Интернет в узде
Очередной обвал акций «Яндекса» — результат усиления государственной политики контроля за интернет-пространством. Регулятору приходится балансировать между мерами по укреплению национальной безопасности и риском нанести ущерб инвестиционной привлекательности крупного ИТ-бизнеса
На полтора миллиарда долларов в одночасье подешевел российский интернет-гигант «Яндекс», после того как его акции в пятницу 11 октября буквально за несколько часов рухнули на 18% на Московской бирже и на 16% - на американской Nasdaq. Причиной обвала стала появившаяся информация о продвижении разработки законопроекта об ограничении доли иностранных инвесторов в значимых российских ИКТ-компаниях, который был внесен в Госдуму еще в июле этого года и очередное обсуждение которого недавно состоялось в профильном комитете Госдумы по информационной политике.
Законопроект подразумевает ограничение владения долей в 20% для иностранных организаций и физлиц в компаниях, которые будут признаны специальной правительственной комиссией значимыми информационными ресурсами. На обсуждении инициатор законопроекта депутат Антон Горелкин уже заранее публично заявил, что такими компаниями, скорее всего, будут признаны «Яндекс» и Mail.ru Group, что головная компания «Яндекса» зарегистрирована в Нидерландах, а ее основной акционер Аркадий Волож еще и является гражданином Мальты. Были также названы санкции за нарушение нового закона, которые подразумевают полный запрет рекламной деятельности, что для «Яндекса» может стать сокрушительным ударом: по итогам прошлого года из 126 млрд рублей консолидированной выручки компании (которая, кстати, выросла на 41%) 101 млрд рублей пришелся на рекламные доходы.
«Душители интернета»
После этих заявлений вокруг законопроекта опять забурлила эмоциональная дискуссия: социальные сети переполнились возмущенными постами и флешмобами типа «Я/Мы Яндекс», посыпалась критика лично в адрес Антона Горелкина. Последний, впрочем, за словом в карман не полез и в своем телеграм-канале (который называется «Душитель интернета») хлестко ответил, что, мол, падение и взлет акций — это привычное явление: «Не вижу проблемы, сегодня упали, завтра подрастут. Мой вам совет: зарядите какого-нибудь чиновника с заявлением, что он типа не поддерживает законопроект, и акции обязательно начнут расти».
Бизнес тоже нервно отреагировал на новую законодательную инициативу, против нее публично высказались, в частности, представители «Мегафона» и Mail.ru Group. Понятно, что в штыки законопроект встретили и представители самого «Яндекса», которые заявили, что его принятие однозначно будет способствовать ухудшению инвестиционного климата в стране. По словам менеджеров компании, а также других представителей хайтек-индустрии, денег на развитие внутри России получить сложно, а из-за нового закона инвестициям из-за рубежа для крупных российских интернет-компаний может быть поставлен барьер, что подорвет их дальнейшее развитие. «Принятие закона, скорее всего, приведет к снижению иностранных инвестиций в российский технологический сектор, и не только из-за необходимости соответствовать нововведенным ограничениям, но и в связи с невозможностью прогнозировать ситуацию с изменением законодательной базы для ведения бизнеса, — отмечает Татьяна Симонова, руководитель управления инвестиционного консультирования General Invest. — Формулировки закона в текущем виде настолько расплывчаты, что при желании могут быть отнесены и к другим интернет-компаниям, по сути не являющимся информационными ресурсами».
Законопроект публично поддержали ФАС, Роскомнадзор и Роспотребнадзор. Однако есть чиновники, которые вместе с бизнесом встали в оппозицию закону: например, против его принятия выступает Министерство цифрового развития. Разработчики законопроекта мотивируют необходимость его принятия защитой национальных интересов: интернет сейчас становится основным средством распространения информации, в том числе социально значимой, и если ключевые информационные ресурсы Сети, каковым, безусловно, является «Яндекс», находятся под контролем иностранцев, то в условиях накаляющейся внешнеполитической обстановки это может стать фактором дестабилизации общества.
К тому же сторонники законопроекта даже говорят, что в будущем новая норма будет на руку «Яндексу», который таким образом гарантированно не сможет быть поглощен иностранной компанией. «В середине 2000-х годов пришедший на российский рынок Google хотел купить у “Рамблера” сервис контекстной рекламы Begun. Но тогда ФАС заблокировала сделку, — вспоминает в своем телеграм-канале Антон Горелкин. — Хотя тогда многие возмущались этим решением, во многом именно оно позволило развиться на рынке интернет-рекламы компании “Яндекс”. И если бы не бдительность государства тогда, возможно, мы бы сейчас все жили с безальтернативным “Гуглом”».
Защита национальных интересов
История с «Яндексом» — звено в цепочке событий, связанных с усилением мер со стороны государства по ужесточению контроля за российским интернет-пространством. Некоторые СМИ ссылаются на инсайдерскую информацию из Кремля, согласно которой представители президентской администрации в последние месяцы лично обращались к чиновникам правительства и различных министерств с просьбой поддержать законопроект Антона Горелкина и воздержаться от его публичной критики. Представители ИТ-рынка говорят, что это вполне может быть правдой. «В последнее время у российских властей усиливается недовольство по поводу пробуксовки процесса усиления контроля за интернет-пространством. В частности, настоящей пощечиной для регулятора остается невозможность реализовать решение о запрете мессенджера Telegram. Вседозволенность в интернет-пространстве власти, наверное не без основания, воспринимают как возможный фактор нестабильности в обществе, и сейчас мы видим шаги по выстраиванию схемы контроля за информацией в интернете», — рассказал «Эксперту» один из топ-менеджеров крупной российской ИТ-компании.
Действительно, помимо «антияндексовского» закона об иностранном участии на острие законотворческой повестки сейчас находятся такие новые нормативы, как проект закона об идентификации почтовых сервисов, законопроект о предустановке российского программного обеспечения на смартфоны и компьютеры. И это не говоря уже о подписанном в текущем году законе о «суверенном интернете» и ранее нашумевшем «пакете Яровой». «Понятно желание государства влиять на распространение информации. Тренд очевиден: как и в СМИ, долю иностранного участия в таких ресурсах, как “Яндекс”, которые агрегируют информацию, государство будет ограничивать, — указывает Олег Богданов, аналитик инвестиционной компании QBF. — С точки зрения инвесторов и участников финансового рынка такой закон не нужен и вреден. С государственной точки зрения этот закон необходим, чтобы ограничить влияние иностранных государств на формирование общественного мнения».
В условиях усиления контроля за информацией в интернете «Яндекс» остается непослушным участником виртуального информационного поля: напомним, власти периодически проявляют недовольство в отношении политики «Яндекса» именно в агрегировании социально значимой информации. Уже несколько раз это недовольство прорывалось в публичную плоскость, последний раз, например, в августе этого года Госдума собиралась даже на специальное заседание по «фейковым новостям» в «Яндексе». Поводом для очередного скандала стало длительное нахождение в топе «Яндекс. Новостей» (а ежедневная аудитория этого ресурса — одна из самых высоких в рунете и превышает три миллиона читателей в день) новости о том, что Госдума хочет запретить эксплуатацию старых автомобилей. Особенно депутатов взбесило, что эта недостоверная информация висела там и после того, как законодатели гневно ее опровергли. Представители «Яндекса» со своей стороны отвергают обвинения в предвзятости и кивают на бездушные алгоритмы — дескать, они самостоятельно агрегируют наиболее актуальные новости в официально зарегистрированных СМИ.
Как будет жить «Яндекс»
Впрочем, будет ли принят закон об ограничении иностранного участия в значимых интернет-компаниях и в какой форме он появится, пока вопрос открытый. В Госдуме говорят, что следующий этап рассмотрения законопроекта профильным комитетом пройдет не раньше ноября после анализа отзывов на него.
Пока же акции «Яндекса» не спешат восстанавливаться: по состоянию на конец прошлой недели они лишь незначительно, на 1%, приподнялись на ММВБ и на 1,5% отыграли падение на Nasdaq. Однако нынешнее падение акций «Яндекса» не единственное за последнее время. Еще более значимое падение произошло год назад, когда стало известно, что акционером компании планирует стать Сбербанк: тогда акции компании рухнули еще сильнее, на 22%.
По мнению наблюдателей, в случае принятия закона позиции «Яндекса» действительно ослабнут. «Иностранные акционеры сейчас владеют примерно 42 процентами голосующих акций в “Яндексе”. Напрямую совершать выкуп акций с рынка или договариваться с владельцами пакетов, которые не торгуются на бирже, для “Яндекса” крайне невыгодно. Во-первых, это приведет к спекуляциям на рынке и взвинчиванию цен, в дальнейшем после выкупа акций котировки опустятся ниже текущих значений. Во-вторых, снижение доли иностранцев в бумагах компании значительно снизит их ликвидность и капитализацию», — прогнозирует Евгений Миронюк, аналитик ИК «Фридом Финанс».
В конце прошлой недели появились предположения, как «Яндекс» может избежать рестрикции. В частности, аналитики Bank of America Merrill Lynch предлагают вариант «ограниченного размытия путем создания нового класса акций». «Такой вариант предусматривает частичную конвертацию с созданием нового класса акций, — объясняет Евгений Миронюк. — Однако отметим, что изменение акционерной структуры потребует одобрения 75 процентами имеющихся акций класса А. И параллельно все равно потребуется осуществлять выкуп акций с рынка. Это возможно только в том случае, если у “Яндекса” не будет другого выбора, и в любом случае негативно повлияет на капитализацию компании».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl