Какая наука стоит за модными БАДами
Рынок биологически активных добавок растет в мире и в России в связи с повышением интереса людей к здоровью на фоне пандемии. Заметнее всего растут БАДы, которые опираются на новые научные публикации, но их эффективность, как правило, не доказана
Российский рынок БАДов вырос в 2021 году на 11%, до 86 млрд рублей, если судить только по аптечным продажам. Азиатский рынок в том же году вырос на 10%, до 54 млрд долларов. Fortune Business Insights прогнозирует рост мирового рынка БАДов со 130 млрд долларов в прошлом году до 196 млрд в 2028-м.
«Ковид изменил отношение людей к своему здоровью, и важность профилактики вышла на первый план. Поэтому растут продажи биологически активных добавок. В большей мере за счет витаминных комплексов», — рассказали «Эксперту» в маркетинговом агентстве DSM Group, специализирующемся на фармацевтическом рынке.
Агентство составило рейтинг 20 самых продаваемых препаратов (см. таблицу), куда вошли в основном средства для улучшения работы пищеварительной и нервной систем, а также препараты, которые используют при заболеваниях костной системы и суставов.
Но самые интересные тренды в отрасли наблюдаются не в сегменте наиболее популярных добавок — витаминов, пробиотиков (микроорганизмов для улучшения функционирования желудочно-кишечного тракта) и микроэлементов. На волнах пандемии резко подскочил спрос на БАДы, которые направлены на поддержание и стимулирование иммунной системы.
Растем на БАДах
Как показал прошлый год, аудитория потребителей БАДов расслоилась: продукты низкоценового сегмента снизили продажи, а верхний ценовой сегмент вырос на 11% относительно 2020-го, по данным DSM Group, и на 30,1% — по данным СРО «Союз производителей БАД к пище»; в свою очередь, аналитики ROIF Expert называют цифру 36%. «Это связано с повышением интереса среднего класса к здоровому образу жизни», — отметила директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.
То есть речь идет не только об ажиотажном пандемийном спросе, но и о новом длительном тренде, поиске «умных» и «научных» стратегий поддержания здоровья и продления жизни.
Такой интерес гораздо легче удовлетворять благодаря росту интернетпродаж, в том числе росту популярнос ти глоба льного маркетп лейса товаров для здоровья iHerb и китайских интернет-магазинов (за ограничение их деятельности выступают в том числе отечественные производители). Расширенный ассортимент позволяет потребителю выстраивать индивидуальные стратегии потребления биоактивных добавок. Например, в разделе стимуляторов нервной системы в iHerb большой популярностью пользуется вещество ресвератрол, которое выделяется из кожуры винограда, из других фруктов и орехов. Ресвератрол вызывает огромный интерес ученых с 2003 года, когда в авторитетном научном журнале Nature была опубликована статья о том, что это вещество продлевает жизнь дрожжей. Сейчас публикуются сотни научных статей в год, где рассказывается, что оно продлевает жизнь беспозвоночных; на клеточных моделях и на животных продемонстрировано, что оно может быть эффективно против некоторых видов рака, а также болезни Альцгеймера, депрессии и во многих других случаях.
Когда ученые находят столь перспективное вещество, производители лекарств пускаются в долгий путь, занимающий десять-пятнадцать лет; за это время как минимум десятки миллионов долларов уходят на клинические испытания, причем регуляторы в разных странах, возможно, потребуют подтвердить их результаты перед регистрацией. Сейчас на государственном сайте США, где задокументировано большинство испытаний лекарств, претендующих на регистрацию на крупнейших рынках, есть сообщение о 127 клинических испытаниях ресвератрола в качестве средства лечения самых разных болезней. Но только десять из них дошли до третьей-четвертой стадии, а успешно завершены лишь два, причем одно из них (номер NCT03384329) было проведено в Новосибирске доктором Любомиром Альфанасом на очень небольшой выборке из 22 человек, и тестировался препарат против депрессии. БАДы могут не проходить через все ужасы регистрации — в этом их рыночное преимущество.
