Китайскому финтех-гиганту Ant Group не удалось провести рекордное IPO

ЭкспертБизнес

Инвесторов спасли от китайского финтеха

Китайскому финтех-гиганту Ant Group не удалось провести рекордное IPO. Теперь ему придется полностью перестроить свою бизнес-модель — взять на себя риски, которые он до сих пор успешно перекладывал на партнеров

Евгения Обухова

Джек Ма. Фото: Sergey Dolzhenko//EPA

Организаторы размещения китайского финтех-гиганта Ant Group вернули деньги инвесторам. IPO отменили в самый последний момент — когда до запуска торгов на Гонконгской и Шанхайской биржах оставалось чуть больше суток. Теоретически IPO еще возможно, но для этого Ant Group придется перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям китайских регуляторов.

О причине внезапной отмены размещения можно лишь догадываться. СМИ связывают это с резким выступлением основателя Ant Group и Alibaba Джека Ма на банковском саммите в Шанхае в конце октября. Ма раскритиковал глобальное банковское регулирование в целом, а заодно обвинил китайские банки в том, что они устарели. «Базельские соглашения — это как клуб стариков… Мы не можем использовать вчерашние методы для регулирования будущего», — заявил Джек Ма, а потом добавил, что китайские банки действуют как ломбарды, так как требуют залог при выдаче кредитов.

Китайские регуляторы в ответ внезапно ввели новые правила регулирования онлайн-кредитования, составляющего значительную часть бизнеса Ant, и заставили компанию отложить IPO, которое к тому моменту почти завершилось и должно было стать крупнейшим в истории размещений мировых бирж в целом. Предполагалось, что за 11% Ant Group Джек Ма и другие инвесторы выручат 34 млрд долларов, а весь бизнес компании будет оценен примерно в 310 млрд (для сравнения: Bank of America с 2,5 трлн долларов активов сейчас стоит меньше 240 млрд долларов, капитализация Industrial and Commercial Bank of China с активами более 25 трлн долларов — всего 250 млрд долларов). Однако к началу ноября заявок от инвесторов на акции Ant Group набралось на три триллиона долларов, так что Ма мог смело рассчитывать и на 40 млрд долларов от IPO.

Скорее всего, Ма предвидел, что рано или поздно китайские регуляторы закрутят гайки для местных онлайн-платформ. Дело в том, что ему удалось построить финансовый гигант Ant, не беря на себя никаких рисков, а успешно перекладывая их на партнеров — те самые китайские банки, которые действуют как ломбарды.

Империя Ма

Ant Group появилась в 2004 году как платежная система Alipay, обслуживающая площадку Alibaba. Справедливо рассудив, что люди, чтобы покупать онлайн, должны быть уверены в возврате денег в случае, если что-то пойдет не так, Джек Ма запустил Alipay не только как платежный сервис, но и как эскроу-сервис для решения проблемы доверия между онлайн-покупателями и продавцами. Попутно Alipay заключала соглашения о партнерстве со всеми финансовыми игроками — от китайских банков до Visa. В 2011 году Alipay запустила мобильный платежный продукт со штрихкодом, став первой компанией, которая вышла на офлайн-рынок с технологией онлайн-платежей. Дальше развитие пошло еще стремительнее: Alipay начала принимать коммунальные платежи, продавать паи инвестиционных фондов и железнодорожные билеты, возмещать налоги для зарубежных покупок (tax free). В 2014 году приложение Alipay начало распознавать отпечаток пальца. Тогда же был запущен MYbank — приложение, предоставляющее финансовые услуги для малого и микробизнеса и частных лиц. Это был один из первых частных банков в Китае и первый онлайн-банк без физических филиалов. MYbank разработал «Модель кредитования 310», которая позволяет заемщикам заполнять заявки на получение кредита онлайн в течение трех минут, получать одобрение в течение одной секунды и с нулевым вмешательством человека. Его дополняет Huabei — платформа потребительского кредитования, позволяющая покупать товары в рассрочку. Ant Group сосредоточилась на тех, кто обычно не мог получить кредит в китайских банках: молодежи, сельских жителях, трудовых мигрантах, малом и микробизнесе.

Ant Group освоила рынки Таиланда, Филиппин, Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Пакистана, Индонезии, Бангладеш и других стран, в основном азиатских. Постепенно к платежному сервису и сервису кредитования добавлялись все новые и новые финансовые услуги. Так, платформа Yu'e Bao позволяла всем желающим вкладывать временно свободные деньги в фонд денежного рынка Tianhong Yu'e Bao Money Market Fund. Очень быстро он вырос до двух триллионов юаней (почти 290 млрд долларов), потому что через Alipay можно было мгновенно не только завести в него деньги, но и расплатиться с его же счета в магазине.

Запущенная два года назад блокчейн-платформа взаимопомощи Xiang Hu Bao была воспринята как «убийца китайского рынка страхования» — она позволила оплатить лечение серьезных болезней при минимальных взносах (188 юаней в год), доступных деревенским жителям и трудовым мигрантам. «Любая рискованная деятельность может быть застрахована при наличии достаточных данных», — полагают в Ant Group.

Наконец, похожая на систему социального рейтинга служба оценки кредитоспособности Zhima Credit позволяет китайцам с хорошим рейтингом не вносить залоги при заселении в отель или аренде велосипеда. Все эти сервисы подпитывают друг друга. В итоге сейчас у Alipay более миллиарда пользователей, причем 700 млн используют это приложение хотя бы раз в месяц, сервисы Ant обработали платежей на 118 трлн юаней за 12 месяцев с середины 2019-го по середину 2020 года, выдали 1,7 трлн юаней кредитов населению и 0,4 трлн юаней — малому бизнесу. И все это без единого юаня из собственных средств.

Как устроен бизнес Ant Group

Только платформа, ничего лишнего

Аналог Ant есть только в Китае, это WeChat со своим WeBank (подробнее см. «Зеленый гигант из Китая», «Эксперт» № 15 за 2020 год). Бурное развитие Ant объясняется гениальным маркетингом ее алгоритмов. «Наш подход — не использовать собственный баланс и не предоставлять гарантии, — говорится в проспекте эмиссии, подготовленном Ant к IPO. — По состоянию на 30 июня 2020 года примерно 98% кредитного баланса, созданного через нашу платформу, было взято на себя нашими партнерскими финансовыми учреждениями или секьюритизировано. Мы работаем примерно со ста банками-партнерами, включая все китайские крупные национальные государственные банки, все национальные банки, ведущие городские и сельские коммерческие банки, международные банки, работающие в Китае, а также управляющие компании».

Вот как происходит выдача кредита через принадлежащую Ant платформу Huabei: пользователь запрашивает кредит, алгоритмы Ant в реальном времени оценивают его кредитоспособность, после чего он сразу получает деньги. В ход идет вся информация, которая есть у Ant и Alibaba: платежи, цифровые развлечения, посещение офлайн-магазинов, навигация по карте и др. Дальше платформа передает банкам-партнерам информацию о личности потребителя и параметры оценки кредита, а банк-партнер утверждает, отклоняет или изменяет предложенный кредитный лимит и другие условия кредитной линии, берет данный кредит на свой баланс и отчисляет Ant комиссию от процентного дохода, который получат с кредита. Типичный клиент Huabei молод и хорошо разбирается в интернете, но у него неудовлетворенный потребительский спрос из-за отсутствия кредитной карты или недостаточных кредитных лимитов. По мере того как клиент формирует кредитную историю, его кредитный лимит растет. Дневная процентная ставка для большинства пользователей Huabei примерно 0,04% (около 15% годовых, базовая ставка Народного банка Китая сейчас составляет 3,85% годовых). «Для финансовых учреждений наши технологии и понимание клиентов позволяют им рентабельно увеличивать свой кредитный портфель, в то время как наши решения по динамическому управлению рисками максимизируют эффективность и результативность привлечения, андеррайтинга и мониторинга», — говорится в документах Ant.

В 2019 году китайцы накопили потребительских кредитов на 13 трлн юаней, а китайский малый бизнес — на 6 трлн юаней, то есть через Ant выдавалось примерно по 10% кредитов. В результате если до 2019 года включительно большую часть выручки Ant Group приносили платежи, то за первое полугодие 2020-го уже 63% принесло второе направление — цифровая финансовая платформа, ядром которой является как раз кредитование. Для понимания размера: выручка Ant Group за 2019 год составила 120,6 млрд юаней, чистая прибыль — 18 млрд юаней (18,3 млрд и 2,7 млрд долларов соответственно). То есть если бы IPO состоялось, то бизнес Ant Group был бы оценен более чем в сто ее годовых прибылей.

И вот теперь столь прекрасную модель транзакционного бизнеса Джеку Ма придется перестроить: согласно новым правилам регулирования онлайн-кредитования в Китае платформам придется брать на себя не менее 30% выдаваемого кредита, а предельный размер займа будет ограничен. Это, конечно же, скажется на рентабельности бизнеса Ant Group, ей придется, как настоящему банку, формировать капитал и резервы: к примеру, из уже выданных 2,1 трлн юаней кредитов ей бы пришлось обеспечить более 600 млрд юаней — плюс соответствующие резервы (довольно большие, учитывая, что кредиты эти необеспеченные).

В целом это не первый случай, когда финтех-компания вынуждена подчиниться общему регулированию — так в свое время случилось с американской SoFi (см. «Доросли до банков», «Эксперт» № 17 за 2016 год). История с Ant просто насыщена большим драматизмом: за два дня до завершения отменено крупнейшее в мире IPO. Однако если бы новые правила в отношении онлайн-кредитования вступили в силу уже после IPO, это нанесло бы по котировкам Ant серьезнейший удар — можно сказать, китайское правительство уберегло многих инвесторов от убытков.

В описании рисков своего бизнеса накануне IPO Ant Group предупредила, что экономический спад после пандемии может привести к замедлению расходов, а также к увеличению дефолтов по кредитам, проданным на ее платформе. Китайские банки понимают это, а значит, вполне вероятно, смогут заставить Джека Ма продать им Ant Group, которую все равно придется докапитализировать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путь нефтегаза к углеродному net zero Путь нефтегаза к углеродному net zero

Нефтегазовые компании трансформируются под воздействием «зеленых» трендов

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Вертикальная зачистка Вертикальная зачистка

Власти заявили об административной «оптимизации» по новой схеме

Эксперт
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Скандий не желает сплавляться Скандий не желает сплавляться

Сплавы металлов с редкоземельным скандием не востребованы в промышленности

Эксперт
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Зря подешевели Зря подешевели

Почему резкое снижение ставок не привело к росту кредитования малого бизнеса

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Безразличие или беспомощность? Безразличие или беспомощность?

О позиции НАТО и ЕС в карабахском конфликте

Огонёк
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода» Гузель Яхина: «То, что происходит сейчас, — это продолжение советского периода»

Гузель Яхина — о своем ощущении советского времени и о новом романе

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Неожиданная Азия Неожиданная Азия

7 вещей, которые нужно успеть сделать в Малайзии, если ты приехала впервые

Лиза
В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Алмаз из пробирки Алмаз из пробирки

Российские ювелиры — о лабораторно выращенных бриллиантах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Взяли и сделали Взяли и сделали

Истории классных бизнесов, сделанных женщинами

Новый очаг
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
Открыть в приложении