«Бабушка будет довольна»: как мультфильм «Энканто» стал манифестом бунтующих дочерей
В мультфильме «Энканто», выпущенном компанией Disney, множество пластов: тема семьи и межпоколенческой травмы, национальный колорит Колумбии и магический реализм. Киножурналистка Татьяна Шорохова рассказывает, как они превращают историю о девочке и ее родственниках в манифест женщин, отказывающихся быть идеальными
Среди объявленных в среду номинантов на «Оскар» — мультфильм «Энканто». В центре его сюжета история одной семьи: бабушки, трех ее детей и шести внуков. У каждого члена семьи есть какой-нибудь особый дар — богатырская сила, острый слух, умение исцелять или разговаривать с животными, — и все дружно используют свои магические способности на благо местного сообщества, помогая друзьям и соседям. И только двое выбиваются из этой идиллической картины: главная героиня Мирабель, лишенная волшебства, и ее дядя, чей дар всем кажется скорее проклятием. Киножурналистка Татьяна Шорохова рассказывает, как была создана история, которая с поразительным правдоподобием рассказывает о межпоколенческой травме и ставит вопрос о видимости тех, чьи голоса часто не слышны.
В мире кино очень много историй о семьях. От «Крестного отца» и «Семейки Аддамс» до «Крамер против Крамера» и «Семейки Тененбаум». Категория «Фильмы про семью» в Википедии делится на 27 разделов — от анимационных фильмов и документальных до историй про дисфункциональные семьи и про родителей-одиночек. Особняком стоит франшиза «Форсаж» — хотя и про эрзац-семью, но тем не менее.
Почему же авторы «Энканто» решились пополнить этот и без того огромный раздел своим проектом? И что делает «Энканто» таким выдающимся?
Когда Джаред Буш, Байрон Ховард и Чариз Кастро Смит задумали новый мультфильм, сюжет обозначался слишком общо: «про семью». Но как хорошо мы знаем свои семьи? Как хорошо наши семьи знают нас? В поисках ответов на эти вопросы Буш Ховард и Кастро Смит сделали три важных открытия: 1) многие из нас в семье невидимы для членов семьи; 2) многие из нас несут бремя, невидимое для нашей семьи; 3) многие из нас не обращают внимания, что почти все мы, особенно в семьях, чувствуют себя так же.
Увидеть Колумбию
Во время работы над документальным фильмом о создании «Зверополиса» Буш и Ховард часто слышали от знакомых продюсеров-колумбийцев Хуана Рендона и Натали Осмы, как Латинская Америка страдает от гомогенного изображения. А ведь их родная Колумбия — страна, вместившая в себя сразу несколько культур: коренного населения, выходцев из Африки и Европы. Рендон и Осма стали консультантами будущего «Энканто», вошли в так называемый Колумбийский культурный фонд, объединивший нескольких колумбийских кинематографистов, писателей, журналистов, архитекторов и одного ботаника.
Чтобы понять уровень аутентичности мультфильма, достаточно почитать отзывы латиноамериканских журналистов. «Ребенок, пьющий кофе, желтые бабочки, капибары, арепа с сыром, ахиако (картофельный суп. — Forbes Woman) с белым рисом, типле (музыкальный инструмент. — Forbes Woman), гуаябера (летняя мужская рубаха. — Forbes Woman) — такие детали порадуют знающих зрителей. Культурные объекты и отсылки к Колумбии, пожалуй, самые сильные и точные атрибуты репрезентации в фильме. И в этом смысле фильм получился», — считает писатель Камило Гарсон. Он же отмечает, насколько серьезно подошли авторы к языку персонажей: «Я подпрыгнул в зале, когда услышал, как Агустин, отец Мирабель, говорит слово «miércoles»