Пластик держит крепко
Изделия из переработанного пластика зачастую обходятся дороже, чем их аналоги, сделанные по традиционной технологии. Но против цены играют новые потребительские качества и желание покупателя приобщиться к экологической повестке

По данным Росприроднадзора, в прошлом году в России образовалось порядка 48,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) — в среднем по 450 кг мусора на одного россиянина. Из них, по информации ведомства, перерабатывается всего 4–4,5%.
Большие надежды в борьбе с отходами возлагаются именно на переработку и вторичное использование материалов. Но процесс выхода на массовый рынок товаров из вторсырья часто замедляет их цена, превышающая стоимость аналогичных вещей из первичных материалов. Поэтому производители делают ставку на новые характеристики изделий и желание своих клиентов заботиться об окружающей среде.
Скамейки из пластика
Компания «Умная SREDA» изготавливает из переработанного пластика уличную мебель. Скамейки, урны и строительные материалы сделаны из песка и различных отходов — пакетов, упаковочной пленки, канистр, стаканчиков. Например, для производства одной скамейки необходимо 100 кг песка и порядка 5000 полиэтиленовых пакетов.
Двухметровые скамейки из такого материала стоят 19,9 тыс., 31,2 тыс. и 57 тыс. рублей — цена зависит от дизайна и веса конструкции. Похожие скамейки из дерева у других производители стоят в среднем 7–20 тыс. рублей.
«Умная SREDA» утверждает, что ее продукция имеет преимущество перед изделиями из дерева и служит в несколько раз дольше, поэтому цена на нее оправданна. «Эти изделия не подвержены коррозии, не трескаются при резких перепадах температур, не гниют, не нуждаются в ежегодной покраске и сохраняют первозданный вид много лет. Одна полимер-песчаная скамья заменит несколько деревянных, которые станут непригодными и будут несколько раз сменять друг друга», — говорят в компании.
Технология полимер-песчаного производства, применяемая на заводах «Умная SREDA», состоит из нескольких этапов. Сначала пластиковый мусор измельчается, затем вторсырье смешивается с речным песком в пропорции 30:70. Полученная масса загружается в экструдер. Там расплавленные полимеры обволакивают песчинки, образуя тестообразную смесь. Затем составу придается желаемая форма при помощи пресса. В результате получается прочный тяжелый материал. Вес одной скамейки достигает 160 кг. Это, в частности, позволяет размещать такие лавочки в городских парках, не опасаясь, что их опрокинут или украдут.
При бережном использовании срок службы такой мебели может достигать нескольких десятков лет. Компания предупреждает своих клиентов, что сломанные детали можно вернуть на завод для повторной переработки. Правда, пока изделия обратно к производителю не поступали. Бракованные детали никогда не выбрасываются, а отправляются на переплавку. В зависимости от того, какая изначально была деталь и во что ее намерены превратить, на этапе переплавки к ней может добавляться дополнительное сырье, однако можно обойтись и без этого.
Компания была основана в 2017 году, поначалу производство располагалось в крымском поселке Черноморское. Сейчас главный офис и цех находятся в Санкт-Петербурге. Компания развивает франчайзинговую сеть и потому делает не только собственно скамейки, но и оборудование для их производства.
Заводы партнеров открыты более чем в 30 городах от Калининграда до Владивостока, франшиза охватывает 22 региона страны. Франчайзи заключают с головной компанией договор коммерческой концессии, в рамках которого та за шесть миллионов рублей организует производство «под ключ». Франчайзи получают оборудование, каталог продукции, права на использование товарного знака, инструкции по сборке изделий, технологию производства, обучение персонала, маркетинговый анализ региона. Еще порядка миллиона рублей потребуется на дополнительные расходы, например на организацию цеха и рекламное продвижение. Со своей стороны, «Умная SREDA» получает от партнеров роялти в размере 5% годовой выручки.
Собственных пунктов сбора вторичного сырья у компании нет. Заводы в регионах самостоятельно заключают договоры с компаниями-переработчиками, которые на коммерческой основе поставляют уже отсортированное и пригодное для дальнейшей работы вторсырье. Это может быть как гранулят и дробленый пластик, так и канистры из ПВД и ПНД (полиэтилен высокого и низкого давления) в исходном виде, если на заводе есть дробилки. Пакеты и стретч-пленку перерабатывать могут все производства сети. Например, в Санкт-Петербурге компания покупает килограмм пластика ПНД и ПВД в среднем за 35–45 рублей. Кроме того, в некоторых регионах франчайзи договариваются с волонтерами и организуют различные акции по сбору сырья.
Сейчас все франчайзи «Умная SREDA» — это заводы полного цикла. Однако в октябре 2021 года компания приняла новую стратегию, которая подразумевает открытие десяти собственных «экохабов». Они станут собирать вторсырье и штамповать из него композитные заготовки. Франчайзи будут покупать эти заготовки и собирать мебель в соответствии с заказом клиента, а не производить товар с нуля. Теперь их стартовые вложения не превысят миллиона рублей. За эту сумму партнер получает запуск цеха сборки и фирменного шоурума. «Таким образом, мы облегчили модель, потому что открыть завод стоило шесть миллионов рублей. Это достаточно серьезная сумма, которая есть не у каждого предпринимателя, и довольно трудно этот бизнес выстраивать с нуля», — пояснил CEO компании Алексей Варламов.
Среди покупателей продукции компании «Умная SREDA» — и физлица, и застройщики, и ЖКХ, и отели, и местные власти. Как объяснил Алексей Варламов, преобладание тех или иных клиентов зависит от каждого франчайзи. По его словам, некоторые клиенты покупают продукцию поштучно, а бывает, что компания продает сотню скамеек через госконтракт для благоустройства города. Изделия «Умная SREDA» покупают и такие крупные компании, как Сбер и РЖД. Среди покупателей и «Леруа Мерлен»: «Умная SREDA» забирает в магазинах сети пластиковые отходы, а взамен предоставляет товары со скидкой.