Как перевернуть генетическую пирамиду
Прогресс в отечественной селекции растений и животных может быть ускорен благодаря созданию технологической инфраструктуры — национальной племенной базы, генетических центров, а также повышения прибыльности селекционного бизнеса и кооперации между участниками рынка

Российский АПК сильно зависит от иностранных генетических материалов. Рекордный урожай зерновых, масличных, сахарной свеклы, картофеля и ряда других культур в текущем сезоне закроет потребности внутреннего рынка, даже с избытком, однако только пятая часть всех посевных площадей была обеспечена отечественными семенами.
Наименее критическая ситуация сегодня складывается с пшеницей: доля импортных сортов в общем объеме высеянных семян в 2022 году составила порядка 15%. Наиболее сложное положение с сахарной свеклой, где, по разным оценкам, высеивается до 98% зарубежных семян. По таким важным культурам, как кукуруза и подсолнечник, доля импортных семян за последнее десятилетие заметно выросла: с 37 до 58% и с 53 до 73% соответственно.
В животноводческом секторе схожая картина. Российские животноводы практически полностью обеспечивают нашу страну продуктами животноводства. По мясу птицы и свинине потребности покрываются полностью, по говядине наша страна обеспечена на 6570% (по некоторым оценкам, до 50%). Но что касается генетического материала, то в наиболее крупных сегментах — птицеводстве и свиноводстве — доля импорта особенно велика (до 95%). Например, в Национальном союзе птицеводов хоть и прогнозируют, что в текущем году доля импорта инкубационного яйца финального гибрида сократится до 1113% (последние годы она доходила почти до 20%), но подтверждают крайне высокую зависимость от племенного яйца и цыплят для родительского и прародительского стада.
Амбициозная задача Минсельхоза — перевернуть генетическую пирамиду. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, самообеспеченность сельхозпредприятий собственными семенами и поголовьем племенных животных в ближайшие восемь лет должна составить 75%. В настоящее время селекция и генетика регулируются Федеральной научно-технической программой (ФНТП) развития сельского хозяйства на 20172030 годы. Запущены подпрограммы по растениеводству — семеноводству сахарной свёклы, технических и масличных культур, картофеля, винограда, фруктов; по животноводству — развитие собственного кросса мясных кур, улучшение генетического потенциала мясных коров. В разработке подпрограммы по молочному КРС, переработке зерна и овощей и пр.
Основные меры господдержки — например, для покупателей семян, создаваемых в рамках ФНТП, — это компенсация в размере 70% от их стоимости. Организациям возмещают капзатраты на строительство селекционно-генетических центров (сейчас ограничиваются 20%, с 2023 года — до 50%). Земельные участки под строительство центров предоставляются в упрощенном порядке, без торгов. Всего на реализацию ФНТП с 2022 по 2030 год из разных источников планируется направить около 61,5 млрд рублей.
Осенью в правительстве обновили стратегию развития в сфере селекции и генетики, куда включили индикаторы эффективности. Первоочередная задача, поставленная перед бизнесом, — ускоренное импортозамещение критически важных видов сельскохозяйственной продукции. Показателями эффективности считаются темпы прироста к предыдущему году производства отечественных семян новых сортов растений, собственного племенного материала, кормов и кормовых добавок (для семян и кормов — 5%, для племенной продукции — 3%).
Много, но мало
Нынешний сельхозсезон войдет в историю российского АПК как начало масштабной трансформации селекционно-семеноводческой отрасли. В ответ на санкционное давление и логистические ограничения ряда стран, когда отечественные сельхозпроизводители столкнулись с дефицитом семян, гибридов, племенного материала и ростом их себестоимости, в правительстве решили существенно ускорить работу по импортозамещению. Так, летом в ведение Минсельхоза перешли 11 ведущих НИИ, занимающихся сельхозкультурами, генетикой и созданием биопрепаратов для животных. Теперь министерство выступает единым координационным центром, курирующим как производство сельхозпродукции и продовольствия, так и селекцию с первичным семеноводством. Стратегическая цель преобразований — чтобы наука давала реальный результат, выраженный в посевных площадях, засеянных российскими сортами и гибридами.
График 1. Доля отечественной и импортной селекции в общем объеме высеянных семян в 2022 году
Прежде всего Россельхознадзору было поручено проанализировать имеющиеся в стране семенные посевы сельскохозяйственных растений вместе с их геопривязкой. Эта мера необходима для актуализации оперативной информации: сколько семян было высеяно на полях, какова потребность и наличие семян под посевную 2023 года. Система мониторинга была создана в сжатые сроки. Специальное мобильное приложение гарантировало, что установка геоточки произведена с конкретного поля.
Согласно оценке контролирующего госоргана, по состоянию на октябрь обеспеченность семенами отечественных сортов (до их доработки) оказалась довольно высокой: например, по рапсу яровому — 408%, картофелю — 120%, подсолнечнику — 110%. «Однако эти цифры не должны нас успокаивать. Мы видим много семян среди сортов, которые не пользуются популярностью у сельхозпроизводителей. То есть общее физическое количество семян получено большое, а конкретных высокоэффективных гибридов, которые используют реальные хозяйства, в новом сезоне будет не хватать», — комментирует директор ФГБУ «Россельхозцентр» Александр Малько.
Сложная ситуация наблюдается на картофельном рынке. Нынешний урожай картофеля составляет порядка 7 млн тонн, но самообеспеченность семенами отечественной селекции составляет лишь 8%. На рынке также присутствует большая доля несертифицированных семян в виде столового картофеля мелкой фракции. Между тем общая статистика, которую оглашают участники Картофельного союза, выглядит положительной: на рынке работают шесть селекционно-генетических центров, есть свой Банк здоровых сортов картофеля (платформа для сертифицированного исходного материала), создано 28 новых сортов картофеля (из которых на 15 заключены лицензионные договоры), произведено около 8000 тонн элитного семенного материала и пр.