, где есть дефицит филе минтая — порядка двухсот тысяч тонн. Мы должны занять эту нишу. И в этом плане возможности российского берега огромны», — рассуждает президент компании «Гидрострой» Александр Верховский. По его мнению, пять-семь таких заводов на Дальнем Востоке, способных перерабатывать по 100–150 тыс. тонн рыбопродукции в год, полностью изменят рыбопромышленный комплекс России.
Крабы или минтай?
Очевидно, что стране нужны и рыболовный флот, и перерабатывающие мощности на берегу. И сам факт возникновения такой дилеммы вызывает недоумение. Однако квоты — ограниченный ресурс, а рыболовных компаний в отрасли много. Многие из них еще имеют квоты, распределенные по историческому принципу. Очевидно, что крупные компании, нацеленные на экспорт и готовые делать инвестиции под этот экспорт (в первую очередь в современные суда), хотят иметь гарантии своих финансовых вложений, поэтому выступают за распределение инвестиционных квот на длительный период. С другой стороны, есть интересы небольших рыболовных компаний, которые работают в прибрежной зоне и обеспечивают загрузку береговых предприятий.
Рыбный бизнес, как и весь сырьевой, сегодня становится привлекательным для инвесторов: несмотря на то что оборот рыбного рынка в прошлом году снизился, его прибыль существенно выросла. Согласно данным Росстата, по итогам девяти месяцев 2021 года выручка рыбной отрасли в России составила 428 млрд рублей, что на 22% ниже, чем за аналогичный периода прошлого года, тогда как совокупная отраслевая прибыль — 132 млрд, что почти на 30% выше прежних результатов.
Сегодня рыбаки стремятся зарабатывать больше не с вала, а с высокомаржинальных видов водных биоресурсов. В текущем году на показатели прибыли в большей степени повлияли рекордные результаты лососевой путины — рыбаки выловили 537 тыс. тонн красной рыбы, на 80% больше по сравнению с прошлым годом. При этом и добывать ее проще. Например, для добычи минтая используют активный трал — это наиболее сложный и затратный способ вылова. А к более дорогостоящим водным биоресурсам применяют пассивные орудия лова: для вылова лососевых чаще всего используют невод, для крабов — ловушки.
Большинство российских рыбопромышленников, претендующих на инвестиционные квоты, сегодня в основном заинтересованы в экспорте.
Дискуссии о распределении квот на самый дорогой ресурс рыбного рынка, крабов, самые оживленные. Однако в текущем году впервые выручка с крабов и минтая почти сравнялась, при разнице в объемах соответственно 5 и 83%. То есть в дальнейшем, развивая отечественную рыбную отрасль, делать ставку исключительно на высокомаржинальные биоресуры нельзя.
В ближайшее время Росрыболовство, наведя порядок с предоставлением квот на пелагические виды рыб — минтай, сельдь, треску и проч., а также на крабы, примется за сегмент лососевых. Пока регулятор изучает возможность закрепления за пользователями рыболовных лососевых участков. Скорее всего, участникам рыбного рынка предложат следующую структуру: те участки, где никакие инвестиционные обязательства не выполняются, будут перераспределены между теми, кто готов не просто обеспечить вылов лососевых видов рыб, но и создаст всю необходимую инфраструктуру, включая переработку для конечных потребителей.
Доходы экспорта крабов почти сравнялись с доходами экспортеров минтая
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС, Лев Федосеев/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl