Дочь Евгения Матвеева рассказывает о своем знаменитом отце

Караван историйЗнаменитости

Евгений Матвеев. Любовь земная. Интервью с дочерью актера Светланой

Моему папе приписывали разные любовные увлечения: знаменитые актеры обречены на мифы. Хотя однажды отец действительно ушел из дому, но через две недели появился на пороге. Годы спустя рассказал нам с братом, уже взрослым, эту историю - чтобы мы поняли, почему он не мог не вернуться.

Ирина Кравченко

Фото: из архива С. Матвеевой

«Бежим!» — шепнул отец маме, увидев милицейскую машину: в праздники московские дворы патрулировались. Родители бросились прочь и услышали свисток: раз люди при виде стражей порядка удирают, значит, что-то натворили. Папа тогда не имел еще той известности, которая пришла к нему позже, и его не узнали. В результате первый день нового года они с мамой встретили в милиции, зато отец повеселился от души. Он был темпераментным, способным на неожиданные поступки. Недаром мой сын Алешка, увидев, как мы с братом трепещем перед папой, удивился: «Чего вы деда боитесь? Он классный пацан!»

— Ваша мама наверняка потеряла голову от такого парня — красивый, талантливый, зажигательный?

— Первым влюбился отец, и сначала не в саму маму, а в красивый голос невидимой ему девушки, распевавшейся перед началом конкурса молодых исполнителей. Дело было в Тюмени, отец готовился что-то прочесть со сцены, мама — петь. Папа пошел на голос таинственной незнакомки, а когда взглянул на нее, обалдел окончательно: хорошенькая, невысокая, стройная, ножки точеные... А мама потом недоуменно говорила подруге, которой молодой актер очень понравился: «Что ты в нем нашла? Длинный, нескладный, тощий...» Отец и вправду был худым, после войны-то.

Он ведь, отслужив, мог остаться военным, если бы с детства не чувствовал потребности выступать перед публикой. Мальчишкой пел женщинам, собиравшимся на сельской улице после тяжелого трудового дня, жалостливые песни. Бабы утирали глаза концами платков. Вообще, папа даже в детстве был очень чувствительным, может потому, что его мать много плакала — прижмет сына к груди и заливается слезами.

Она, девушка из хорошей семьи, вышла замуж за любимого и обеспеченного человека, а в результате оказалась одна с ребенком на руках. И для материнской, и для отцовской семьи папа был байстрюком — незаконнорожденным. Дед по линии матери, человек верующий, регент церковного хора, не простил дочери, что та жила невенчанной, лишь записалась по новым, гражданским законам. Родственники отца тоже не особо жаловали ребенка — в них, подозреваю, текла дворянская кровь, а сын женился на «простой».

Нелегкая жизнь наложила отпечаток на бабушкин характер: она была крутого нрава, жесткая, несговорчивая. Кстати, внешне я на нее похожа, не зря папа, увидев меня в палате роддома, куда ворвался вопреки запретам, воскликнул: «О, баба Надя лежит!» Свою мать он очень любил, жалел, переживал ее одиночество...

И вот подростком отец исполнял перед деревенскими женщинами душещипательные песни, стараясь в меру своего понимания развлечь их. Бабушка сказала ему, что людям и так тяжело живется, и сын сменил репертуар — перешел на матерные частушки, которым его кто-то научил. Вокруг хохотали, и однажды мальчишка вдруг понял: он может властвовать над людьми. Захочет — выжмет из них слезу, захочет — вызовет смех. В херсонском театре, куда отца взяли после окончания студии, его увидел Николай Черкасов и посоветовал ехать учиться в Киев — в киношколу к Александру Довженко.

Во время учебы папа однажды чуть не расстался с жизнью. Ввели плату за обучение, денег у него не было, у бабушки тоже. Отец решил, что для него все кончено, поскольку вне актерской профессии себя не мыслил. Отправился к Днепру, ходил, примеривался, откуда лучше прыгнуть в воду, как вдруг увидел маленькую девочку. Расспросил откуда она, довел до дому и решил в тот вечер к реке не возвращаться, а завтра пойти на занятие к любимому учителю — в последний раз. Пришел. Довженко по виду нескольких своих студентов сразу понял: с ними что-то стряслось. Выяснил, в чем дело, и... сам заплатил за их учебу.

А вскоре началась война. Папа сразу пошел в военкомат, и его отправили в Тюменское пехотное училище. Там и оставили преподавать. Он рвался на фронт, постоянно писал рапорты начальнику училища, пока тот не вызвал отца к себе и не показал кипу бумаг: «Вот сколько мне пришлось написать в ответ на твои просьбы! Больше не обращайся. Если мы все пойдем воевать, кто будет новобранцев обучать?» При этом самому Матвееву-наставнику было в ту пору всего девятнадцать!

Однажды прибыла новая партия призывников, папа еще не успел их толком ничему научить, как нагрянула комиссия. Что умеют? Ничего. Преподавателя — под трибунал, а это грозило в лучшем случае штрафбатом. По училищу моментально разнесся слух, что с Матвеевым беда. Когда он зашел в офицерскую столовую, ему налили полный стакан водки, отец молча выпил — первый раз в жизни. Отключился и больше ничего не помнил. А наутро узнал, что дело разрешилось благополучно.

Там, в Тюмени, демобилизовавшись, отец и остался после войны. И встретил маму. Она рассказывала, что первый раз папа поцеловал ее обманом. Поехали на очередной конкурс в Свердловск, нынешний Екатеринбург. А отец как отправится куда-нибудь на поезде, так его непременно обворуют. Когда в юности добирался из своего села в Херсон учиться на актера, у него стащили все документы и фотокарточки заодно. Я как-то спросила у мамы, почему сохранилась только одна фотография папы в детстве, отчего нет снимков, где бабушка молодая. «Так у твоего отца все украли!» — объяснила она.

По дороге в Свердловск его опять обчистили, по-моему, деньги стащили. Приехав в гостиницу, он направился в комнату девушек, где уже разместилась мама, прибывшая раньше, и прямо спросил, нет ли у соседок чего-нибудь поесть. Его накормили. С той поры они с мамой стали встречаться. Как-то вечером гуляли, и папа вдруг говорит: «Ой, смотри, звезда!» Мама подняла голову, и он ее поцеловал...

Их роман на первых порах протекал так: в один день они ссорились, на другой мирились, на третий опять ссорились... Наконец бабушка не выдержала и заявила дочери: «Слушай, вы уже всем надоели. Или женитесь, или расходитесь». Тогда папа с мамой после репетиции, перед вечерним спектаклем, пошли в ЗАГС и расписались — все получилось между делом. Обошлись без пышного застолья, поскольку денег не было. Родители в те годы жили бедно, им выдавали карточки служащих, на которые полагалось меньше продуктов, чем на рабочие, а надо было кормить еще меня и бабушку Надю — отец перевез ее к нам. Он работал на шести работах, а мама, когда шла по улице, каждый раз мечтала найти рубль. Однажды увидела его на тротуаре, но взять постеснялась.

— Помните, каким отец был в вашем детстве?

— Запах папы — первое мое воспоминание о нем. Когда возвращался домой после спектакля, от него пахло табаком и театральными кулисами, то есть смесью краски, холста, грима и пыли. Мы жили тогда в Новосибирске, отец служил в театре «Красный факел», который называли сибирским МХАТом. Бабушка жаловалась, что со мной из дому нельзя выйти, потому что я, как папа в детстве, когда пел перед деревенскими соседками, тут же устраивала концерт — читала стихи, затягивала песни, танцевала и собирала вокруг себя кучу народа. Судя по всему, актерские гены давали о себе знать.

Мама со мной новорожденной. Фото: из архива С. Матвеевой

Из-за своей неуемной тяги к лицедейству лет в пять сорвала спектакль. Отец вечерами играл на сцене, мама давала концерты, а бабушке, которая оставалась со мной, хотелось иногда выйти «в свет». Тогда папа брал нас с ней в театр и сажал в директорскую ложу. В тот вечер давали постановку, где он играл правильного советского человека, а ему противостоял какой-то иностранец.

В одной из сцен «иноземный враг» напал на отца: то ли выкручивал ему руки, то ли еще что-то нехорошее делал, не помню. Я в мгновение ока взобралась на обитый бархатом парапет ложи и громко запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Актер, мучивший моего папу, забыл слова и уставился в зал. Дали занавес. Через минуту в ложу влетел отец, схватил меня за шкирку, уволок в грим-уборную и запер там до конца спектакля. Его партнер потом хвастался: «Вот как я играю — даже ребенка проняло!»

Папу в Новосибирске поначалу знали как «мужа Матвеевой» — солистки, имевшей большой успех у публики. У меня сохранилась афиша совместных гастролей родителей: на ней мама указана как прима-певица, а несколько человек, в том числе отец, — в качестве «антуража». Однако очень скоро папа стал играть главные роли, и когда «Красный факел» отправился на гастроли в Ленинград, знаменитые театральные режиссеры открыли для себя нового актера — Матвеева. Ему сразу поступило три предложения от ведущих театров: двух ленинградских и одного московского — Малого.

Отец, даром что был человеком спонтанным, стал раздумывать: менять так круто жизнь или нет. Мама же сразу сказала: «Менять!» Она видела, что муж достоин большой сцены. В Ленинград не поехали из-за меня: в два месяца я переболела двусторонним воспалением легких, лежала с кислородной подушкой, еле выжила, и родители побоялись, что сырой невский климат ребенку не подойдет. Собрались и отправились в столицу, папа поступил в Малый театр, о котором мечтал, а мама... осталась без работы. Однажды услышала, что объявлен конкурс в хор Большого театра, и не дожидаясь, когда будут прослушивать солистов, сразу отправилась: надо было зарабатывать. С сольной карьерой было покончено. Она прослужила в хоре до пенсии, правда объездила с гастролями весь мир.

В Москве первое время мы жили в гостинице. Помню себя пятилетней, одетой в длинный голубой фланелевый халат с атласными воротником и манжетами. Я бегу в этом халате по гостиничному коридору с красной ковровой дорожкой и чувствую себя совершенно счастливой. Потом нам дали комнату в коммуналке, где родился мой младший брат, затем — квартиру на Комсомольском проспекте. Сейчас это почти центр города, а в конце пятидесятых считался краем географии.

Когда родители прибыли смотреть будущее жилье, дома только возвели, вокруг — строительный мусор, под ногами чавкала глина, ни проехать ни пройти, и ни одного магазина поблизости. Мама расстроилась: «Не поеду в эту глухомань!» Но выбирать было не из чего.

Окна выходили на проспект, по которому день и ночь сновали автомобили. Андрей, тогда еще грудной, уже проявлял интерес к технике: стоило брату заплакать, достаточно было взять его на руки — так, чтобы малыш видел дорогу, и он, следя взглядом за машинами, успокаивался. Однажды, когда Андрюха подрос, отец сказал ему:

— У нас Света — сибирячка (я ведь в Сибири родилась), а ты — москвич.

На что брат ответил:

— Нет, папа, я — «Волга».

В другой раз он еще больше удивил папу. Тот после репетиции лежал на диване с газетой, а пятилетний Андрей ходил по комнате, изредка бросая на него взгляд. Наконец подошел и спрашивает: «А ты откуда здесь взялся? — Отец удивился. — Я все понял, — заявил брат. — Меня и Светку мама выродила. А ты, значит, произошел от обезьяны». Ему, видно, только что объяснили дарвиновскую теорию, вот он и раздумывал над услышанным. Раз его и меня произвела на свет мама, то кто произошел от обезьяны? Ясное дело — папа.

— Вы обмолвились о том, что боялись отца. Почему?

— Сама не знаю. Ни разу в жизни он не прочитал ни мне, ни брату нотации. Мог вспылить, наорать, когда захлестывали эмоции от наших вывертов, но никогда не унижал. Чаще спокойно и в то же время метко учил словом, и в такие минуты я думала: лучше бы врезал!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Григорий Чухрай. Баллада о солдате Григорий Чухрай. Баллада о солдате

Каким был Григорий Чухрай? Рассказывают его сын и дочь

Караван историй
10 интересных сайтов из забытых уголков Интернета (часть 2) 10 интересных сайтов из забытых уголков Интернета (часть 2)

Оказывается, в Интернете есть еще что-то кроме соцсетей

Maxim
Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Российские физики передали квантовый сигнал между зданиями по воздуху Российские физики передали квантовый сигнал между зданиями по воздуху

Физики протестировали технологию передачи квантовой информации по воздуху

N+1
Вера Таривердиева: Вера Таривердиева:

В судьбе Микаэла Таривердиева не было ничего случайного

Караван историй
Глаза в глаза Глаза в глаза

Незабываемые встречи «глаза в глаза» с представителями дикой парнокопытной фауны

Наука и жизнь
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
В детской древнеегипетской мумии нашли следы отравления свинцом В детской древнеегипетской мумии нашли следы отравления свинцом

Это удалось сделать благодаря компьютерной томографии

N+1
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
“Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка” “Я стала моделью, а мой вес – это моя изюминка”

Эльвире Ишмуратовой многие говорили, что с таким телом красивой быть невозможно

Psychologies
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
Индустриальная гавань Индустриальная гавань

При оформлении фабричных цехов под жилые пространства и сформировался стиль лофт

Идеи Вашего Дома
Анна Михалкова: «Иногда развод – единственное правильное решение» Анна Михалкова: «Иногда развод – единственное правильное решение»

Анна Михалкова абсолютно естественна и в жизни, и на экране

Psychologies
Три простых шага, чтобы заставить себя меньше сидеть в соцсетях Три простых шага, чтобы заставить себя меньше сидеть в соцсетях

Простые шаги, которые помогут сократить время в интернете без "ломки"

Популярная механика
Ференц Лист. Непрощенный Ференц Лист. Непрощенный

История композитора Ференца Листа

Караван историй
«Мама, мы шпионы?» Как жила семья разведчицы, ставшей прототипом радистки Кэт «Мама, мы шпионы?» Как жила семья разведчицы, ставшей прототипом радистки Кэт

История Анны Камаевой, которая стала прототипом радистки Кэт

Cosmopolitan
Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми Как обеспечить мир и гармонию между старшими и младшими детьми

Как подготовить старших к появлению младших и обеспечить их сосуществование

СНОБ
Твердость эластичного сплава увеличилась при нагревании Твердость эластичного сплава увеличилась при нагревании

Химики изготовили эластичный сплав из кобальта, никеля, гафния, титана, циркония

N+1
Шестое чувство Шестое чувство

Дизайнер Чад Дорси наполняет квартиры вещами, которые дороги заказчикам

AD
Почему пингвины кучкуются? Почему пингвины кучкуются?

Чему мы можем научиться у пингвинов?

Популярная механика
Что такое глобальное потепление? Что такое глобальное потепление?

Глобальное потепление — это повышение средней температуры по всему миру

Популярная механика
5 самых странных сердец животных: от самого большого до самого бесполезного 5 самых странных сердец животных: от самого большого до самого бесполезного

После этой статьи человеческое сердце покажется тебе скучным

Популярная механика
Зарабатываем играючи. Топ лучших игр с метавселенными для заработка Зарабатываем играючи. Топ лучших игр с метавселенными для заработка

NFT начался в качестве активов в виде цифровых произведений искусства

Цифровой океан
Откуда в утопии свобода Откуда в утопии свобода

Утопия, помещенная Франсуа Рабле в его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Weekend
Разбираемся, зачем нам нужна зима Разбираемся, зачем нам нужна зима

Почему не стоит убегать от зимы, даже если очень хочется?

GQ
«Писатель бывает чрезвычайно туп, но все же не настолько, как думают о нем иные критики» «Писатель бывает чрезвычайно туп, но все же не настолько, как думают о нем иные критики»

Уистен Хью Оден о том, зачем люди пишут книги и как их читают

Weekend
«Я готов дорого заплатить, чтобы быть свободным»: Борис Немцов в книге «Преемник» «Я готов дорого заплатить, чтобы быть свободным»: Борис Немцов в книге «Преемник»

Отрывок из книги Михаила Фишмана о Борисе Немцове

Forbes
6 мифов о женской сексуальности. Комментарий сексолога 6 мифов о женской сексуальности. Комментарий сексолога

Заблуждения о женской психологи и физиологии

РБК
Все типажи из современного офиса в советских фильмах Все типажи из современного офиса в советских фильмах

Всех твоих коллег (да и тебя тоже) уже показали в советском кино!

Maxim
Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками Козерог: сильные и слабые стороны, совместимость с другими знаками

Козероги — самые трудолюбивые представители зодиака

Cosmopolitan
Открыть в приложении