О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – силаИстория

Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

Анна Кречетова

31 января отмечалось 160 лет со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865—1929) – крупнейшего московского фабриканта и купца, мануфактур-советника, организатора и директора Театрального музея, одного из создателей и руководителей Русского театрального общества, попечителя многочисленных комитетов содействия культуре и помощи нуждающимся. Семья Бахрушиных была хорошо известна как среди предпринимателей, так и среди благотворителей и меценатов. Путем жесткой экономии и с помощью создания почти безотходного производства Бахрушиным удалось сколотить огромное состояние на торговле кожевенными и суконными изделиями. Начинали они как прасолы, родом были из Зарайска, откуда в 1821 году и приехали в Москву. Что наиболее удивляет в истории их рода – Бахрушины всегда помнили, что сами происходили из простого звания и не только не презирали бедный люд, но, напротив, помогали ему, много расходуя на благотворительность. О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни – Театрального музея – наш сегодняшний разговор.

Начало

Алексей Александрович Бахрушин происходил из рода знаменитых промышленников и меценатов, который к началу XX века вошел в пятерку богатейших московских купеческих семей наряду с Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Найденовыми.

Как отмечают исследователи, Бахрушины не только участвовали в московской благотворительности, но в большой мере закладывали эту традицию.

В 1882 году братья Петр, Александр и Василий Бахрушины передали более 400 тысяч рублей на учреждение больницы для страдающих неизлечимыми болезнями. Больница была построена в 1887 году на Сокольническом поле. Вскоре в Сокольниках вырос целый городок, где, в частности, были родильный приют, бесплатный детский приют, ремесленная школа и многое другое. Кроме того, Бахрушины строили так называемые «вдовьи дома» – на нынешней Площади Искусств, а также на Софийской набережной (дом 26). Здесь располагались однокомнатные отдельные квартиры, в рабочих комнатах находились в бесплатном пользовании швейные машинки, были две школы – начальная и ремесленная, детский сад, столовая.

Вместе с тем, как и многие богатые люди того времени, Бахрушины были увлеченными коллекционерами. Так, Алексей Петрович Бахрушин (1853— 1905) завещал в 1901 году Историческому музею 25 тысяч экземпляров уникальной коллекции книг, изделий из бронзы, миниатюр, картин.

С другой стороны, по воспоминаниям современников, семья в быту жила вполне скромно. Как пишет С. Т. Коненков, эти купцы и меценаты не просто обходились без излишеств, но более того – имея миллионы рублей дохода, продолжали экономить и считали каждую копейку. Так, рассказывает Коненков, в 1911 году Алексей Александрович на его глазах торговался из‑за 10 копеек с «ванькой» и пошел пешком по весенней слякоти, поскольку извозчик так и не сбавил цену.

Бахрушины отнюдь не походили на известные типажи А. Н. Островского – напротив, образованию, культуре в этой семье уделялось первостепенное значение. Сегодня в архивах сохраняются описи коллекций Алексея Бахрушина, в частности, письма литераторов, которые он бережно собирал. При просмотре этих документов нельзя не отметить понимание коллекционером важности и ценности художественного творчества. Достаточно сказать, что в его ценнейшем собрании хранились письма Я. К. Грота, В. Г. Короленко, К. Д. Кавелина, С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, П. Д. Боборыкина…

А. А. Бахрушин

Исследователи отмечают, что важным фактором, сформировавшим интерес А. А. Бахрушина к коллекционированию, было сближение его с двоюродным братом, Алексеем Петровичем. А. П. Бахрушин, в частности, дружил с И. Е. Забелиным, основателем Исторического музея. Дружил он и с В. В. Стасовым, который поощрял его коллекционирование, а также знакомил с литераторами и художниками, которым Алексей Петрович бескорыстно помогал, иногда в буквальном смысле возвращая их к жизни.

Дом А. А. Бахрушина, конец XIX – начало XX века

Театральный музей

С личностью и биографией Алексея Александровича нам помогает знакомиться Светлана Викторовна Семиколенова – заведующая одним из наиболее значимых филиалов Бахрушинского музейного комплекса – московским домом‑музеем А. Н. Островского.

Как рассказывает Светлана Викторовна, безусловно, «главным делом жизни А. А. Бахрушина» стало «создание Театрального музея»: «"Коллекция поражала своим количеством, своими размерами и своим разнообразием, – вспоминал А. И. Южин‑Сумбатов. – …все это уже было накоплено и под­готовлено многолетним ежедневным трудом Алексея Александровича задолго до открытия музея"1. Уже в 1892 году Бахрушин представил свою коллекцию в Вене на международной Музыкальной и театральной выставке. 29 октября 1894, – рассказывает Светлана Викторовна, – собиратель впервые показал свою уникальную театрально‑литературно‑музыкальную коллекцию друзьям, театральной общественности. Этот день считается официальной датой открытия музея».

1. «Воспоминания. Записки. Статьи. Письма» – М‑Л., «Искусство». 1941. С. 508

Сад дома на Лужнецкой улице. Фото 1900-х годов

Давайте обратимся к некоторым экспонатам Музея. Поскольку он сразу был задуман как учреждение просветительское, значительное место здесь занимают предметы, связанные с изучением истории театра.

В Музее хранится, например, дворянская грамота, пожалованная братьям Волковым, портрет Ф. Г. Волкова – копия с оригинала А. П. Лосенко. Авторская (предположительно) копия с портрета И. П. Аргунова Прасковьи Ковалевой‑Жемчуговой. Портрет Е. С. Семеновой кисти Карла Брюллова, портрет В. А. Каратыгина работы В. А. Тропинина. Афиши с фотографиями Анны Павловой и Вацлава Нижинского. Здесь же – автограф Галины Улановой, где она рассказывает о работе над ролью Марии в «Бахчисарайском фонтане». В Музее хранится портрет С. И. Мамонтова кисти И. Е. Репина, эскизы оперных декораций кисти В. Д. Поленова, В. М. Васнецова и М. А. Врубеля. Фотографии Ф. И. Шаляпина и его костюм Мефистофеля в «Фаусте» на сцене Мариинского театра (художник А. Я. Головин), а также эскиз костюма Мефистофеля для Мамонтовской частной оперы работы В. Д. Поленова. Один из уникальных экспонатов Музея – Золотой диск, подаренный Шаляпину на 60‑летие английской фирмой «His Master's voice». В частично воссозданном рабочем кабинете Алексея Александровича – слепок с ноги Марии Тальони, афиши Введенского народного дома и русских балетных сезонов Дягилева (последние, в частности, с изображением Т.П. Карсавиной), портрет М. А. Ермоловой и траурная лента с венка, поднесенного от артистов со словами «Другу театра».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Символ любви Символ любви

Как продлить жизнь букету в вазе

Лиза
Петр Авен и его каталоги Петр Авен и его каталоги

Интервью банкира и коллекционера

СНОБ
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
После падения стены После падения стены

Ключевой разговор насчет объединения Германии состоялся в июле 1990 года

Дилетант
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение Синдром отмены: симптомы, сколько длится, признаки и лечение

Разбираем основные признаки синдрома отмены и сколько он длится

Psychologies
Почему мужчина не отвечает на сообщения: 4 самые распространенные причины Почему мужчина не отвечает на сообщения: 4 самые распространенные причины

Почему мужчина вам не пишет и причем тут гостинг?

Psychologies
Укол в сердце Укол в сердце

Нельзя обидеть – можно обидеться. Так ли это? В чем смысл этого послания?

Psychologies
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Более 1000 музыкантов выпустили «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Inc.
Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога Что делать, если изменил, но хочешь сохранить отношения: случай из практики психолога

Чем можно объяснить неверность? Стоит ли признаваться в ней партнеру?

Psychologies
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Машина для февраля Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Деньги
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБК
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение

Суперсерия-72: как она изменила хоккей

СНОБ
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
Открыть в приложении