Есть ли у искусственного интеллекта воображение
В конце прошлого года в издательстве «Просвещение» вышла книга Мартина Ривза и Джека Фуллера «Машина воображения». В ней авторы описывают процесс «рождения новых идей» и их реализации людьми и искусственным интеллектом. О человеческом и «машинном» воображении рассуждает руководитель направления цифровых коммуникаций «Просвещения» Ольга Давыдова.
В эпоху нестабильности и кризисов получить конкурентное преимущество поможет то, что отличает нас от машин, — воображение. В истинности такого подхода уверены глава Института Брюса Хендерсона BCG Мартин Ривз и нейробиолог Джек Фуллер — авторы новой книги «Машина воображения».
Но разве машины не умеют придумывать? Принято считать, что компьютеры выдают результаты, лишь «отвечая» на наши запросы. На самом деле вывести работу искусственного интеллекта (ИИ) на уровень «генерации чего-то из ничего» можно.
Так, выдающийся компьютерный инженер Блез Агуэра-и-Аркас разработал алгоритм, благодаря которому машина выдает новые изображения, например птиц, основываясь на сформированном у нее представлении о множестве. Искусственный интеллект «поглощает» все «пространство вещей», которые можно принять за птицу, и представляет пользователю свое видение.
Этот процесс похож на работу человеческого воображения: наш мозг рассматривает все множество даже самых абсурдных возможностей и генерирует максимально правдоподобный, релевантный или требующий меньшего количества ресурсов (тут уже человек куда более избирателен) результат. Машины будут совершенствовать свои когнитивные навыки, а значит, и нам пора подойти к вопросу «использования» воображения более системно.
Заменит ли нас искусственный интеллект
Однажды художник Марио Клингерманн попросил алгоритм обработки языка GPT-3 написать рассказ про твиттер в стиле Джерома К. Джерома. И вот что получилось: «Занимательно, что если лондонцы еще где-то и сидят, то только в соцсетях. Этот удивительный факт открылся мне во время очередной поездки на море. Обычных рыболовных сетей обнаружено мною не было, а вот виртуальные донельзя пленили воображение отдыхающих». А четыре года назад американский подросток и вовсе написал алгоритм для сочинения рэпа. Парижские студенты взяли рэп-код и с его помощью попробовали писать картины. Написанный таким образом «Портрет Эдмона де Белами» они продали на аукционе Christie’s за 432 500 долларов.
В медицине искусственный интеллект эффективно ищет новые молекулярные соединения для борьбы с раком. Суть подхода та же: взять массив данных и отобрать подходящие варианты из еще не реализованных, но гипотетических возможностей. Казалось бы: собираем вещи и идем переучиваться. Спросим только у искусственного интеллекта — на кого. Но все ли так однозначно?
Как минимум у ИИ нет ментальной модели, которая бы позволяла выстроить причинно-следственные связи. GPT-3, о котором мы говорили выше, лишь рассчитывает вероятность того, что одна строчка текста будет следовать за другой. То есть система не изучает окружающий мир, она изучает текст: то, как человек использует слова «по отношению к другим словам», — и сшивает вариации. Творческий, но копипаст. Понятийные концепции внутри текста и дискурсы машина не анализирует. Кроме того, у машины нет мотивации — она не знает, зачем и что именно ей нужно переосмыслить.