«Если говорить о тренде серьезных БАДов, то российский рынок более подготовлен. Потребители много читают, изучают вопрос самостоятельно. Так сложилось, что люди в России привыкли проверять информацию, а не доверять мнению одного условного доктора из поликлиники. Курс на более серьезные БАДы действительно есть. Нельзя сказать, что такие продукты принципиально новы, но на них стали обращать больше внимания. Это может быть связано с развитием интернета и социальных медиа: у людей появились каналы, где они могут не только найти информацию, но и проверить ее, ознакомиться с тем, что делают вообще на мировом рынке», — считает глава представительства DANDA Pharma в РФ, член-корреспондент РАН Елена Шишкина.
В пользу этого тренда говорит и то, что темой качественного изменения жизни человека все больше интересуются крупные игроки мирового рынка. Еще в 2017 году соучредитель платежной системы PayPal Питер Тиль, а также основатель онлайн-площадки международной розничной торговли Amazon Джефф Безос инвестировали 116 млн долларов в Unity Biotechnology — компанию, разрабатывающую медицинские препараты и методы лечения, которые могут освободить человека от болезней, обусловленных старением.
На этом фоне интерес к препаратам для долголетия возникает и у производителей БАДов. По данным Forbes, американский стартап с российскими корнями Longevica к ноябрю 2021 года привлек 2,5 млн долларов от венчурного фонда Xploration Capital на разработку биотех-платформы и пищевых добавок для увеличения продолжительности жизни. В сфере интересов научного лидера компании Алексея Рязанова из Ратгерского университета самые разные вещества, компания нацелена на скрининг сотен кандидатов в геропротекторы (вещества, замедляющие старение). Осенью прошлого года Longevica вышла на китайский рынок с тремя первыми БАДами. В первый месяц работы, как сообщает Forbes, продажи достигли нескольких десятков тысяч долларов. Речь идет о добавках, препятствующих накоплению токсинов и тяжелых металлов, которые, как утверждается со ссылкой на собственные исследования компании на животных, являются одним из ключевых факторов старения.
Другие представители рынка «наукоемких» БАДов помимо долголетия обещают быстро восстановить иммунитет, улучшить психические и когнитивные функции или снизить риск развития раковых опухолей. В описаниях препаратов используются научные термины или даже приводятся ссылки на подлинные научные публикации.
Но каждый раз возникает вопрос, что является настоящим действующим веществом — наука или маркетинг и в какой концентрации они замешаны в каждом конкретном препарате.
Что такое БАД
Термин «биологически активные добавки» в России ввел академик, доктор медицинских наук Виктор Тутельян — и, как считается, пожалел, что сделал акцент на биологическую активность, а не на то, что это всего лишь добавки к пище. В мире чаще говорят о «диетических добавках» (dietary supplement) или «витаминах». Открытием этого рынка (как и открытием сетевого маркетинга) мир обязан американскому предпринимателю Карлу Франклину Ренборгу. Как рассказывается в официальной истории фирмы NutriLite (в составе AmWay она является лидером мирового рынка БАДов), еще в 1915 году, будучи в Китае, он понял, что бедная и однообразная пища местных жителей может приводить к разным заболеваниям, и создал концепцию, согласно которой в условиях цивилизации человек оказался лишен многих естественных растительных компонентов пищи, а потому нуждается в растительных добавках. В 1934 году (всего через два года после того, как было доказано, что недостаток витамина С вызывает цингу) NutriLite выпустила на рынок первую витаминную добавку на основе растительного сырья, причем выращенного без химических удобрений и пестицидов. От Ренборга и пошла в массы популярная идея всего натурального в питании.
«Использование БАДов опирается на гипотезу о том, что в природе, в первобытном мире существовало нечто обеспечивающее нам здоровье, а теперь нам этого не хватает. Гипотеза сомнительная, современные люди живут дольше и гораздо здоровее. Но при этом, конечно, нам нужны вещества, которые наш организм не может синтезировать, такие как витамины и незаменимые аминокислоты; их можно получать через сбалансированное питание и, если нужно, через добавки. Я и сам принимал витамин D, когда обнаружил, что у меня его недостаток. И потом по анализу можно было проверить, что уровень витамина пришел в норму. Другое дело добавки, претендующие на медицинские эффекты, которые ничем не доказаны», — говорит ведущий научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, гендиректор компании «Митотех» Максим Скулачев.
Российское законодательство определяет БАД как пищевой продукт природного происхождения (или идентичный ему), который способен оказывать «общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта».
В реальности этот рынок состоит из очень разных продуктов, объединенных только тем, что регистрировать их проще, чем медпрепараты, и при этом они содержат только природные компоненты или их химическую основу.
