Алгоритмам становится тесно
Центробанк подталкивает высокочастотных трейдеров к тому, чтобы они регистрировались в качестве паевых фондов. Финансовая группа «Финам» собирается пойти навстречу таким трейдерам, а заодно вывести на рынок линейку алгоритмических фондов, дав доступ к высокочастотной торговле широкому кругу инвесторов, в том числе розничных
Русские хедж-фонды могут появиться уже в ближайшем будущем: УК «Финам Менеджмент», входящая в финансовую группу «Финам», готовится создать целую линейку алгоритмических фондов для широкого круга инвесторов, в том числе неквалифицированных. Первый такой открытый паевый фонд может появиться уже весной.
Напомним, алгоритмическая, или высокочастотная (High Frequency Trading, HFT), биржевая торговля основана на использовании алгоритмов — торговых систем, которые действуют с очень высокой скоростью. Именно такой мы видим в фантазиях профессиональную биржевую торговлю — и такой она действительно является у некоторых трейдеров. Они покупают очень мощный компьютер и создают торговый алгоритм — компьютерную программу, которая способна максимально быстро понять, пришло ли время купить или продать актив, и так же молниеносно это сделать. Современные высокочастотные системы — торговые роботы — совершают сделку за миллисекунды, отправляя на биржу за день миллион заявок. Обычно они используют либо скальпинг — исполнение сделок с тем, чтобы получить доходность в сотые или тысячные доли процента, но очень много раз, либо арбитраж — ставку на то, что разница в цене похожих активов или одного и того же актива на разных рынках будет нивелирована, либо сложные стратегии с фьючерсами, опционами и прочим. Крупные игроки добавляют к этому набору еще и маркетмейкерство — предоставление ликвидности по договору с биржей.
Битва за скорость
По некоторым оценкам, более 80% сделок на фондовом рынке США приходится на торговых роботов. Речь, конечно, в первую очередь идет не о частных HFT-игроках, а о крупных алгоритмических фондах. Таким был печально известный LTCM, но его история, скорее, исключение. В США множество хеджфондов, которые годами зарабатывают на неэффективностях фондового рынка за счет своих очень быстрых торговых систем. К этому же классу относятся игроки, которые стоят на самом верху трейдерской «пищевой цепочки», — фонды вроде Citadel. Они выступают в роли маркетмейкеров, за что получают определенную комиссию, плюс активно покупают потоки заявок от розничных брокеров вроде Robinhood и выводят их на биржу, зарабатывая еще и на спредах (подробнее см. статью «Темные башни зашатались», «Эксперт» № 38 за 2021 год). Всего по итогам 2024 года активы американских хедж-фондов достигли 4,5 трлн долларов.
На российском рынке HFT-игроки присутствуют с момента появления интернет-трейдинга в начале 2000-х, особенно активны они на валютном и срочном рынках. Сколько среди них частных лиц, торгующих на собственные деньги, а сколько так называемых проп-трейдеров, торгующих на деньги инвесткомпаний, неизвестно.
Последнее исследование этого сектора проводил в 2017 году Центробанк, он определил HFT-трейдеров как участников рынка, которые «способны осуществлять информационный обмен с биржей со скоростью, не достижимой человеком». По подсчетам регулятора, тогда на рынках Мосбиржи находилось от 50 до 140 счетов, с которых велась высокочастотная торговля, а их доля в общем объеме торгов составляла от 30 до 57% в некоторых валютных контрактах — например, в сделках с валютной парой доллар/рубль расчетами «сегодня» больше половины объема торгов приходилось на алгоритмический трейдинг. С голубыми фишками рынка акций, Сбером и «Газпромом», алгоритмы обеспечивали треть оборота.
Для Московской биржи HFT-трейдеры — важные клиенты. Для них предлагается множество услуг — от так называемой колокации (размещения оборудования прямо в центре обработки данных самой Мосбиржи, в непосредственной близости от торгового ядра, что обеспечивает лучшее время доставки заявок и минимальные задержки в получении биржевой информации) до специального трансакционного интерфейса и других разработок. Словом, все для того, чтобы алгоритмы действовали максимально быстро.
«Высокочастотники» важны для биржи не только потому, что приносят хорошие доходы — к примеру, колокация обойдется игроку разово в 34,2 тыс. рублей плюс 42,6 тыс. ежемесячно, за высокоскоростной сервис раздачи публичной биржевой информации SIMBA придется заплатить единоразово 30 тыс. рублей и еще по столько же в месяц и т. д. Дело еще и в том, что такие трейдеры вносят весомый вклад в поддержку ликвидности на рынках Мосбиржи.
Алгоритмисты мигрируют в ПИФы
С 1 апреля 2025 года для инвесторов«физиков» отменяется пониженное гарантийное обеспечение — это часть стоимости актива, которую надо внести, чтобы им торговать, фактически аналог плеча на срочном рынке. Без такой опции многие стратегии перестанут приносить доход. Соответственно, частным HFTтрейдерам придется как-то решать возникшую проблему. По словам директора по продуктовому развитию УК «Финам Менеджмент» Евгения Цыбульского, у них есть два пути: либо «упаковаться» в юрлицо со статусом квалифицированного инвестора, либо создать свой паевой фонд. «Мы сейчас готовимся к тому, чтобы наши HFT-клиенты могли перейти на инфраструктуру управляющей компании», — говорит эксперт (у «Финама» традиционно очень много клиентов«высокочастотников»).
«Упаковать» алгоритмистов в доверительное управление (ДУ) не получится: с 1 января 2025 года все стандартные стратегии ДУ упраздняются, остается только индивидуальное ДУ. Но HFT в рамках ДУ — история дорогостоящая с точки зрения инфраструктуры и неудобная для управляющего», — объясняют в УК «Финам Менеджмент». Так что остаются ПИФы.
При этом в компании решили сделать еще один шаг — выйти с алгоритмическими фондами на широкий рынок. В прошлом году УК запустила два интервальных фонда для квалифицированных инвесторов, «Финам — Алгоритм роста» и «Финам — Алгоритм роста в юанях», с порогом входа 100 тыс. рублей.
«В 2025 году мы планируем открыть первый HFT OПИФ, который получит листинг на Московской бирже. У него будет низкий порог входа — всего 10–15 тысяч рублей, — рассказывает Евгений Цыбульский. — С точки зрения инфраструктуры и стратегии мы готовы выходить в публичное поле и раскрывать все необходимые параметры. У нас уже есть определенный трек-рекорд: “Алгоритм роста” за год показал 43 процента годовых, а общая СЧА фонда превысила 550 миллионов рублей; у “Алгоритма роста в юанях” тоже неплохой результат — 25 процентов. Даже в непростые времена мы держали удар и хорошо зарабатывали».