Финал операции «Импичмент»
К выборам готов. Дональд Трамп консолидировал вокруг себя республиканцев и вынудил демократов совершать критические ошибки.
Злоупотребления властью с привлечением иностранного правительства для преследования политического оппонента и препятствования Конгрессу в расследовании не было: Сенат не поддержал оба обвинения против Дональда Трампа. За первый пункт обвинения при необходимых 67 голосах проголосовали 48 конгрессменов, «против» — 52. Второй пункт обвинения поддержали 47 сенаторов-демократов, выступили против 53 сенатора-республиканца.
Юристы, представлявшие интересы Трампа, немного скорректировали линию защиты и не стали выстраивать ее исключительно на том, что президент США не оказывал давления на президента Украины Владимира Зеленского с целью добиться расследования против бывшего вице-президента США Джо Байдена. Адвокат президента Алан Дершовиц во время сенатских слушаний по импичменту заявил, что если Трамп и давил на Зеленского, то он действовал в общественных интересах. Конституция США говорит, что основанием для импичмента может быть «измена, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки». Таким образом, для импичмента недостаточно уличить президента в каком-либо проступке или преступлении (кроме измены и взяточничества), сенаторы должны были оценить тяжесть его проступка. Республиканцы, отдавая себе отчет в том, что демократы любой ценой стремятся украсть у них победу на президентских выборах 2020 года и одновременно обелить собственного коррумпированного кандидата, не увидели в действиях Трампа ничего предосудительного. Кто-то посчитал, что Трамп не давил на Зеленского, о чем свидетельствовала опубликованная Белым домом стенограмма переговоров, в ходе которых украинский президент сам предложил любые услуги, касающиеся этого расследования. А кто-то решил, что Трамп все-таки давил на Зеленского, но слишком слабо, поскольку обещанное расследование так и не началось.
Так или иначе, голосование разделило Сенат строго по партийной линии, и лишь республиканский «перебежчик» Митт Ромни проголосовал за первое обвинение вместе с демократами, но, оказавшись в одиночестве, не рискнул проголосовать за второе. Трамп потребовал исключить Ромни из партии и припомнил ему поражение на президентских выборах 2012 года. «Если бы провалившийся кандидат в президенты Митт Ромни приложил такую же энергию и силу для победы над слабаком Бараком Обамой, как он лицемерно борется со мной, он мог бы выиграть выборы», — написал Трамп в своем твиттере. За исключением этого досадного, но незначительного эксцесса Республиканская партия горой встала за Трампа. Внутрипартийный рейтинг президента составляет около 90%, а на прошедших кокусах в штате Айова Трамп получил фантастические 97% голосов местных партийцев. Так же и общенациональный рейтинг действующего президента достиг исторического максимума: согласно опросу, проведенному компанией Gallup, Дональда Трампа поддерживают 49% американских избирателей. Можно сказать, что импичмент явно пошел президенту на пользу.
Хаос в стане демократов
Благодаря процедуре импичмента большинство американцев, которых мало заботит внешняя политика, наконец-то узнали о существовании Украины и темных делишках, которые там проворачивал их бывший вице-президент Джо Байден. «Преступление» Трампа, заключавшееся, по мнению демократов, в требовании провести расследование этих махинаций, не произвело на обывателя особого впечатления. Зато дало давно ожидаемый результат на демократических кокусах в штате Айова: Джо Байден, бессменный лидер электоральных симпатий в Демократической партии, занял на них лишь четвертое место. С оглашением результатов внутрипартийного голосования у демократов не заладилось из-за сбоя приложения по подсчету голосов. За четыре дня утомительного ручного пересчета, сопровождавшегося обидными комментариями об организационных способностях демократов, удалось обработать все голоса, и первое место поделили между собой Пит Буттиджич с 26,2% голосов и Берни Сандерс с 26,1%. На третьем месте Элизабет Уоррен с 18%, а Джо Байден получил лишь 15,8%.
За последние сорок лет семь из девяти победителей кокусов в Айове становились кандидатами от Демократической партии на президентских выборах. Теоретические шансы победить на кокусах или на праймериз (праймериз, в отличие от кокуса, проводится властями штата, а не местными партийными лидерами) в других штатах у Байдена еще остаются, но ситуация стремительно меняется не в его пользу. Согласно опросам общественного мнения, в Калифорнии Сандерса поддерживает 26% демократов, Байдена — 21%, Уоррен — 20%. В НьюГэмпшире также лидирует Сандерс с 25%, на втором месте Буттиджич с 19%, а за Байдена высказались лишь 15% демократов. При этом Байден продолжает удерживать лидерство в Неваде и Южной Каролине. Общенациональный опрос среди демократов, проведенный Wall Street Journal совместно с телекомпанией NBC с 26 по 29 января, показал, что Сандерс занимает первое место с 27% голосов, а Байден — второе с 26%.
Тридцативосьмилетний Пит Буттиджич вдвое моложе своих конкурентов по партии, и у него явно недостаточно политического и управленческого опыта. Он может похвастаться лишь восемью годами работы мэром депрессивного стотысячного города Саут-Бенд. Кроме того, Буттиджич широко известен тем, что в 2018 году заключил брак с мужчиной. Трудно сказать, насколько толерантно отнесутся американские избиратели других штатов к особенностям личной жизни Буттиджича, но его рейтинг среди однопартийцев на национальном уровне пока составляет лишь 7%. Берни Сандерс и Элизабет Уоррен удобны для Трампа в качестве соперников на выборах, поскольку представляют левое крыло Демократической партии. Трамп называет их социалистами. Левые идеи становятся в США все популярнее, но большинство американцев не готовы платить больше налогов ради их реализации. Джо Байден, как представитель правого крыла демократов, был опасен для Трампа тем, что не отталкивал колеблющихся избирателей идеями о необходимости оплачивать чужую медицинскую страховку или переплачивать за «зеленую» энергетику. Но демократы, раздув украинский скандал до планетарных масштабов, сделали всю грязную работу по дискредитации Байдена за Трампа. Зная о коррупционных проблемах Байдена на Украине, Демократической партии давно следовало бы дистанцироваться от проблемного кандидата. Однако демократы попытались спасти репутацию Байдена, но в результате лишь испортили репутацию партии.
Огромная заслуга в последних неудачах демократов принадлежит спикеру Палаты представителей Нэнси Пелоси. Она была одним из инициаторов безуспешной атаки на президента. Пелоси совершенно не умеет владеть собой и каждый раз теряет самообладание при малейшем дискомфорте. Трамп прекрасно знает это слабое место своего политического противника и постоянно этим пользуется. Выступая с обращением к нации в Конгрессе, Трамп подал Пелоси свою речь в письменном виде, но не пожал ей руки. По меркам американской политической культуры не произошло ничего экстраординарного: на последних теледебатах Элизабет Уоррен не пожала руку Берни Сандерсу, но он продолжил с ней беседу как ни в чем не бывало. Шокированная поступком Трампа Пелоси какое-то время гримасничала и, как показало дальнейшее развитие событий, вынашивала план немедленной мести. По окончании выступления президента спикер Палаты представителей принялась демонстративно рвать письменный вариант речи, в которой говорилось об успехах страны и героизме ее вооруженных сил. Создалось впечатление, что если бы Трамп подал ей государственный флаг, то Пелоси растерзала бы и его.
В острой политической борьбе опытный бизнесмен Трамп оказался сильнее своих искушенных политических оппонентов. За три года президент консолидировал вокруг себя первоначально враждебную ему Республиканскую партию и заставил лидеров демократов делать нелепые ошибки. Большинству телезрителей Трамп знаком как хамоватый ведущий телешоу или по эпизоду из фильма «Один дома», но стоило бы обратить внимание на другой фильм, в котором Дональд Трамп тоже сыграл сам себя в эпизодической роли. В фильме Вуди Аллена 1998 года «Знаменитость» Трамп так отвечает на вопрос корреспондента о своих планах: «Хочу купить собор Святого Патрика (построенный в 1878 году национальный памятник США, расположен в престижном районе Манхэттена. — “Эксперт”), снести его и построить на его месте высокое красивое здание». Трамп обладает чувством самоиронии и имеет мало общего с той маской шоумена и политика, которую он носит. Опытный бизнесмен доказал, что прекрасно умеет скрывать свои намерения и заставлять противников действовать в собственных интересах.
Экономика как основной аргумент
Большинство американских избирателей, за исключением фанатов обеих партий, все же далеки не только от внешней, но и от внутренней политики: их больше волнует личное финансовое положение. Сегодня в США продолжается экономический рост, за три года создано семь миллионов новых рабочих мест, а уровень безработицы составляет рекордно низкие 3,5%, и Трамп приписывает эти заслуги себе. Избиратель отмечает маниакальное стремление президента выполнять предвыборные обещания. Он предлагал снизить налоги — и провел это решение через Конгресс. Хотел добиться пересмотра существующих торговых соглашений — и сумел усадить за стол переговоров Китай, самого непреклонного и несговорчивого торгового партнера. Торговая сделка, заключенная США с Мексикой и Канадой, мало отличается от раскритикованного Трампом соглашения NAFTA, но формально обещание о пересмотре «ужасного» торгового соглашения тоже выполнено. Демократы, в свою очередь, посвятили последние три года желанию отомстить Трампу за поражение в 2016 году и подошли к новым выборам без сильного кандидата и внятной партийной программы.
Правда, делая Америку «вновь великой», снижая налоги и увеличивая расходы на армию, Трамп немного поиздержался. Бюджетный дефицит США в 2020-м финансовом году превысит триллион долларов. Сумма выглядит пугающе, но Соединенные Штаты давно живут не по средствам. И нынешний показатель далеко не максимальный: в 2012 году дефицит госбюджета тоже переваливал за триллион, а в 2009-м составил рекордные 1,4 трлн долларов. Дефицит финансируется за счет увеличения государственного долга США, который превысил 23 трлн долларов и продолжает стремительно расти. Вашингтон пока не испытывает проблем с обслуживанием долга и недостатка в желающих купить американские долговые обязательства. Проблема постоянно переносится на следующие поколения, но уже не американцев, а скорее на потомков их кредиторов. Для американского избирателя эти огромные числа давно перешли в разряд абстракции, как в астрономии. Обывателю нет особой разницы, сколько до ближайшей звезды — миллиард миль или миллиард световых лет, одинаково невозможно добраться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl