Пластик держит крепко
Изделия из переработанного пластика зачастую обходятся дороже, чем их аналоги, сделанные по традиционной технологии. Но против цены играют новые потребительские качества и желание покупателя приобщиться к экологической повестке
По данным Росприроднадзора, в прошлом году в России образовалось порядка 48,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) — в среднем по 450 кг мусора на одного россиянина. Из них, по информации ведомства, перерабатывается всего 4–4,5%.
Большие надежды в борьбе с отходами возлагаются именно на переработку и вторичное использование материалов. Но процесс выхода на массовый рынок товаров из вторсырья часто замедляет их цена, превышающая стоимость аналогичных вещей из первичных материалов. Поэтому производители делают ставку на новые характеристики изделий и желание своих клиентов заботиться об окружающей среде.
Скамейки из пластика
Компания «Умная SREDA» изготавливает из переработанного пластика уличную мебель. Скамейки, урны и строительные материалы сделаны из песка и различных отходов — пакетов, упаковочной пленки, канистр, стаканчиков. Например, для производства одной скамейки необходимо 100 кг песка и порядка 5000 полиэтиленовых пакетов.
Двухметровые скамейки из такого материала стоят 19,9 тыс., 31,2 тыс. и 57 тыс. рублей — цена зависит от дизайна и веса конструкции. Похожие скамейки из дерева у других производители стоят в среднем 7–20 тыс. рублей.
«Умная SREDA» утверждает, что ее продукция имеет преимущество перед изделиями из дерева и служит в несколько раз дольше, поэтому цена на нее оправданна. «Эти изделия не подвержены коррозии, не трескаются при резких перепадах температур, не гниют, не нуждаются в ежегодной покраске и сохраняют первозданный вид много лет. Одна полимер-песчаная скамья заменит несколько деревянных, которые станут непригодными и будут несколько раз сменять друг друга», — говорят в компании.
Технология полимер-песчаного производства, применяемая на заводах «Умная SREDA», состоит из нескольких этапов. Сначала пластиковый мусор измельчается, затем вторсырье смешивается с речным песком в пропорции 30:70. Полученная масса загружается в экструдер. Там расплавленные полимеры обволакивают песчинки, образуя тестообразную смесь. Затем составу придается желаемая форма при помощи пресса. В результате получается прочный тяжелый материал. Вес одной скамейки достигает 160 кг. Это, в частности, позволяет размещать такие лавочки в городских парках, не опасаясь, что их опрокинут или украдут.
При бережном использовании срок службы такой мебели может достигать нескольких десятков лет. Компания предупреждает своих клиентов, что сломанные детали можно вернуть на завод для повторной переработки. Правда, пока изделия обратно к производителю не поступали. Бракованные детали никогда не выбрасываются, а отправляются на переплавку. В зависимости от того, какая изначально была деталь и во что ее намерены превратить, на этапе переплавки к ней может добавляться дополнительное сырье, однако можно обойтись и без этого.
Компания была основана в 2017 году, поначалу производство располагалось в крымском поселке Черноморское. Сейчас главный офис и цех находятся в Санкт-Петербурге. Компания развивает франчайзинговую сеть и потому делает не только собственно скамейки, но и оборудование для их производства.
Заводы партнеров открыты более чем в 30 городах от Калининграда до Владивостока, франшиза охватывает 22 региона страны. Франчайзи заключают с головной компанией договор коммерческой концессии, в рамках которого та за шесть миллионов рублей организует производство «под ключ». Франчайзи получают оборудование, каталог продукции, права на использование товарного знака, инструкции по сборке изделий, технологию производства, обучение персонала, маркетинговый анализ региона. Еще порядка миллиона рублей потребуется на дополнительные расходы, например на организацию цеха и рекламное продвижение. Со своей стороны, «Умная SREDA» получает от партнеров роялти в размере 5% годовой выручки.
