Пожиратели бюджетов
Почему иногда строить дороги не нужно.
В ноябре стало известно, что снова отложен один из самых противоречивых проектов последних лет — строительство дублера Щелковского шоссе в Москве через парк «Лосиный остров». Эти планы обсуждаются уже пять лет, они вызвали мощную волну протеста и обеспокоенность Минприроды. Росавтодор ищет компанию, которая поможет ему проработать варианты пролегания трассы. Проект отложен минимум до 2021 года, пишет «Коммерсантъ». Для водителей это плохая новость, но баталии между сторонниками и противниками строительства новых дорог в мире ведутся уже более полувека.
Американские города 120 лет назад понравились бы современным урбанистам хотя бы по одной причине: основным видом транспорта был общественный — конки, а потом электрические трамваи. Владели транспортными сетями частные компании, зачастую монополисты. Но когда улицы заполонили автомобили, трамваи стали застревать в пробках, а кроме того, власти не разрешали повышать стоимость проезда. Сетевики банкротились. Компания, связанная с General Motors, скупила 46 из них и пустила вместо трамваев автобусы от GM. Начался век автомобилей, а для них нужны были дороги. Развернуть по всей стране сеть скоростных хайвеев США пытались с 1916 года, но мировые войны и экономический кризис между ними этому мешали. Обязанность строить и содержать дороги штаты и федеральное правительство делили примерно пополам. После Второй мировой по настоянию президента Эйзенхауэра правительство обратилось к регионам с предложением: строительство новой сети хайвеев (свыше 60 000 км) на 90% профинансирует федеральный бюджет. От регионов требуется одно: выделить землю. По планам инженеров, хайвеи должны были заходить в города с их сложившейся застройкой. «Врезы» эти были порой очень болезненными. Например, участок трассы I-78 должен был буквально разрезать надвое Нижний Манхэттен.