О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – силаИстория

Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

Анна Кречетова

31 января отмечалось 160 лет со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865—1929) – крупнейшего московского фабриканта и купца, мануфактур-советника, организатора и директора Театрального музея, одного из создателей и руководителей Русского театрального общества, попечителя многочисленных комитетов содействия культуре и помощи нуждающимся. Семья Бахрушиных была хорошо известна как среди предпринимателей, так и среди благотворителей и меценатов. Путем жесткой экономии и с помощью создания почти безотходного производства Бахрушиным удалось сколотить огромное состояние на торговле кожевенными и суконными изделиями. Начинали они как прасолы, родом были из Зарайска, откуда в 1821 году и приехали в Москву. Что наиболее удивляет в истории их рода – Бахрушины всегда помнили, что сами происходили из простого звания и не только не презирали бедный люд, но, напротив, помогали ему, много расходуя на благотворительность. О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни – Театрального музея – наш сегодняшний разговор.

Начало

Алексей Александрович Бахрушин происходил из рода знаменитых промышленников и меценатов, который к началу XX века вошел в пятерку богатейших московских купеческих семей наряду с Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Найденовыми.

Как отмечают исследователи, Бахрушины не только участвовали в московской благотворительности, но в большой мере закладывали эту традицию.

В 1882 году братья Петр, Александр и Василий Бахрушины передали более 400 тысяч рублей на учреждение больницы для страдающих неизлечимыми болезнями. Больница была построена в 1887 году на Сокольническом поле. Вскоре в Сокольниках вырос целый городок, где, в частности, были родильный приют, бесплатный детский приют, ремесленная школа и многое другое. Кроме того, Бахрушины строили так называемые «вдовьи дома» – на нынешней Площади Искусств, а также на Софийской набережной (дом 26). Здесь располагались однокомнатные отдельные квартиры, в рабочих комнатах находились в бесплатном пользовании швейные машинки, были две школы – начальная и ремесленная, детский сад, столовая.

Вместе с тем, как и многие богатые люди того времени, Бахрушины были увлеченными коллекционерами. Так, Алексей Петрович Бахрушин (1853— 1905) завещал в 1901 году Историческому музею 25 тысяч экземпляров уникальной коллекции книг, изделий из бронзы, миниатюр, картин.

С другой стороны, по воспоминаниям современников, семья в быту жила вполне скромно. Как пишет С. Т. Коненков, эти купцы и меценаты не просто обходились без излишеств, но более того – имея миллионы рублей дохода, продолжали экономить и считали каждую копейку. Так, рассказывает Коненков, в 1911 году Алексей Александрович на его глазах торговался из‑за 10 копеек с «ванькой» и пошел пешком по весенней слякоти, поскольку извозчик так и не сбавил цену.

Бахрушины отнюдь не походили на известные типажи А. Н. Островского – напротив, образованию, культуре в этой семье уделялось первостепенное значение. Сегодня в архивах сохраняются описи коллекций Алексея Бахрушина, в частности, письма литераторов, которые он бережно собирал. При просмотре этих документов нельзя не отметить понимание коллекционером важности и ценности художественного творчества. Достаточно сказать, что в его ценнейшем собрании хранились письма Я. К. Грота, В. Г. Короленко, К. Д. Кавелина, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, П. Д. Боборыкина…

А. А. Бахрушин

Исследователи отмечают, что важным фактором, сформировавшим интерес А. А. Бахрушина к коллекционированию, было сближение его с двоюродным братом, Алексеем Петровичем. А. П. Бахрушин, в частности, дружил с И. Е. Забелиным, основателем Исторического музея. Дружил он и с В. В. Стасовым, который поощрял его коллекционирование, а также знакомил с литераторами и художниками, которым Алексей Петрович бескорыстно помогал, иногда в буквальном смысле возвращая их к жизни.

Дом А. А. Бахрушина, конец XIX – начало XX века

Театральный музей

С личностью и биографией Алексея Александровича нам помогает знакомиться Светлана Викторовна Семиколенова – заведующая одним из наиболее значимых филиалов Бахрушинского музейного комплекса – московским домом‑музеем А. Н. Островского.

Как рассказывает Светлана Викторовна, безусловно, «главным делом жизни А. А. Бахрушина» стало «создание Театрального музея»: «"Коллекция поражала своим количеством, своими размерами и своим разнообразием, – вспоминал А. И. Южин‑Сумбатов. – …все это уже было накоплено и под­готовлено многолетним ежедневным трудом Алексея Александровича задолго до открытия музея"1. Уже в 1892 году Бахрушин представил свою коллекцию в Вене на международной Музыкальной и театральной выставке. 29 октября 1894, – рассказывает Светлана Викторовна, – собиратель впервые показал свою уникальную театрально‑литературно‑музыкальную коллекцию друзьям, театральной общественности. Этот день считается официальной датой открытия музея».

1. «Воспоминания. Записки. Статьи. Письма» – М‑Л., «Искусство». 1941. С. 508

Сад дома на Лужнецкой улице. Фото 1900-х годов

Давайте обратимся к некоторым экспонатам Музея. Поскольку он сразу был задуман как учреждение просветительское, значительное место здесь занимают предметы, связанные с изучением истории театра.

В Музее хранится, например, дворянская грамота, пожалованная братьям Волковым, портрет Ф. Г. Волкова – копия с оригинала А. П. Лосенко. Авторская (предположительно) копия с портрета И. П. Аргунова Прасковьи Ковалевой‑Жемчуговой. Портрет Е. С. Семеновой кисти Карла Брюллова, портрет В. А. Каратыгина работы В. А. Тропинина. Афиши с фотографиями Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Здесь же – автограф Галины Улановой, где она рассказывает о работе над ролью Марии в «Бахчисарайском фонтане». В Музее хранится портрет С. И. Мамонтова кисти И. Е. Репина, эскизы оперных декораций кисти В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и М. А. Врубеля. Фотографии Ф. И. Шаляпина и его костюм Мефистофеля в «Фаусте» на сцене Мариинского театра (художник А. Я. Головин), а также эскиз костюма Мефистофеля для Мамонтовской частной оперы работы В. Д. Поленова. Один из уникальных экспонатов Музея – Золотой диск, подаренный Шаляпину на 60‑летие английской фирмой «His Master's voice». В частично воссозданном рабочем кабинете Алексея Александровича – слепок с ноги Марии Тальони, афиши Введенского народного дома и русских балетных сезонов Дягилева (последние, в частности, с изображением Т.П. Карсавиной), портрет М. А. Ермоловой и траурная лента с венка, поднесенного от артистов со словами «Другу театра».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
5 ключей к разумному оптимизму 5 ключей к разумному оптимизму

Как видеть в жизни хорошее, не вступая в противоречие со здравым смыслом

Psychologies
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Кислотность Кислотность

Что мы знаем о кислотности желудочного сока?

Maxim
Техника уступила еде Техника уступила еде

Как вырос объем интернет-торговли в России

Ведомости
5 вещей, которые ты стираешь слишком часто 5 вещей, которые ты стираешь слишком часто

Бюстгальтеры, полотенца и другие вещи, которые не нужно так часто стирать

VOICE
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз

Какие механизмы защиты мать-природа предусмотрела у представителей флоры

ТехИнсайдер
Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
«Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи» «Слон во Вселенной. 100 лет в поисках темной материи»

Как дисковые галактики сохраняют устойчивость

N+1
Французский зонтик Французский зонтик

Зачем Франции разворачивать в ФРГ свое ядерное оружие?

Ведомости
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех Женщины для женщин: как Наталья Водянова и Серена Уильямс инвестируют в фемтех

Стартапы в области женского здоровья, в которые инвестируют знаменитые женщины

Forbes
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Свет-оконце Свет-оконце

Сломаем шаблон типичной статьи про китайскую премьеру легкового D-класса

Автопилот
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Попасть в нейросети Попасть в нейросети

Что для дизайнеров ИИ: увлекательная игрушка или удобный инструмент?

SALON-Interior
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов

Дефицит кадров в IT-области до 2030 г. составит примерно 1 млн специалистов

Ведомости
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
Открыть в приложении