Борьба за пятое измерение
Технологическая гонка за связь пятого поколения (5G) осложнилась новым витком противостояния между США и Китаем. Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки
В 2009 году молодой китаец Вэнь Тун наткнулся в научном журнале на статью турецкого ученого Эрдала Арикана о возможностях «полярного кодирования» — способа повышения пропускной способности радиосигнала. Вэнь Тун прежде возглавлял лабораторию канадского производителя телекоммуникационного оборудования Nortel Networks, но кана дска я компания обанкротилась, и ему предложили перейти в китайскую компанию Huawei, которая под нового специалиста и его команду была готова открыть в Канаде исследовательский центр. Тогда-то Вэнь Тун и предложил работодателю обратить внимание на перспективные, на его взгляд, принципы «полярного кодирования».
Ставка была сделана верно. На основе публично доступных идей Эрдала Арикана (который позже признавался, что на него, в свою очередь, оказали серьезное влияние работы советских ученых) Huawei сумела создать передовую технологию связи пятого поколения и стать мировым лидером по выпуску 5G-оборудования — даже несмотря на то, что в 2018 году президент США Дональд Трамп объявил Huawei угрозой для безопасности Соединенных Штатов, обрушив на нее беспрецедентные технологические и экономические санкции. Одним из таких недружественных шагов стало задержание по запросу властей США в аэропорту канадского Ванкувера дочери основателя Huawei и главного финансового директора компании Мэн Ваньчжоу, которую отпустили из-под домашнего ареста только спустя два года.
Сейчас Трамп, начавший свою вторую каденцию, демонстрирует решимость снова применить принцип MAGA (Make America Great Again, «Сделаем Америку снова великой») в отношении телекоммуникационных технологий и отодвинуть китайцев от лидерства в области 5G. Но удастся ли ему это?
Удержаться до конца гонки
Ранний старт и изматывающая гонка за лидерство в телекоммуникационных технологиях, которые быстро отходят в прошлое, — так можно охарактеризовать проблему западных стран в развитии решений сотовой связи. С 3 апреля 1973 года, когда инженер американской компании Motorola Мартин Купер (родился в семье иммигрантов из СССР) совершил первый в мире звонок по мобильному телефону, между США, Европой, Японией и Южной Кореей идет отчаянная борьба за доминирование в технологиях сотовой связи.
Поначалу первое место уверенно держали американцы. Первая сеть подвижной радиосвязи, рассчитанная на частных клиентов, была запущена 17 июня 1946 года в американском Сент-Луисе (штат Миссури) совместными усилиями компаний AT&T и Bell Telephone Laboratories (а московский инженер Леонид Куприянович создал в 1957 году опытный образец носимого автоматического мобильного радиотелефона ЛК-1, который, начав с габаритов прикроватной тумбочки, за год «съежился» до размера коробки папирос и веса в полкилограмма). Правда, прежде чем мобильные аппараты смогли появиться на массовом рынке, прошло еще три с половиной десятилетия, но и здесь американцы сохранили свой технологический задел: в 1984 году Motorola запустила сотовый телефон в массовое производство (в те времена он стоил умопомрачительные 4000 долларов) и стала ключевым производителем оборудования для появившейся в США связи первого поколения (1G), рассчитанной только на голосовое общение (имелся и потенциал передачи данных, но очень низкий — на уровне до 1,9 килобита в секунду).
Вскоре Америку стали догонять европейские конкуренты: второе поколение сотовой связи (2G) было запущено в 1991 году в Финляндии. Здесь уже можно было не только общаться голосом, но и передавать информацию со скоростью до 14,4 килобита в секунду за счет перехода на более высокие частоты, обладающие лучшими свойствами передачи данных (каждое последующее поколение сотовой связи, в том числе 5G, задействует все более высокий диапазон частот). Начали поднимать голову скандинавские телеком-гиганты — финская Nokia и шведская Ericsson. Третье поколение (3G), где скорость передачи данных составляла от 250 до 10 мегабит в секунду, появилось в 2001 году в Японии.
Американцы взяли реванш при внедрении 4G-технологий. В начале 2010-х годов телеком-операторы США AT&T и Verizon сумели одними из первых в мире создать широкую сеть 4G, которая кардинально улучшила скорость и объемы передачи информации по мобильной связи (скорость до одного гигабита в секунду). Прорывом в области связи оперативно воспользовались такие американские хайтек-гиганты, как Apple, Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Amazon, Netflix и др., которые создали новые сервисы, пользуясь появившейся возможностью быстрого обмена информацией между мобильными гаджетами. Но в конце 2010-х в дверь постучалась связь 5G, которую американская телеком-индустрия встретила прохладно, не угадав в ней коммерческого потенциала.
Перспективный стандарт
Зачем внедрять новое поколение мобильной связи, если текущее, казалось бы, и так обеспечивает высокие скорости передачи данных? Таким вопросом в отношении целесообразности развития 5G задавались не только в США, но и в других странах, в том числе в России. Тем более что в силу ряда особенностей развертывание сетей пятого поколения требует серьезных затрат. В технологиях 5G радиоволна как бы дробится на более мелкие диапазоны (это помогают делать упомянутые выше принципы «полярного кодирования»). В результате станции связи пятого поколения имеют меньший радиус покрытия, чем у четвертого: 0,5–2,5 км против 5–10. К тому же сигнал нового стандарта более чувствителен к помехам и хуже преодолевает препятствия в виде бетонных стен зданий. А значит, в условиях мегаполиса потребуется дополнительное количество базовых станций.