Гости будущего
Как помочь ребенку найти себя, свое призвание? В каком возрасте и как действовать родителям, чтобы и не упустить, и не переусердствовать, дать утвердиться ребенку в собственном выборе и не навязать свое мнение? И поможет ли в этом посещение множества кружков?
Вопрос самоопределения в его истинном понимании – кем я хочу быть и чем заниматься – встает перед детьми в подростковом возрасте. Раньше (примерно с трех до 14 лет) речь идет о проявлении задатков, что потенциально может делать ребенок. И в это время родители могут сделать многое, чтобы помочь таланту раскрыться.
От трёх до 14
Самое главное в это время – давать детям пробовать и экспериментировать, предоставлять разнообразный опыт. Во-первых, способности могут проявиться, только если ребенок встретится с той средой, где у него будет возможность показать себя. Во-вторых, многогранный опыт – это вклад в будущее самоопределение ребенка. Чем больше он посмотрел и, самое главное, практически попробовал, прочувствовал в дошкольном и младшем школьном периоде, тем легче ему будет в подростковом возрасте определиться с вопросами «какой экзамен ЕГЭ я собираюсь сдавать, куда планирую поступать и кем вообще хочу стать?».
Только то, что увлекает. Внимательно наблюдайте, на что у ребенка есть реакция, живой интерес. В этом плане могут стать ловушкой курсы раннего развития, где в 3 года учат читать и складывать двузначные числа. Не для всех детей такие методы образования подходят. Чаще ребенка этого возраста не волнуют абстрактные цифры, ему пока куда интереснее что-то лепить, щупать, сыпать. И если его заставлять, то может быть обратная реакция, отторжение. Опасность в том, что ребенок может не захотеть вернуться к этому в тот момент, когда подобные задачи будут ему по силам и соответствовать этапу развития.
Правила селекции. Интересы могут меняться. Не нужно требовать от дошкольника определиться с каким-то видом деятельности раз и на всю жизнь или заставлять руководствоваться принципом «если уж взялся, то обязательно продолжай». Попробовал одно, потом другое, третье – это нормально. Другая крайность – слишком быстро судить, пойдет у него и нет. Например, ребенок приходит на первое занятие в студию карате и по окончании его заявляет: «Мне не понравилось», – а родитель делает вывод: «Это не его». Не стоит торопиться. Во-первых, занятия спортом часто вызывают сопротивление, потому что не все сразу получается. Во-вторых, причина может быть и в чем-то другом. Как вариант, ему что-то неприятное сказали дети или в зале было холодно. Поэтому необходимо всегда разговаривать с ребенком, задавать вопросы: «а что конкретно тебе не понравилось», «почему»? Если выяснится, что слишком сложно, нужно поддержать, похвалить, сказать: «Давай мы попробуем месяц походить и посмотрим, как будет», поговорить с преподавателем и попросить помочь. И конечно держать руку на пульсе, наблюдать, что будет дальше и останется ли интерес.
Серьезный подход
Сегодня существуют методы определения задатков даже для детей младшего возраста. Например, ребенку от 3 до 7 лет можно провести нейропсихологическую диагностику, которая выявит ведущие способности малыша. Но опираться на такое исследование серьезно как на долгосрочный ориентир не стоит. В этом возрасте способности развиваются с разной скоростью. Если на одном этапе опережающим может быть, например, логическое мышление, то чуть позже оно может стать нормативным, поэтому здесь нужно действовать очень аккуратно.