Собственных пунктов сбора вторичного сырья у компании нет. Заводы в регионах самостоятельно заключают договоры с компаниями-переработчиками, которые на коммерческой основе поставляют уже отсортированное и пригодное для дальнейшей работы вторсырье. Это может быть как гранулят и дробленый пластик, так и канистры из ПВД и ПНД (полиэтилен высокого и низкого давления) в исходном виде, если на заводе есть дробилки. Пакеты и стретч-пленку перерабатывать могут все производства сети. Например, в Санкт-Петербурге компания покупает килограмм пластика ПНД и ПВД в среднем за 35–45 рублей. Кроме того, в некоторых регионах франчайзи договариваются с волонтерами и организуют различные акции по сбору сырья.
Сейчас все франчайзи «Умная SREDA» — это заводы полного цикла. Однако в октябре 2021 года компания приняла новую стратегию, которая подразумевает открытие десяти собственных «экохабов». Они станут собирать вторсырье и штамповать из него композитные заготовки. Франчайзи будут покупать эти заготовки и собирать мебель в соответствии с заказом клиента, а не производить товар с нуля. Теперь их стартовые вложения не превысят миллиона рублей. За эту сумму партнер получает запуск цеха сборки и фирменного шоурума. «Таким образом, мы облегчили модель, потому что открыть завод стоило шесть миллионов рублей. Это достаточно серьезная сумма, которая есть не у каждого предпринимателя, и довольно трудно этот бизнес выстраивать с нуля», — пояснил CEO компании Алексей Варламов.
Среди покупателей продукции компании «Умная SREDA» — и физлица, и застройщики, и ЖКХ, и отели, и местные власти. Как объяснил Алексей Варламов, преобладание тех или иных клиентов зависит от каждого франчайзи. По его словам, некоторые клиенты покупают продукцию поштучно, а бывает, что компания продает сотню скамеек через госконтракт для благоустройства города. Изделия «Умная SREDA» покупают и такие крупные компании, как Сбер и РЖД. Среди покупателей и «Леруа Мерлен»: «Умная SREDA» забирает в магазинах сети пластиковые отходы, а взамен предоставляет товары со скидкой.
Строительная компания «Эн-Системс» установила несколько лавочек «Умная SREDA» во внутреннем дворике своего офиса. Директор по персоналу Анна Спиридонова рассказала, что это стало очередной инициативой компании в экологическом направлении: сотрудники «Эн-Системс» уже практикуют раздельный сбор отходов, используют бумагу из переработанных материалов, закупают экологически чистую бытовую химию. На этапе выбора уличной мебели компания рассматривала и деревянные скамейки. Однако несмотря на то, что экомебель оказалась дороже деревянной, изделия из вторсырья показались «Эн-Системс» более привлекательными с точки зрения дизайна и долговечности.
«Мы решили: пусть это будет подороже, но радует глаз. Тем более что они долговечные, это не дерево, которое может из-за природных условий потрескаться, прогнить», — говорит Анна Спиридонова.
За этот год вся сеть «Умная SREDA» произвела около 30 тыс. изделий, переработав порядка полутора тысяч тонн пластика. Объем выручки сети с продаж в 2021 году составит свыше 500 млн рублей, увеличившись более чем на 150 млн по сравнению с прошлым годом. При этом «Умная SREDA» развивается полностью на свои средства, а скорость роста ограничена отсутствием дополнительного финансирования. В руководстве предприятия объясняют, что российские банки не спешат давать кредиты компании, основанной в Крыму.
Новые шпалы
Компания «Аксион Рус», созданная в 2014 году, перерабатывает пластик, делая из него железнодорожные композитные шпалы по собственной технологии. Для производства одной шпалы используется около 110 кг пластика различных категорий.
Такие шпалы стоят дороже деревянных или железобетонных аналогов, наиболее распространенных в России. Однако, как указывают в компании, затраты на их изделия окупятся за счет долгого срока службы — порядка 50 лет. Для сравнения: деревянным шпалам требуется замена уже через 5–15 лет. В качестве еще одного преимущества композитных шпал над деревянными «Аксион Рус» указывает, что дерево для защиты от ультрафиолета, влаги и насекомых пропитывается экологически небезопасными составами, в частности креозотом. Это затрудняет утилизацию таких изделий после выхода из строя: отслужившие свой срок деревянные шпалы должны быть захоронены на специальных полигонах для промышленных отходов. А шпалы из вторсырья можно переработать снова. Считается также, что по сравнению с деревянными шпалами композитные более устойчивы в климатических зонах с высокой влажностью и высокими температурами.
«Материал композитных шпал одновременно является диэлектриком, устойчивым к агрессивным средам и неподверженным электрокоррозии. Уже наработанная практика метрополитенов России свидетельствует, что композитные шпалы существенно снижают как затраты на обслуживание, содержание и ремонт пути, так и показатели уровня шума», — утверждают в компании.
По сравнению с железобетонными шпалами композитные тоже обладают рядом преимуществ. В частности, они гораздо легче. Железобетонная шпала весит около 280 кг, шпала из переработанного пластика — 105 кг. Для укладки железобетонных шпал необходима мощная техника, а композитные можно укладывать вручную.
Кроме того, подрельсовое основание железобетонных шпал более жесткое. Из-за этого элементы скрепления и рельсы изнашиваются быстрее по сравнению со шпалами из композитных материалов. Снизить скорость износа полотна с железобетонными шпалами можно за счет подшпальных прокладок или демпфирующих матов, однако в таком случае стоимость участка пути возрастает.
Одним из основных преимуществ композитных шпал по сравнению с железобетонными «Аксион Рус» считает их ремонтопригодность. Применение еще одной разработки компании — ремонтной смеси ДСРШ — позволяет полностью восстанавливать отверстия в таких шпалах, и при регулировании ширины колеи замена шпал не требуется — можно использовать и старые.
Такие шпалы уже уложены на многих участках трамвайных путей в Москве и других городах России, а также в столичном метрополитене, в частности на Бутовской линии между станциями «Улица Скобелевская» и «Улица Горчакова». Заказы у компании «Аксион Рус» делали метрополитены Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Баку и Минска. Совокупный объем поставок с 2014 года составил более 100 тыс. композитных шпал.
В Нижегородском метрополитене рассказали, что десять шпал компании «Аксион Рус» были уложены на путях в 2019 году «для опытной эксплуатации» и до сих пор находятся под наблюдением. Пока метро Нижнего Новгорода не рассматривало вопрос о закупке дополнительного объема. Екатеринбургский метрополитен после аналогичного тестового периода приобрел партию в 60 композитных шпал и намерен продолжать сотрудничество с «Аксион Рус». Там полагают, что высокая стоимость этих шпал окупится за счет их долговечности, удобства при укладке и других преимуществ.
Среди покупателей есть и промышленные предприятия, в том числе Михайловский горно-обогатительный комбинат (входит в холдинг «Металлоинвест»), группа компаний «Северсталь», «Евраз», «Росатом».
«Цена наших шпал сначала шокирует, но, когда компании считают, составляют технико-экономическое обоснование и рассчитывают жизненный цикл — сколько сэкономят на ремонте и так далее, — они принимают решение в пользу композитных шпал», — говорит заместитель генерального директора «Аксион Рус» Тимур Бочаров.
Шпалы успешно прошли испытания на экспериментальном кольце Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) в Щербинке. Тогда их сравнивали с деревянными аналогами. Специалисты пришли к выводу, что изделия из полимерных материалов «могут заменить деревянные шпалы на участках, где укладка железобетонных шпал нецелесообразна».
Заведующий лабораторией «Совершенствование конструкций верхнего строения пути» ВНИИЖТ Михаил Хвостик, принимавший участие в исследовании, отметил, что композитные шпалы еще не прошли испытание временем, поэтому их сложно сравнить с железобетонными по такому критерию, как срок службы. «Железобетонные шпалы служат так же долго, как и композитные. Но железобетон мы все-таки проверяли на долговечность. Можно сказать, что в пути они лежат и двадцать, и тридцать, и сорок лет. А что касается композита, этот ресурс только заявлен, он еще не проверен», — сказал Михаил Хвостик. По его словам, такие шпалы применяются в Японии, Европе, США, Канаде, но пока на ограниченных участках.
Сейчас ОАО РЖД проводит испытания композитных шпал на стометровом участке Свердловской железной дороги в условиях агрессивной окружающей среды — под воздействием калийных солей. Там уложено 20 таких шпал. Если по результатам исследования композитные шпалы будут одобрены, «Аксион Рус» не исключает, что их можно будет укладывать и на более длинных участках путей.
Не только пластик
Предметы из переработанного пластика изготавливают и относительно небольшие предприятия. Создатели компании 99recycle вдохновились сайтом PreciousPlastic, на котором в открытом доступе размещаются чертежи установок для переработки отходов. Они усовершенствовали аппараты и в 2018 году открыли небольшую мастерскую, однако первый год занимались проектом как хобби. Затем компания начала получать заказы на изготовление продукции из вторсырья от разных организаций и превратилась в коммерческий проект.
Работа идет сразу по нескольким направлениям. Часть изделий 99recycle производит из переработанных крышечек от бутылок. Их компании передает организация «Крышечки доброты», которая занимается сбором вторсырья в школах, бюджетных учреждениях и магазинах «ВкусВилл». Она очищает, сортирует крышечки по цветам с помощью волонтеров и продает другим организациям. Деньги с продаж идут на благотворительность. Крышечки бывают порядка 15 цветов. 99recycle смешивает их в разной пропорции, чтобы получить нужные оттенки, и производит из этого материала скейтборды, значки, столешницы.
Еще 99recycle изготавливает свою продукцию по аддитивной технологии. Грант в размере двух миллионов рублей на разработку 3D-принтера компания получила от Фонда содействия инновациям. Печатает он переработанным полистиролом. Это материал, из которого делают упаковку для молочной продукции. Стаканчики для йогурта или сметаны «выдавливают» из большого пластикового листа, а все, что остается между ними, называется выпадами — этот материал подлежит грануляции и дальнейшей переработке. Такие отходы и становятся сырьем для 99recycle. Мебель, которую производит компания, в том числе стулья и табуретки, напечатана на этом принтере. «Интересен он тем, что печатает толстым слоем за непродолжительное время. Например, наш журнальный столик можно распечатать за полтора часа», — рассказывает специалист по маркетингу компании Александра Чарно.
Есть и другие направления, помимо производства из твердого пластика. Из спрессованных полиэтиленовых пакетов компания делает поясные сумки и косметички. Кроме того, 99recycle работает с армированным тканью ПВХ: из обрезков с производств батутов, лодок и тентов изготавливает непромокаемые рюкзаки и сумки. Такой материал практически не поддается переработке, поэтому единственный способ не выбрасывать отходы на свалку — использовать их для изготовления других вещей.
Старая одежда тоже идет в дело. Сеть благотворительных магазинов «Спасибо!» принимает у населения ставшие ненужными вещи: одежду в хорошем состоянии отдают нуждающимся, а непригодную для ношения отправляют на переработку. Такой материал служит набивкой для подушек 99recycle. Однако компания изготавливает подобные товары не массово, а в основном по индивидуальному заказу. В частности, она сделала 30 таких подушек для компании Coca-Cola, на набивку пошло 45 кг переработанной одежды. Их можно увидеть в лектории интерактивной экспозиции «Казань — город без отходов».
У 99recycle существует программа трейд-ин: надоевшие или сломанные изделия можно вернуть, получив за это скидку на другой продукт. Сданные товары используются для создания новой продукции. Таким образом пластик переплавляется до десяти раз. Но при следующем цикле переработки нужно добавлять к «старому» пластику «новый».
Компания продает собственное оборудование для переработки вторсырья. Сейчас его покупают в основном для демонстраций в рамках экопросветительских проектов. В частности, аппараты производства 99recycle установлены в «Немузее мусора» в Москве и в Екатеринбурге. С их помощью посетители могут сами изготовить сувениры — значки из переработанных крышечек.
Продукцию компании нельзя назвать слишком дорогой, однако она не относится и к дешевому сегменту. Непромокаемые рюкзаки, например, стоят порядка 4500–6500 рублей, скейтборды — 6500, это дороже многих аналогов.
«Нас очень часто спрашивают, почему наши изделия стоят так много, это же просто мусор. На самом деле это не мусор, а дополнительный ресурс, и, естественно, мы его покупаем, как любые другие компании покупают любое другое сырье», — говорит Александра Чарно. Таким образом, предприятия получают дополнительный доход за счет продажи отходов производства, а 99recycle — материал для своих изделий.
По словам Алекандры Чарно, стоимость первичного и вторичного сырья практически равна. Однако вторичный пластик теряет некоторые первоначальные свойства, приобретая при этом другие. Поэтому в стоимость товаров из этого сырья закладываются усилия, прилагаемые для разработки и создания новых технологий производства. «Никто раньше не задавался вопросами: как склеивать вторичный пластик? как делать интерьерные листы из вторичного пластика? Этими вопросами занимаемся тоже мы, и каждый наш заказ — это целое исследование», — говорит представитель компании.
В 99recycle рассказывают, что в основном изделия из вторичных материалов покупают люди, которые задумываются об экологических проблемах: таким образом они выражают поддержку идее переработки отходов. Бывает, что товары приобретают, не зная, что они сделаны из вторсырья. Специально для таких покупателей продукцию снабжают бирками и вкладышами, на которых сообщается, из чего сделан тот или иной предмет.
Пластиковые панели компании используются для столешниц в кофейнях, барах и магазинах. Также 99recycle делает мерч и корпоративные подарки. В частности, компания изготовила коробки для кроссовок и спортивных костюмов Adidas. Благодаря этому проекту 150 кг пластиковых крышек были переработаны в 48 коробок, в состав изделий не вошел ни один первичный материал. Для сотрудников холдинга «Сибур» компания произвела 7500 поясных сумок, для этого было переработано полторы тонны ПВХ-отходов. «Рынок корпоративных подарков, который наполнен брендированными кружками и футболками, уже немного всем надоел, и компании ищут что-то интересное, что можно подарить. Они ищут что-то, что делает их имидж более “зеленым”, то есть превращают подарки для сотрудников в экологическую инициативу, в своеобразный пиар-ход», — отмечают в 99recycle.
За последний год компании удалось переработать порядка 22 тонн пластика. С января по ноябрь 2021 года выручка 99recycle увеличилась в 15,5 раза. Этому способствовало появление в начале года большого швейного цеха, который позволил выполнять оптовые заказы, а также то, что в мае мебель начали печатать с помощью 3D-принтера. Дальнейшему развитию бизнеса могли бы помочь инвестиции, говорят в компании. Однако привлечь их не так просто, потому что рынок кастомных и дизайнерских вещей из вторичных материалов пока мало изучен. При этом компании поступают предложения от людей, которые готовы вложить в ее бизнес как небольшие суммы, так и по несколько миллионов рублей. По большей части это люди, которыми движет не желание заработать, а стремление сделать что-то полезное для природы и для своего будущего, считают в 99recycle.
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС, предоставлено компанией «Умная SREDA», предоставлено компанией 99recycle
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl