Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – силаМода

Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках

Александр Марков, Оксана Штайн

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье. Одни ученые сетуют, что опять нужно считаться с чем-то, внезапно нагрянувшим, другие думают, как ловчее других последовать этой моде. Поэтому мода в науке – не поветрие, не то же, что мода в одежде. Скорее, это буря, которая обнажает какие‑то основания гуманитарного знания, но также требует нового щегольства, новой изысканности. Мы выбрали шесть мод конца XX и XXI века, шесть дней творения современной ситуации в социальном и гуманитарном знании.

Деконструкция

Ее новой модой не назовешь: книга Жака Деррида1 «О грамматологии» вышла в 1967 году. Конечно, на 1990‑е приходится пик деконструкции в моде в узком смысле, фэшн‑индустрии: произведения Ёдзи Ямамото2, сидящие на моделях так же хорошо, как на куклах, и наоборот, или почти цифровые, явившиеся из матрицы костюмы Карла Лагерфельда этого периода. Деконструкция – это в узком смысле разбор любого текста для демонстрации внутреннего принципа его устройства, а именно, что текст мог бы быть не только собой, а мог бы быть картиной, поступком, внутренним переживанием, музыкальным произведением или физиологией растений. Главный пафос деконструкции – борьба с логоцентризмом, то есть представлением, что некоторая наша каноническая мысль, всегда властная, «мужская», наводящая порядок, и есть источник любых других мыслей, а значит, представлений о мире. Логоцентризм требует связать властный жест познания и мысли о мире, не давая им свободы. Деконструкция показывает, как мысль может сама себя выявлять, разоблачать, приоткрывать, придумывать новые маски и гулять нам на радость.

Жак Деррида

1. Жак Деррида́ (1930—2004) – французский философ, создатель концепции деконструкции. Один из самых влиятельных философов конца XX века.

2. Ёдзи Ямамото – известный дизайнер одежды, один из важнейших представителей деконструктивизма в моде.

Ёдзи Ямамото и его модель

В конце концов, сам Деррида в 1990‑е годы говорил уже о проблемах беженцев, о гостеприимстве, политиках дружбы и взаимопонимании. Мысль на воле может оказаться бесприютной, и нужно научиться работать с мыслью во множественном числе, чтобы, действительно, не видеть в каждом несогласном врага. Политики дружбы – это признание в друге того, кто ничего нам не обязан, даже не обязан появляться перед нами, но чье бытие обязывает меня признавать права и интересы другого.

Эта мода явно дошла к нам с некоторым опозданием. Деконструкцию легко подхватили литературоведы, занимавшиеся переводом с французского языка: Г. К. Косиков, С. Н. Зенкин и другие. Деконструкция оказалась прежде всего способом социальной контекстуализации литературы, в противовес жанровому анализу, в котором было слишком много инерции, слишком много неотрефлектированных, непроработанных понятий. «Это роман», – и сразу за таким определением следует много образов и въевшихся представлений о романе.

Жерар Женетт

Заявить, как теоретики деконструкции, такие как Ж. Женетт, А. Компаньон и другие литературоведы этого направления, что роман – это любой текст больше какого‑то минимального числа страниц, – означало преодолеть инерцию косных образов и открыть путь уже новой, документальной, социальной, феминистской и другой литературе в 2000‑е годы. Важны не образы, а само действие романа, сама его действительность, претендующая быть настоящей и потому так обостряющая наше чувство справедливости. В этом и есть заслуга такой моды, а не в том, что «постмодернистом» стал называть себя любой менеджер.

Карл Лагерфельд и его модель

Визуальность

«Интеллектуальное поле визуальной антропологии» (так назвали введение к книге «Визуальная антропология» отечественные исследователи Виктор Круткин, Павел Романов и Елена Ярская‑Смирнова) было определено произошедшим во второй половине ХХ века визуальным поворотом. Визуальный поворот – совокупность открытий, после которых стало невозможно рассматривать образы просто как иллюстрации к слову. Уже Аби Варбург в 1920‑е годы показал, что визуальные образы имеют свои истории, свои сюжеты, не сводимые к сюжетам текстов: родилась наука иконология – о собственном логосе, собственной многовековой жизни образов среди различных смыслов.

Визуальные исследования вошли в моду, с одной стороны, благодаря рецепции французской мысли в работах философа Елены Петровской, а с другой стороны, через изучение повседневности. Например, культуролог Константин Богданов показал, как клякса может становиться ресурсом политических конфликтов, образовательных и воспитательных требований, националистических притязаний, новых форм ксенофобии и ксенофилии. Визуальный образ кляксы вмещает в себя множество идей, от повреждения до нечистоты, от скрывания текста до импровизации, и каждая из этих идей влияет на общественную жизнь. А философ Валерий Савчук создал философию забора: забор оказался не столько границей, сколько визуальным генератором, создающим политические, экономические, культурные институты. Забор – это не просто граница, это маскировка, карнавал, подсматривание, щели для пролаз и множество еще смысловых возможностей.

Благодаря визуальным исследованиям мы узнали новые смыслы понятий «идол» и «икона». Жан‑Люк Марион3 противопоставил «идола» как инструмент снятия дистанции, фетиш, и «икону» как действенное присутствие, симулирующее предмет и потому способное замещать предмет, быть местоблюстителем предмета. Так, часы покойного дедушки будут «идолом», а дверь, приоткрытая в комнату дедушки так, что, кажется, дедушка сейчас выйдет, просвет, тихий свет из соседней комнаты – «иконой». Тогда понятие иконы стало распространяться не только на каноническое церковное искусство, равно как и не только на глянцевый мир «икон стиля» и «симулякров», по Бодрийяру4. Уже Павел Флоренский5 рассматривал Имя Божие как вариант иконы, а Елена Петровская недавно отнесла к иконам даже современные нейросети. Ведь нейросеть не уподобляется предмету, а действует как предмет, пишет текст как писатель, создает картину как художник. Она – икона, создающая картинки и тексты, как церковная икона создает молитву и медитацию внутри верующего.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Вопль души психолога, или GPT на колесиках Вопль души психолога, или GPT на колесиках

Что мешает создать персонализированного робота, который с сочувствием выслушает?

СНОБ
Поэт Императорской гвардии Поэт Императорской гвардии

Поэты-эмигранты возвращались в Россию стихами. Но иным и того не довелось

Дилетант
5 способностей животных, которые недоступны людям 5 способностей животных, которые недоступны людям

Как было бы круто, если бы обладали этими способностями животных

Maxim
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Digital-этикет Digital-этикет

Как общаться экологично в цифровом мире? Ответы на самые острые вопросы

Psychologies
Скажи мне, что ты ешь Скажи мне, что ты ешь

Как продукты, которые мы предпочитаем, могут раскрыть характер?

Лиза
Дом для звезды Дом для звезды

Изящный особняк голливудской легенды Джуди Гарленд в Бель-Эйре

SALON-Interior
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
Сад на ладони Сад на ладони

Создаем домашний флорариум своими руками:

Лиза
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Движение вверх Движение вверх

Краткая история лифтов

Men Today
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз

Какие механизмы защиты мать-природа предусмотрела у представителей флоры

ТехИнсайдер
Дай лапу, друг! Дай лапу, друг!

Самые подходящие питомцы для каждого знака Зодиака

Лиза
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Редкие земли не долетают до производства Редкие земли не долетают до производства

О важности развития отрасли производства редких и редкоземельных металлов

Монокль
«Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь «Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь

С чем связан неожиданный glow-up после уход от партнера?

Psychologies
Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой! Аэропорты меняют психику людей? Вот что влияет на восприятие времени и контроль над собой!

Замечали ли вы, что в аэропортах люди ведут себя иначе?

ТехИнсайдер
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Я никому ничего не должен? Я никому ничего не должен?

Может ли прощение освободить нас от прожитой боли?

Psychologies
Расхитители гробниц Расхитители гробниц

Как арт-карабинеры возвращают похищенные произведения искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Квазивалютный долг Квазивалютный долг

Экспортеры предъявили спрос на квазивалютный долг

Ведомости
Вон из дома Вон из дома

Подробная инструкция, как распрощаться с ненужными вещами и заодно заработать

VOICE
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Машина для февраля Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Деньги
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Открыть в приложении