БАДы в целом и отдельные их категории регулируются. Скажем, в развитых странах введены предельно допустимые концентрации витаминов, разрешенные к продаже, с тем чтобы предотвратить возможный гипервитаминоз. В России состав таких продуктов регулируется Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Тот же документ включает перечень веществ, запрещенных для изготовления БАДов. Но при этом на различных площадках в категории БАДов можно встретить продукты, которые не проходили никаких испытаний и сертификаций, необходимых для пищевых добавок.
«Биологически активные добавки слегка дискредитированы в обществе. Потому что БАДами называют все, что угодно, — говорит Елена Шишкина. — Могут заявлять, что черника улучшает зрение, — кто это сказал? Пустырник вас успокоит — где доказательства? Но, если глубоко разбираться, то у такого рода продуктов нет самого главного документа — свидетельства о государственной регистрации, которое присваивает категорию биологически активных добавок. Они относятся к другой области — пищевых добавок. Но для потребителя это все идет под одним названием — БАДы — и оно стало как будто бы ругательным. На самом деле рынок БАДов всегда был достаточно серьезным. У ответственных производителей, конечно же».
Витамины и микроэлементы, незаменимые аминокислоты и жирные кислоты (омега-3) — это медицинские препараты с доказанной эффективностью; в случае, если в организме недостает тех или иных веществ, их может выписать врач. Но при этом нет убедительных доказательств того, что многие полезные вещества улучшают здоровье и продлевают молодость, если их принимать без предписаний.
«В последние годы в США врачи перестали рекомендовать поливитамины для профилактики — только отдельные витамины в случае, если анализы показывают их недостаток, — рассказывает профессор Университета Северной Каролины Валерий Грдзелишвили. — В России ситуация другая: здесь и в аптеках можно многое купить без рецепта, и врач может порекомендовать разные легкие средства и БАДы. В США все сильнее установка на доказательную медицину — если уж выписывают, то что-то сильное и рецептурное».
В Информационном бюллетене для медицинских работников по поводу пищевых добавок Национального института здоровья США рекомендации в отношении витаминов и микроэлементов гораздо более осторожные, чем для некоторых средств народной медицины. Так, экстракт черной бузины (его продажи в США выросли вдвое на фоне пандемии), женьшень, андрографис метельчатый (известное средство в восточной медицине) медицинские власти США рекомендуют с пометкой, что их противопростудная эффективность не касается COVID-19: ни одно испытание в этом направлении еще не завершено. А вот применительно к витаминам и минералам осторожно говорится, что данных недостаточно (хотя и приводятся ссылки на исследования о том, что витамин D уменьшает риски воспаления у людей с его недостатком и проверяется гипотеза о его профилактическом действии; что-то похожее сказано и про омега-3 и даже БАД-антиоксидант кверцетин, используемый в народной медицине).
Эти рекомендации, впрочем, сопровождаются указанием на то, что использование БАДов ни в коем случае не должно подменять лечение, если оно необходимо.
Среди БАДов есть и средства, доказавшие свою эффективность в определенных ситуациях (например, растительные слабительные или витамины); есть средства восточной и народной медицины, эффективность которых могла проверяться в лабораториях и в ходе клинических испытаний, а могла и не проверяться. Есть добавки к различным диетам, например для веганов, для людей с нарушениями суставной ткани; здесь суть примерно ясна. Есть очень популярные добавки, подходящие для тех, кто занимается спортом, наращивает мышцы и тренирует выносливость, — они очень популярны в США и все чаще встречаются в крупных торговых центрах российских городов.
Но в последние годы во всем мире ведется интенсивный научный поиск новых действующих веществ, в том числе среди природных средств и компонентов народной медицины. И время от времени появляются громкие результаты — как было, в частности, с куркумином, веществом полученным из популярной индийской специи куркумы.
«Как только выходит научная статья о пользе, например, экстракта куркумы, то сразу несколько фирм, ничего не дожидаясь, тут же берутся за его производство. В этом удобство механизма БАДов, но и в этом и проблема: мы не знаем, работают ли они», — признает Максим Скулачев.
Куркумин был фантастически популярен в США, захватив треть локального рынка БАДов благодаря рекламе, основанной на научных результатах (18 тыс. научных статей за прошлый год, 57 тыс. в 2018 году). Многие из этих статей довольно малоинформативны, однако есть и публикации в очень хороших журналах, прошедшие квалифицированное рецензирование, но описывающие эффекты на лабораторных моделях.
«В современном мире научная статья может быть поводом для маркетинга, но ничего не говорить о лечебных свойствах того или иного препарата, — утверждает Валерий Грдзелишвили. — Она может вообще ни о чем не говорить — полно журналов, где рецензирование очень слабое! В случае большого массива научных данных стоит обращать внимание на метаисследования, которые обозревают все доступные работы по теме, и особенно на клинические испытания. Обычно в отношении популярных БАДов клинических испытаний почти не проводится, а если они и есть, то не доходят до финальных, третьей и четвертой, стадий».
На сайте американского госрегулятора клинических испытаний clinicaltrials. gov есть данные о 247 клинических испытаниях куркумина в самых разных применениях, но только для десяти из них опубликованы результаты и только в двух случаях сообщается о прохождении третьей стадии — исследовалось влияние вещества на радиационное поражение кожи и на некоторые аспекты здоровья пожилых людей. Отсюда мы знаем, что в ряде испытаний вещество прошло тест на безопасность в некоторых концентрациях, но ничего не знаем о его действии. При этом реклама ссылается на подлинные научные статьи, где речь идет о том, что куркумин может подавлять некоторые виды рака в лабораторных моделях, что, конечно, подогревает надежды потребителей — скорее всего ложные. С большой вероятностью обычные БАДы даже могут не попасть в кровь и, следовательно, встретить свою клеточную мишень, не то что подействовать.
В этом кроется потенциальная опасность БАДов, действие которых якобы подтверждают новые научные разработки (но не клинические испытания): это настраивает на исцеление, которого на самом деле никто не гарантирует. Все-таки, принимая мультивитамины или комплексы жирных кислот, люди обычно не рассчитывают на то, что они спасутся от рака и других опасных заболеваний.
Но возможно ли, что будет найдено очень сильное лекарство или средство для продления молодости и появится оно именно на рынке БАДов?
БАДы и настоящая наука
Теоретически один и тот же инновационный продукт может иметь статус и лекарства, и БАДа, если речь идет о веществе, которое встречается в живой природе. Если найденная учеными формула не является новым веществом и может быть выделена, скажем, из растения, то возможна стратегия поэтапного выведения на рынок — сначала как добавки, потом, после всех испытаний, как лекарства. Зарегистрировать БАД дешевле и быстрее, потому отдельные производители выбирают этот путь.
«Лекарства проходят двойное слепое изучение. Это огромная стоимость. Клиническое испытание лекарств — первая, вторая, третья фазы — это примерно 150 миллионов рублей плюс внедрение: доходит до 200 миллионов рублей. Это в России. В мире еще дороже. А БАДы не проходят такое клиническое изучение, поэтому их гораздо дешевле выпустить на рынок», — пояснил директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, член-корреспондент РАН Владимир Хавинсон.
Разработанный им пептидный препарат «Владоникс» находится в статусе БАДа, но при этом имеет серьезное предназначение: как сказано в описании, он «способствует восстановлению иммунного статуса человека, независимо от причин нарушения». Препарат содержит пептиды тимуса (комплекс А-6), полученные из вилочковой железы здоровых телят возрастом до одного года, то есть естественные, но выделенные из животных регуляторы иммунной системы. На сайте Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии есть описание небольшого (42 + 34 человека) и довольно старого (середина 2000-х) клинического исследования препарата на людях с приобретенным иммунодефицитом (живущих в зонах радиоактивного поражения). По данным исследования, состояние клеточных маркеров иммунитета испытуемых улучшилось.
Кроме БАДов группа Хавинсона разработает и лекарства.
«Моя группа создала более двадцати новых препаратов пептидной природы. Шесть из них являются лекарствами, они разрешены Минздравом. Остальные находятся на разных стадиях клинического изучения, — рассказал Хавинсон. — В чем смысл? Конкретный препарат может быть в виде лекарства — это инъекционные препараты; в более низкой дозе это БАДы (но пептиды, заметьте, одни и те же), в еще более низкой дозе это косметика, потому что пептиды проникают и через кожу. И четвертый вариант — препараты для ветеринарии. Так вот, эти БАДы сделаны на базе лекарственных препаратов — это научно проверенные вещества. И они изучаются как лекарственные препараты. Но для ускорения процесса на базе этих будущих лекарств сделаны БАДы. Со временем все они тоже перейдут в статус лекарств».
Но даже если клинические испытания прошли успешно и вещество докажет свою эффективность, значит ли это, что эффективными были и БАДы на его основе? Совершенно необязательно: медицинские препараты должны быть рассчитаны с точки зрения доз в ответ на разные течения болезней, БАДы претендуют лишь на улучшение общего самочувствия и имеют большие ограничения в части дозировки.
Недавно на российский рынок БАДов вышел препарат премиум-класса OYOX, выпускаемый немецкой компанией DANDA Pharma, и заслужил определенную славу среди статусных покупателей, находящихся в поиске некой панацеи, средства, продлевающего молодость и дарящего энергию. На официальном сайте препарат действительно обещает восстановить молодость, физиологический тонус и функциональную стабильность систем организма. На сайте сказано, что его неоднократно тестировали на лабораторных моделях, проводили клинические исследования. Однако продукт не имеет статуса лекарства.
«БАДы не обязаны проходить клинических испытаний — достаточно лабораторных, на токсичность. Но в данном случае, поскольку немецкая фарма работает как часы, Вольфганг Шаттон, разработчик OYOX, по всем своим БАДам проводит клинические исследования. А чтобы получить статус лекарственного средства, препарат должен пройти дополнительные круги исследования. Это лет пять-восемь. Во-вторых, если он стоит дорого, как, например, OYOX (90 тыс. рублей за упаковку. — “Эксперт”), то его невозможно будет сделать лекарством просто по себестоимости, цена сразу взлетит», — пояснила Елена Шишкина.
Действующим веществом в этом препарате заявлен циклоастрагенол, который был выделен из астрагала (кошачьего гороха). В 2011 году на американский рынок БАДов компанией Telomerase Activation Sciences был выведен препарат с тем же действующим веществом под названием TA-65 и вышли две статьи, в которых утверждалось, что препарат активирует теломеразу. Исследования спонсировались производителем и вызывали вопросы у научного сообщества.
Вообще, вопрос о теломерах и теломеразе — почтенный научный вопрос, за который в 2009 году группа ученых получила Нобелевскую премию. Научный смысл его в том, что при копировании генетического материала сложных живых организмов (у которых линейные, не циклические хромосомы) при каждом делении клеток хромосомы должны укорачиваться. Если пояснять совсем грубо, «копировальная машина» генов должна сесть на кусок ДНК, а потом уже делать комплементарную копию, но тот кусок, на который она села, не копируется. Понятно, что на концах хромосом (теломерах) записан «технический текст», а не какие-то важные гены, но если делиться много раз, то начнут пропадать нужные гены, и клетка погибнет. Одно время это считалось возможным механизмом клеточного старения и смерти. Но, к счастью, в клетках есть фермент теломераза, которая умеет наращивать теломеры. Отсутствующий или поврежденный ген, как показано в достоверном эксперименте на мышах, приводит к дегенерации мозга и яичек, причем дефекты исправляются, если ген снова «включить». С подобными исследованиями и были связаны поиски стимуляторов теломеразы.
«Активная теломераза — это не обязательно очень хорошо, — говорит Валерий Грдзелишвили. — Большая ее активность есть и в делящихся клетках кожи, и в раковых клетках. Те, кто борется с раком, наоборот, думают, как локально вырубить теломеразу».
Научная активность в отношении циклоастрагенола сейчас не очень велика: всего около тысячи статей за все время. На сайте американского регулятора зарегистрировано всего одно клиническое испытание (NCT02530255, в отношении терапии болезни Альцгеймера), но результаты не опубликованы.
Сайт производителя выглядит дорого и солидно с точки зрения научной грамотности текстов. К линические исследования, приведенные на сайте препарата, сообщают, что действующее вещество может влиять на длину теломер и сохранность клеток, восстановление костных тканей и множество других важнейших параметров. Но, как говорят ученые, в собственном открытом исследовании всегда можно найти параметры, которые будут выглядеть хорошо, но повторить его с плацебо было бы сложно. Кроме того, в данном случае неясно, что именно произвело укрепляющее организм действие: циклоастрагенол, другие предположительно полезные вещества (такие как упоминавшийся антиоксидант ресвератрол, витамин С, микроэлемент селен, который вполне может улучшать работу суставов у людей с дефицитом этого микроэлемента) или вообще эффект плацебо.
Маркетинг против науки
«Целенаправленно я не занимаюсь БАДами, тем более учитывая отношение к ним… Например, бюджетные больницы не имеют права их покупать. Я занимаюсь лекарственными препаратами, а БАДами занимаются другие компании. И те, что мы создали, отдали и получаем лицензионные отчисления», — рассказывает Владимир Хавинсон.
И вот тут вступает в дело недобросовестный маркетинг. На сайте «Владоникса», который разработал Хавинсон, сказано, что продукт «относится к онкопротекторам — он снижает риск развития опухолей в 2–2,5 раза». Однако сам разработчик не разделяет этого утверждения:
«БАДы для онкологии — это абсолютно не доказано и недоказуемо. Насчет “Владоникса” скажу, что лично я этого утверждения не видел и не считаю это легитимным. Не было проведено исследований, чтобы делать такие заявления. “Владоникс” повышает функцию иммунитета — это правильно. Конечно, косвенно он влияет на опухоли, аллергию, но доказанного эффекта “Владоникса” на опухоли не существует».
Дискуссия об ответственности торговых интернет-площадок возобновилась после того, как в январе 2021 года была легализована онлайн-продажа БАДов. Ранее продавать такие товары было возможно лишь в специализированных магазинах или аптеках, где давно ведется контроль за содержанием веществ, их дозировками в препаратах.
Вследствие снятия ограничений с интернет-торговли начали быстро распространяться онлайн-магазины с товарами для здоровья. Примечательно, что часть таких площадок выступает исключительно как распространитель тех же БАДов, но не производитель. То есть отказывается нести ответственность, если здоровью потребителя будет нанесен ущерб, притом что в некоторых биологически активных добавках содержатся те же действующие вещества, что и в рецептурных лекарствах. В связи с этим в прошлом году в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает применять внесудебную блокировку онлайн-ресурсов, где распространяются незарегистрированные или запрещенные БАДы.
Разборчивый, дотошный потребитель, реагирующий на модные тренды, вряд ли будет доволен ограничениями, которые, возможно, ударят по иностранным торговым площадкам, в том числе продающим «научные» новинки. Но разборчивость покупателя совершенно не гарантирует, что он не может купить что-то бесполезное или даже вредное.
«Нужно смотреть, насколько компания открыта и готова реагировать на вопросы потребителей. Кроме того, потребитель должен не лениться ходить по гиперссылкам: брать не только информацию с сайта, но также и на сторонних источниках. Например, человек читает, что черника улучшает зрение. Но, если он проходит по гиперссылкам и смотрит, какое действующее вещество в чернике, он выясняет, что там только витамин С и больше ничего», — говорит Елена Шишкина.
В России сегодня действует ограничение по составу БАДов: они не должны содержать ядовитые, сильнодействующие или наркотические вещества. Сами же испытания добавок чаще всего малоинформативны и только в редких случаях бывают масштабными. Например, в клинических испытаниях будущих лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний участвуют тысячи испытуемых. В случае с биологически активными добавками выборка может ограничиться сотнями людей и для исследования выбирается короткий временной период. То есть неясно, как продукт отразится на здоровье через десять-двадцать лет.
«Те же биохакеры считают, что могут радикально продлить свою жизнь за счет БАДов. У многих из них набор баночек с дорогими природными веществами, за счет которых они пытаются замедлить старение. Но что на самом деле с организмом происходит? Скорее всего ничего, — отметил Максим Скулачев. — Потому что большинство из них непонятно с какой эффективностью попадают в кровь. Я не знаю, были ли исследования, на какой именно параметр должен БАД влиять и в какую сторону. Возможно, кто-то стал чувствовать себя лучше, после того как начал принимать БАДы, — но, может быть, этот человек одновременно начал соблюдать режим и заниматься спортом? Без корректных исследований нельзя отделить один эффект от другого».
Новые перспективные вещества, в том числе против старения и болезней мозга, вероятнее всего, и дальше будут тестироваться на рынке БАДов; можно ожидать новых волн моды на новые вещества, но оценить их эффективность вряд ли удастся, пока они рекламируются и продаются как БАДы. Рациональнее следовать рекомендациям специалистов по здоровому питанию, относиться к пищевым добавкам как к второстепенному элементу здорового образа жизни и не видеть в них панацею.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl