Российские производители вытесняют иностранных в промышленности

ЭкспертБизнес

Как заработать на обогащении

Российские производители оборудования для горнорудной и металлургической промышленности вытесняют иностранных игроков. Это привлекает в отрасль новых инвесторов. Однако дальше успешно конкурировать будут те, кто сумеет развить инжиниринговую составляющую этого бизнеса

Вера Колерова

Флотация — один из основных методов обогащения полезных ископаемых. Фото ТАСС

Инвестиционный фонд Russian Friends Capital вложит три миллиарда рублей в компанию «Обогатительные комплексы» — производителя оборудования для горнодобывающих и металлургических предприятий. Как рассказал Александр Поцелуев, сооснователь фонда (другие сооснователи — Александр Кузнецов и Олег Савченко), это будет производство полного цикла и инжиниринговый центр. Компания выходит на большой рынок: по данным Минпромторга, в 2018 году российские предприятия закупили такого оборудования более чем на 160 млрд рублей.

Кто-то под гору, а кто-то в гору

На первом этапе развития проекта «Обогатительные комплексы» намерены получить часть основных фондов компании «Инжитех». Это проектировщик, производитель и поставщик оборудования для горнорудной промышленности, который сейчас проходит процедуру банкротства и уже год как фактически не работает, долг кредиторам составляет 600 млн рублей. Russian Friends Capital купит производственное оборудование «Инжитеха» через переуступку прав у лизинговой компании.

«Инжитех» был крупным производителем, работавшим с «Северсталью», «Евразом», «Мечелом» и другими компаниями. По итогам 2017 года выручка компании составила 1,9 млрд рублей. «Инжитех» производил и поставлял широкий спектр оборудования для добывающих предприятий: насосы, установки для сепарации, карьерного водоотлива; делал инжиниринговые проекты — и в определенной мере занимался импортозамещением, помогая российским заказчикам получить альтернативу закупкам у зарубежных компаний, диктующих рынку свои цены. По словам Олега Торопова, технического директора «Обогатительных комплексов», с 2003 года «Инжитех» участвовал примерно в 50 проектах оснащения горнодобывающих предприятий в стране.

«Инжитех» много лет работал с компанией «Механобр инжиниринг» (Санкт-Петербург), занимающейся проектированием добывающих предприятий. Совместно с ним разрабатывались комплексные проекты оснащения горно-обогатительных производств. «Например, «Инжитех» — единственное российское предприятие, которое изготовило для «Алросы» установку по магнитной сепарации, раньше это делали только иностранные производители», — рассказывает Екатерина Грумондз, директор «Обогатительных комплексов».

Компания обанкротилась из-за ошибок в управлении, считают в «Обогатительных комплексах». «Идея у “Инжитеха” была правильная, но у них не хватило ресурсов, чтобы полностью ее реализовать, — комментирует Александр Поцелуев. — А у нашего фонда есть опыт работы в машиностроении, мы готовы серьезно инвестировать и собрали команду людей, участвовавших в международных проектах». Последнее имеет большое значение — ведь «Обогатительные комплексы» хотят конкурировать с поставщиками импортного оборудования.

По данным Минпромторга, в последние годы доля российского оборудования на этом рынке растет: только за последние два года она увеличилась с 54 до 74%. При этом производители пользуются поддержкой государства — порядка двух миллиардов рублей составили субсидии и льготные займы от Фонда развития промышленности. Так что конкуренция в этом секторе обостряется.

Для иностранных производителей поставки оборудования для российской горнорудной отрасли очень привлекательный рынок, подчеркивает Екатерина Грумондз: «Если говорить о горно-обогатительной промышленности, то там оборудование изнашивается очень быстро и меняется несколько раз в год». Причем производители получают прибыль не столько от продаж оборудования, сколько на постоянных поставках запчастей. А у российских заказчиков зачастую нет альтернативы покупке дорогостоящих запчастей у иностранного поставщика.

На российском рынке присутствуют дочерние предприятия западных производителей горнорудного оборудования, но у них нет здесь полноценных производств. Например, «Веир Минералз», с которой раньше работал «Инжитех», «дочка» международной инжиниринговой компании Weir Minerals (один из лидирующих в мире производителей шламового оборудования), открывала сборочное производство насосных агрегатов в Смоленской области. Однако, по словам Олега Торопова (раньше он был техническим директором «Веир Минералз»), это был лишь имиджевый проект: «Мы просто распаковывали привезенные из-за рубежа ящики и навешивали на индийское оборудование португальские двигатели. Потом это сборочное производство, сделанное под одного заказчика, для которого была важна сборка в России, закрыли. Никто составлять конкуренцию собственным заводам в Англии не будет».

Нужен свой чугун

Проект «Обогатительных комплексов» будет реализовываться поэтапно и включать в себя строительство производства резинотехнических изделий (запасные части для быстроизнашивающегося оборудования —рудоразмольных мельниц, насосов и т. д.; причем именно резинотехнические изделия составляют 40% применяющихся в горно-обогатительной промышленности запасных частей), механообрабатывающего производства и литейного цеха. Кроме того, создадут инжиниринговый центр.

Оборудование будет использоваться не только принадлежавшее «Инжитеху», но и новое, которое закупят за рубежом — как в Европе, так и в Китае. «Мы не имеем ничего против отдельного китайского оборудования, — говорит Олег Торопов. — Но если говорить о технологических линиях, то здесь надежнее работать с Европой, что мы и делаем. Европейцы гарантируют запуск линии и качественную работу, а китайцы пока не научились этого делать».

Не все комплектующие для оборудования «Обогатительные комплексы» будут делать самостоятельно, но компания точно хочет иметь полноценное литейное производство, чтобы выпускать марганцовистую сталь: сейчас отливки возят из Европы, это дорого и очень долго. В литейном деле компания, кроме того, запланировала импортозамещающее производство высокохромистого белого чугуна, который отличается повышенной устойчивостью к коррозионным процессам. В мире его умеют отливать лишь несколько предприятий, утверждает Олег Торопов, а в России технология утеряна после распада СССР. «Были попытки ее возродить, делались похожие составы и сплавы, — рассказывает г-н Торопов. — Но сегодня они трудно воспроизводимы, хотя востребованы рынком». Однако «Обогатительные комплексы» продолжают работу над проектом производства этого чугуна, сотрудничая и с российскими инженерами и технологами, и с зарубежными.

Екатерина Грумондз добавляет: осознание того, что производство высокохромистого чугуна вполне реально сделать в России, пришло после посещения литейного предприятия Weir Minerals в Бразилии: «То, что никто не льет такой чугун в России, — это шанс для нас, которым грех не воспользоваться».

Обновление неизбежно

«Обогатительные комплексы» будут концентрироваться на комплексных индивидуальных проектах. Хотя оборудование в горнодобывающей отрасли используется стандартное, есть множество нюансов на каждом ГОКе. «Да, это не rocket science, а просто качественная инженерная работа, чего у нас в России, к сожалению, нет, — утверждает Александр Поцелуев. — Часто там, где нужно подумать головой и необходима качественная инженерная составляющая, возникают проблемы. Проект “Обогатительных комплексов” привлек наш фонд именно наличием инженерных компетенций».

Интеллектуальная составляющая начинает играть все большую роль в горнодобыче. «Главный тренд в горно-металлургической отрасли — цифровизация, — говорит Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА. — Основные направления развития включают в себя применение беспилотных горных машин, лазерных дальномеров, топографической привязки работ, 3D-моделирования, повышения информированности ИТР о ведущихся работах. Кроме того, оборудование по обогащению тоже морально устарело, современные технологии позволяют более эффективно извлекать полезные ископаемые (рудосепарация, более мелкий размол, внедрение биовыщелачивания и автоклавной технологии). Сейчас отечественная горнорудная отрасль выигрывает на мировых рынках за счет качества сырьевой базы и низкого курса российской валюты, однако в современном мире протекционизма и торговых войн не исключен сценарий валютных войн, что может поставить отрасль в трудное положение с учетом огромных затрат на логистику для наших производителей».

Сегодня, по словам Максима Худалова, на рынок выходит большое количество российских инжиниринговых компаний. А крупные западные компании вынуждены открывать российские офисы, чтобы обходить санкционный режим и продолжать зарабатывать в России.

«Низкий курс российской валюты также помогает в завоевании российскими игроками доли на российском рынке инжиниринговых услуг. По отдельным оценкам, в 2016 году рынок инжиниринговых услуг в России составлял 120–145 миллиардов рублей, из них около 15 процентов приходилось на добычу полезных ископаемых», — говорит г-н Худалов.

Потребность в обновлении основных фондов в российской добывающей отрасли довольно велика, отмечают в инвестиционной компании «Финам». По данным Росстата, на которые ссылаются в компании, степень износа основных фондов по полному кругу организаций в 2017 году по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» составила: все основные фонды — 57,7%; машины и оборудование — 64,5%; транспортные средства — 56,2%. Как отмечают в «Финаме», данных за 2018 год пока нет, но вряд ли ситуация изменилась значительно.

Именно сейчас у российских компаний есть хорошие возможности для выхода на рынок, считают в «Финаме»: из-за различных ограничений, связанных с изменением политической ситуации, часть иностранных производителей техники и оборудования либо сами отказались поставлять продукцию в Россию, либо не смогли это делать. Однако есть большое «но», связанное с тем, что в России очень мало (если вообще они есть) инжиниринговых компаний-агрегаторов, способных осуществлять комплексные проекты в добывающих отраслях. Кто-то может быть готов поставить на проект шаровые мельницы, обслуживать их и так далее, но при этом совершенно ничего не знает о различных системах связи, КИП и автоматике, которые тоже нужно установить на ГОКе.

В «Обогатительных комплексах» как раз намерены развиваться в направлении агрегатирования и оснащения добывающих предприятий «под ключ». «Необходимо понимание работы всей цепочки ГОКа, чтобы правильно подобрать смежное оборудование, от которого будет зависеть весь технологический процесс, — говорит Олег Торопов. — В России была утеряна инженерно-техническая база, у нас обогащение не преподается в институтах должным образом. И этим отсутствием компетенций последние годы пользовались наши западные партнеры».

Тем не менее, по мнению Олега Торопова, предубеждения перед российским продуктом на рынке уже почти нет: «Мы успешно вывели российский бренд “Буллит”, который полностью заменяет иностранный. Например, в “Северстали” поначалу скептически к нему отнеслись. Но мы предложили заказчику смотреть не на бренд, а на эффективность работы оборудования».

«Обогатительные комплексы» уже начали работу с заказчиками, рассказывает Екатерина Грумондз, — по ее словам, заключен контракт с ММК, начался крупный проект с АО «АГД Даймондс» (Архангельск), кроме того, есть ряд проектов помельче — с «Северсталью», «Евразом».

Александр Поцелуев рассчитывает и на выход на рынки зарубежных стран, в первую очередь восточных. «В условном Иране с учетом нашей ценовой политики и курса рубля мы будем очень конкурентоспособны», — уверен он.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голография и жизнь Голография и жизнь

Виталий Пономарев создал стартап и решил заняться проблемой долголетия

Forbes
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Вторжение Вторжение

Ижорские заводы стали первым российским поставщиком для проекта «Сахалин-2»

Эксперт
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Финал операции «Импичмент» Финал операции «Импичмент»

Дональд Трамп консолидировал вокруг себя республиканцев

Эксперт
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Вклады в жалобах Вклады в жалобах

Почему растут жалобы на начисление процентов по вкладам и их рекламу

Ведомости
Лед тронулся Лед тронулся

Как вернуть Арктику с периферии общественного внимания?

Ведомости
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы

Как спланировать свой отпуск, чтобы получить от него максимальную пользу

Psychologies
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Открыть в приложении