Расследование катастрофы Boeing 737 MAX8 будет иметь далеко идущие последствия

ЭкспертБизнес

Интеллект-убийца

Дональд Трамп уверен, что современные самолеты вполне могут обойтись и без сложных автоматических систем, так как «старые и более простые решения иногда намного лучше».

Расследование катастрофы Boeing 737 MAX8 авиакомпаний Ethiopian Airlines и Lion Air будет иметь далеко идущие последствия для авиационной индустрии мира. А корпорации Boeing придется доказать, что новые интеллектуальные системы анализа данных, установленные на ее авиалайнерах последнего поколения, в принципе безопасны. Это касается прежде всего системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), служащей «защитой от дурака» и устанавливающейся на самолетах семейства Boeing 737 MAX 8/9, а в будущем предполагается оснастить ею также комплексы бортового оборудования широкофюзеляжных Boeing 777X. Едва ли не главная функция MCAS — препятствовать сваливанию самолета даже в том случае, когда автопилот отключен, а лайнером управляют вручную.

MCAS получает данные о риске сваливания от двух датчиков угла атаки. Если пилот слишком сильно задрал нос самолета, система опускает его, и за этим вполне может последовать пикирование. Если летчики возвратят стабилизатор в исходное положение, автоматика спустя несколько секунд вернет себе управление. Но самое важное, что MCAS принимает решение даже тогда, когда тревожную информацию дает только один датчик. Это может оказаться ложным срабатыванием, а система все равно будет ориентироваться на его данные, не выполняя указания пилотов. Именно это, судя по всему, и произошло в октябре прошлого года в Индонезии, а теперь и в Эфиопии. Расшифровка черных ящиков Boeing 737 MAX8 Lion Air показала, что экипаж индонезийской авиакомпании как минимум два десятка раз делал попытки воспрепятствовать действиям MCAS, опускавшей нос самолета. Но безуспешно. Лайнер в конце концов пикировал и рухнул в море, унеся жизни всех 189 человек, находившихся на его борту. Как оказалось, MCAS получала с датчиков неверные данные и пыталась нивелировать опасную ситуацию, которой на самом деле просто не было.

То же и с катастрофой самолета Ethiopian Airlines. Хотя черные ящики с него только на днях доставлены для расшифровки во Францию, глава авиакомпании Тевольде Гебремариам уже поспешил сообщить, что «пилот прямо заявил диспетчерам о проблемах и запросил разрешение вернуться в Аддис-Абебу». Но финал все же оказался трагическим. По свидетельству очевидцев, эфиопский самолет едва ли не под прямым углом врезался в землю, а все 157 человек на его борту погибли. И многим специалистам уже ясно, что все произошло из-за неверных действий бортового оборудования (читай: MCAS). Во-первых, именно на это жаловался эфиопский летчик. А во-вторых, перед крушением самолет перешел в пикирование. Поэтому сначала Индонезия, Эфиопия, Китай, а затем страны ЕС и даже США вынуждены были запретить эксплуатацию авиалайнеров Boeing 737 MAX 8/9 в своем воздушном пространстве (кстати, Россия к этому запрету присоединилась предпоследней, а последней — Канада). Это в общей сложности более 350 воздушных судов, летающих в парках 69 авиакомпаний мира. Но самое интересное — как повели себя в этой ситуации американцы. Сначала Федеральная авиационная администрация США (FAA) отказалась приостановить полеты пресловутых самолетов и заявила, что они годны к эксплуатации. Правда, руководство FAA все же пообещало обязать Boeing провести их модернизацию и устранить возможные неполадки. И только после прямого вмешательства Дональда Трампа FAA изменила решение, заявив, что приостановка полетов продиктована исключительно соображениями безопасности — ради этого необходимо обновить программное обеспечение, на что может уйти несколько месяцев. Такой шаг, по крайней мере на словах, поддержал и президент Boeing Деннис Мюленбург, отметивший, что он по-прежнему уверен в надежности самолетов своей корпорации. Чего нельзя сказать о Дональде Трампе. Как заявил американский президент, «старое и простое зачастую работает намного лучше», чем что-то новое. И это косвенно указывает на явные сомнения истеблишмента США в перспективах дальнейшего использования искусственного интеллекта (ИИ) в гражданской авиации. И понятно почему: экономические потери корпорация Boeing, приостановившей поставки самолетов семейства 737 MAX 8/9, будут исчисляться сотнями миллионов долларов, если не миллиардами. Но самое главное, история с использованием элементов ИИ в американских самолетах лишает Трампа козырей в переговорах с руководством КНР о прекращении торговой войны. Напомним, закупка самолетов этой корпорации на общую сумму 50 млрд долларов была одним из главных условий полюбовной сделки. Но теперь вопрос снят с повестки дня, а найти ему достойную замену крайне сложно.

Что до самой Boeing, то, если эксперты официально признают виновницей катастроф MCAS, применение элементов ИИ в лайнерах корпорации отложится на неопределенное время и потребуются более тщательные разработка и тестирование этой системы. Не исключено также, что Boeing лишится заметной части твердых контрактов на поставку самолетов Boeing 737 MAX 8/9 и вынуждена будет вернуть авансы. Сейчас в портфеле корпорации насчитывается порядка 4668 заказов на эти лайнеры суммарной каталожной стоимостью 560 млрд долларов. Но он уже сокращается. Так, Lion Air отменила заказы на Boeing 737 MAX на 22 млрд долларов. А индийская SpiceJet и норвежская Norwegian намерены предъявить Boeing финансовые претензии из-за невозможности эксплуатировать ее самолеты. И очевидно: если они не будут удовлетворены, авиакомпании расторгнут имеющиеся контракты. Таким образом, едва ли не единственный шанс для Boeing выйти из этой ситуации с минимальными потерями — либо вообще убрать со своих самолетов MCAS, либо заменить ее на ту, что устанавливали на предыдущих моделях. То есть сделать свои самолеты попроще, как того и хотел Трамп.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как не рассыпать мусор по дороге Как не рассыпать мусор по дороге

Возможности для построения системы обращения с отходами в стране есть

Эксперт
Запустить в производство Запустить в производство

Самые интересные объекты для промышленного туризма в стране

National Geographic Traveler
Остановись, мгновенье! Остановись, мгновенье!

Фототуры – тренд, набирающий популярность

Playboy
Правила жизни Александра Овечкина Правила жизни Александра Овечкина

Правила жизни русского хоккеиста Александра Овечкина

Esquire
Флагман российского экспорта Флагман российского экспорта

О поддержке московских экспортеров рассказал директор МЭЦ Кирилл Ильичев

Эксперт
Перуанская орхидея инков Перуанская орхидея инков

Перуанская орхидея инков, в сущности, никакая не «инков»

Weekend
Елена Преснякова: Елена Преснякова:

Елена Преснякова: мы с Петровичем женаты гораздо больше сорока лет

Коллекция. Караван историй
Отстань! Не мешай! Отвали, дед! Отстань! Не мешай! Отвали, дед!

Сегодня я задал себе вопрос: «Кто такой взрослый человек?»

ПУСК
«Просто друг»: почему мы оказываемся во френдзоне и держим в ней воздыхателей? «Просто друг»: почему мы оказываемся во френдзоне и держим в ней воздыхателей?

Как мы попадаем во френдзону и можно ли это изменить?

Psychologies
Основатель Legionfarm Алексей Белянкин о Кремниевой долине и звездных инвесторах Основатель Legionfarm Алексей Белянкин о Кремниевой долине и звездных инвесторах

Основатель Legionfarm — о том, как Y Combinator помог компании

Forbes
4 технологии, которые помогут в решении глобальной мусорной проблемы 4 технологии, которые помогут в решении глобальной мусорной проблемы

Какие технологии помогут людям сделать мир свободным от мусора

Популярная механика
Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках Таша Карлюка: Океаны в трехлитровых банках

Отрывок из книги прозы Таши Карлюки: рассказы о любви

СНОБ
Страна детства Страна детства

Детская комната – особый мир, где изменяются пространство и время

Лиза
LeLu Kids: школьная учительница из Марий Эл придумала бренд детской одежды и заработала на нем миллионы LeLu Kids: школьная учительница из Марий Эл придумала бренд детской одежды и заработала на нем миллионы

Название собственного бренда Елена Лежнева придумала еще в школе

Inc.
Звездная «Дюна» Дени Вильнёва: фильм года или провал? Звездная «Дюна» Дени Вильнёва: фильм года или провал?

Одни возносят «Дюну» до небес, другие ругают, называя ее «Ноланом на минималках»

Cosmopolitan
Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле Теоретики связали движение ядер с когерентностью электронов в молекуле

Что происходит с молекулами в аттосекундной абсорбционной спектроскопии

N+1
Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед» Что не так с футбольным клубом «Манчестер Юнайтед»

Как «Манчестер Юнайтед» пришел к оглушительным поражениям

GQ
7 мифов о том, когда рожать первого ребенка 7 мифов о том, когда рожать первого ребенка

Когда нужно рожать ребенка? Сколько для этого нужно зарабатывать?

9 месяцев
«Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн» «Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн»

Эксклюзивное интервью заместителя председателя ЦИК РФ Николая Булаева

Эксперт
Ископаемая птица доказала, что выживают не только сильнейшие, но и самые сексуальные Ископаемая птица доказала, что выживают не только сильнейшие, но и самые сексуальные

Ученые рассказали о необычной окаменелости, найденной в Китае

National Geographic
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась»

Романсы, балеты, концерты — самые известные произведения Чайковского

Культура.РФ
В Уфе чиновники торжественно открыли светофор. Вспоминаем и другие чудные открытия В Уфе чиновники торжественно открыли светофор. Вспоминаем и другие чудные открытия

Так, чего доброго, до тотальной газификации дойдет!

Maxim
Чтение на 15 минут: «Дизайн детства» Чтение на 15 минут: «Дизайн детства»

Отрывок из сборника «Дизайн детства» — о самых важных игрушках XX века

Arzamas
Да, я Хофманнита Да, я Хофманнита

HOFMANNITA — о женской хип-хоп-сцене, рехабе и чувстве недооцененности

Собака.ru
Абьюз 80 уровня: девушка оказалась в инвалидной коляске из-за ревнивого бывшего Абьюз 80 уровня: девушка оказалась в инвалидной коляске из-за ревнивого бывшего

Парень сбросил девушке на спину бетонную плиту, а затем покончил с собой

Cosmopolitan
Калькуляция любви: почему важно считать деньги в отношениях Калькуляция любви: почему важно считать деньги в отношениях

Как деньги превратились в антипод любви и почему это нужно исправить

Cosmopolitan
Чем заняться на Байкале: 6 активностей, которые стоит попробовать на Славном море Чем заняться на Байкале: 6 активностей, которые стоит попробовать на Славном море

Байкал ждет тебя в гости

Playboy
Неслабый пол: как гендерные стереотипы закаляют женщин в бизнесе Неслабый пол: как гендерные стереотипы закаляют женщин в бизнесе

Предпринимательницы: как преодолеть предубеждения и построить свой бизнес

Cosmopolitan
Мертвый и сексуальный: топ горячих киноактеров, которых уже нет с нами Мертвый и сексуальный: топ горячих киноактеров, которых уже нет с нами

Любуемся теми, кого давно уже нет в живых

Cosmopolitan
Они это сделали: три реальные истории похудения Они это сделали: три реальные истории похудения

Пусть тебя вдохновят наши героини и их реальные истории похудения

Cosmopolitan
Открыть в приложении