Индивидуальная мобилизация
Распространение электросамокатов и прочих новых средств индивидуальной мобильности с электромотором вызывает противоречивую реакцию в обществе. Между тем этот рынок бурно растет, особенно на фоне пандемии, и срочно требует норм регулирования
Пандемия всколыхнула спрос на альтернативные средства передвижения на электрическом ходу: стремясь избегать общественного транспорта, люди все более широко используют электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, электровелосипеды и прочие так называемые средства индивидуальной мобильности (СИМ) на электромоторах. Например, в группе «М.Видео-Эльдорадо» только в июне прирост продаж электрических СИМ составил 25 и 70% в деньгах, по сравнению с июнем прошлого года. Как рассказали «Эксперту» в сети магазинов «Позитроника», спрос на электросамокаты этим летом у них вырос в два раза по сравнению с прошлогодними показателями. Почти втрое скакнул спрос на некоторые виды СИМ и на сайте объявлений «Авито».
Легче, дешевле, функциональнее
Создание первого самоката приписывают каретному мастеру из Германии Михаэлю Кесслеру, который в 1761 году сконструировал «самоходную площадку для передвижения», отдаленно напоминающую современный самокат. В начале прошлого века на самокаты начали устанавливать моторы: первые моторизированные самокаты начала серийно выпускать в 1915 году компания Autoped в Нью-Йорке. Примечательно, что с самого начала на такие самодвижущиеся устройства ставили как компактные двигатели внутреннего сгорания, так и электромоторы (в конструкции Autoped электромотор был встроен в переднее колесо). Однако первые электросамокаты из-за несовершенства свинцовых батарей и электромоторов были тяжелыми, громоздкими и к тому же дорогими. Настоящий прорыв случился в начале 2000-х, когда технологии и появление литий-ионных аккумуляторов позволили делать электросамокаты легкими, быстрыми, с большим запасом хода и при этом доступными по цене.
В последние годы продажи электросамокатов во всем мире переживают бурный рост: по данным Statista, в нынешнем году объем рынка достигнет почти 50 млн единиц, на 47% больше, чем в 2016-м (см. график 1). Россия не отстает от этого тренда. Если в начале 2010-х продажи электросамокатов в стране исчислялись десятками тысяч единиц, то сейчас счет идет на сотни. Например, маркетологи «М.Видео-Эльдорадо» заявляют, что только за первое полугодие текущего года продажи электросамокатов в России уже превысили 100 тыс. единиц.
Мировые продажи электросамоката динамично растут
Помимо электросамокатов распространенные виды электрических СИМ — электрические гироскутеры (платформа с двумя колесами на электрическом приводе без ручки, ноги на которую ставятся параллельно) и моноколеса (движение построено на работе одного колеса, ноги помещаются на подставки, расположенные с двух сторон от него), а также электрические велосипеды. Среди этих устройств электросамокаты занимают доминирующие позиции: по оценкам «М.Видео-Эльдорадо», 77% от общего количества электрических СИМ (в прошлом году было 60%). Гироскутеры и моноколеса сейчас занимают 22%, и их доля снижается. А доля электрических велосипедов сейчас оценивается на уровне одного процента (см. график 2). «Спрос на гироскутеры снижается из-за ограниченного функционала и отсутствия инноваций, а сам сегмент становится нишевым, — говорит Валерия Андреева, руководитель департамента по связям с общественностью группы “М.Видео-Эльдорадо”. — Их приобретают преимущественно в качестве подарка детям или подросткам для развлечения в парках. Моноколеса для взрослых пользователей работают по тому же принципу, что и гироскутеры, но отличаются повышенной маневренностью и проходимостью, более высокой скоростью и емкостью аккумулятора. В этом сегменте расширяется ассортимент более доступных моделей для прогулок. Что же касается электровелосипедов, то это перспективный сегмент, который будет все более востребован в ближайшие годы».
Электросамокаты доминируют на рынке электрических СИМ
Рост популярности электросамокатов связан с тем, что растут их потребительские характеристики: средний вес электросамоката сейчас составляет подъемные 8–15 кг, а от одной зарядки на таких устройствах можно проезжать 20–40 км. «Электросамокаты не много весят, заряда хватает на несколько часов езды, и даже если аккумулятор разрядится, им можно пользоваться как обычным, отталкиваясь ногой от земли. Еще один плюс электрических самокатов и других СИМ — возможность передвигаться в городе без пробок. Кроме того, электросамокаты работают от электричества, а значит, не требуют заправки бензином. Это в разы экономнее, чем использовать автомобиль, чтобы проехать расстояние в десять километров. И о проблемах с парковкой можно забыть: если у человека есть собственный СИМ, его без труда можно оставить в квартире или офисе», — говорит Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.
При развитии своего функционала электросамокаты снижаются в цене: если еще два-три года назад она начиналась с 30–40 тыс. рублей, то в этом году электросамокат начального уровня можно приобрести за 15–18 тыс. рублей. Что касается марок, то доминирование на рынке электрических СИМ прочно заняли китайцы (российские компании предпринимают попытки выйти на этот рынок, но в основном они пытаются развивать свою собственную марку, делая электросамокаты из китайских комплектующих. Например, в Москве так производят самокаты под российским брендом Reactive). Среди наиболее распространенных электросамокатов продавцы называют марки Хiaomi, IconBIT, Mizar, Tribe, Ninebot, Cactus и Digma. «Динамичному развитию сегмента электросамокатов способствует расширение ассортимента, растущая доступность технологий и появление новых модификаций, которые востребованы для различных сценариев использования, — продолжает Валерия Андреева. — Так, кроме городских моделей россиян заинтересовали электросамокаты с большими надувными колесами для комфортного передвижения по дорогам с неровной поверхностью и самокаты с седлами для перемещения сидя. Позитивную динамику продемонстрировали и модели для детей. Их вес составляет четыре-пять килограммов, они выдерживают нагрузку до 50 килограммов и развивают скорость до шести километров в час; детские модели также имеют целый ряд функций для безопасного использования».
Самокатный шеринг
Росту спроса на электрические СИМ, особенно в период пандемии, способствовал и повышенный спрос со стороны корпоративных покупателей. Так, курьеры при доставке товаров все больше пользуются электросамокатами. А наиболее перспективное направление сегодня — использование электросамокатов и других СИМ в услугах проката. По прогнозам McKinsey, к 2030 году глобальный объем услуг шеринга в сфере так называемой микромобильности достигнет 500 млрд долларов, из них 200–300 млрд будет приходиться на США, 100–150 млрд — на Европу и 50 млрд — на Китай.
В мире уже в общей сложности насчитывается свыше сотни заметных компаний, которые развивают свою деятельность в сфере услуг электросамокатного шеринга — например, заметной компанией стал сервис Lime, инвестором которого выступает Uber. Агрессивно на этом рынке ведут себя также такие компании, как Link, Pony, Tier, Bird, Razor, Veo, Helbiz, Wheels. Работают они по принципу каршеринга, когда пользователь с помощью специального приложения на смартфоне платит поминутно за пользование самокатом, при этом в некоторых случаях самокат нужно вернуть или на одну из парковочных станций, или же просто, как и автомобиль, оставить гденибудь в городе.
В России последние несколько лет рынок шеринга СИМ тоже динамично развивается. Например, в Москве прокат электросамокатов появился еще в 2018-м, и только в текущем году столичные власти стали говорить о планах увеличить число электросамокатов в прокате с 2600 до 6000 единиц. «По нашим оценкам, сейчас в системах шеринга в России насчитывается более 200 тысяч зарегистрированных пользователей, — рассказала “Эксперту” Екатерина Полежаева, генеральный директор консалтинговой компании Datastata CIS. — В России уже реализовано пять крупных инвестиционных проектов в секторе СИМ, общий объем инвестиций составил более миллиарда рублей».
Крупными операторами СИМ-шеринга в России являются такие компании, как You Drive, Whoosh, Samocat, Ecoway, которые работают в ряде крупных российских городов. На растущий рынок этих услуг пытаются пробиться и новые компании: например, в начале июля о выходе на рынок Москвы объявила компания Urent, которая уже успешно развивает этот сервис в Сочи и Краснодаре и, по официальным заявлениям, вложила в этот проект 150 млн рублей.
Динамичное развитие модели проката электрических самокатов объясняется низкой ценой входа в этот бизнес, а также довольно быстрой окупаемостью. По подсчетам специалистов McKinsey, в среднем в мире один электрический самокат для проката сейчас обходится шеринговой компании в 400 долларов, это гораздо дешевле, чем, скажем, приобрести автомобиль. При этом поездка в среднем стоит 0,15 доллара в минуту, длится в среднем 18 минут, то есть средняя цена поездки составляет 2,7 доллара. В среднем один самокат используется пять раз в день, это значит, что ежедневная выручка с одного самоката — 13,5 доллара. По подсчетам McKinsey, с учетом текущих затрат каждый электросамокат окупается в течение 114 дней, или менее чем за четыре месяца.
В российских условиях бизнес по прокату электросамокатов имеет потенциал, но с оглядкой на определенные риски, прежде всего связанные с сезонностью. «Стоимость самостоятельного запуска проекта или оформления франшизы варьируется от 600 тысяч до одного-двух миллионов рублей, — подсчитывает Алексей Тузов. — Пожалуй, основной риск такого проекта — зависимость прибыли от сезона. Аренда самокатов востребована в основном весной и летом. Сейчас на рынке действует не так много компаний по аренде самокатов, поэтому вливаться в эту нишу необходимо как можно быстрее. В ближайшее время услуги аренды самокатов и других средств мобильности будут пользоваться спросом, несмотря на сезонность бизнеса, так что в перспективе бизнесменам целесообразно постепенно запускать подобные проекты, причем не только в Москве и Петербурге, но и в других крупных городах России».
Сами участники рынка самокатного шеринга подтверждают большой спрос на свои услуги. «После режима самоизоляции был невероятный спрос на самокаты, честно говоря, иногда мы не справлялись, просто не успевали их заряжать, — рассказал “Эксперту” Дмитрий Чуйко, основатель проката электросамокатов Whoosh. — Сейчас мы работаем в десяти городах, наш парк насчитывает более десяти тысяч электросамокатов. В ближайшее время мы планируем и дальше масштабировать наш проект. Когда мы запускаем новый город, мы видим, что сначала люди гуляют на самокатах, а потом начинают ездить на них на работу, по делам и так далее — более длинные поездки в выходные сменяются короткими и частыми поездками в будни. По нашей оценке, рынок шеринга средств микромобильности в России к 2025 году достигнет четырех-восьми миллиардов долларов».
Аренда самокатов в России чуть дешевле, чем в среднем по миру: единоразово за старт поездки пользователь должен заплатить 25–50 рублей, а дальше пять рублей в минуту. Если взять, как и в мировой практике, среднюю продолжительность поездки в 18 минут, то выручка с одной такой поездки составит 1,9 доллара (при 2,7 в среднем по миру).
«Неуправляемый снаряд»
В целом, по оценкам мировых специалистов по урбанистике и городскому транспорту, использование индивидуальных средств электрической мобильности позитивно влияет на развитие транспортных потоков современных мегаполисов, а также на их экологичность. «Более четверти всего мирового населения сейчас живет в городах с населением свыше миллиона человек, и движение автомобильного трафика в большинстве из них крайне затруднено, — говорится в исследовании McKinsey. — Использование средств микромобильности позволяет повысить среднюю скорость передвижения по городу, решает проблему парковок, снижает стоимость владения транспортными средствами и, наконец, положительно влияет на здоровье за счет нахождения на воздухе».
В связи с этим развитие электрических СИМ официально поддерживается властями крупных городов, в том числе в России. Однако у этого вида транспорта есть и обратная сторона: прежде всего жители городов возмущены беспардонным поведением их пользователей, когда люди на электросамокатах носятся по пешеходным зонам, подвергая опасности как окружающих, так и самих себя. Каждый год в крупных городах, в том числе в России, фиксируются сотни инцидентов с участием электрических СИМ, в результате чего их участники получают серьезные травмы. Согласно исследованию Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чаще всего пользователи электрических СИМ страдают от падений, столкновения с различными объектами или движущимися транспортными средствами, при этом самые распространенные травмы в результате таких происшествий — переломы костей (40%), травмы головы (31,7%), порезы, растяжения и ушибы (22,7%).
Современная конструкция электросамокатов позволяет некоторым моделям разгоняться до скорости свыше 60 и даже 80 км/ч. «Представьте, что вы летите на такой скорости и на перекрестке из парка выходит молодая мама с коляской. На такой скорости сложно совершить маневр, и это может привести к трагедии, достаточно небольшого камня на пути либо отсутствующей тротуарной плитки — и вы превращаетесь в летящий снаряд, — говорит Сергей Антонов, генеральный директор компании Golden Motor (поставки комплектующих для электротранспорта). — А на некоторых моделях электрических СИМ, например на моноколесе, может вдруг выйти из строя, скажем, блок управления стабилизацией, в этом случае пользователь теряет управление и падает чаще всего затылком об асфальт и рискует попасть под колеса автомобиля».
Большая проблема безопасности электрических СИМ — отсутствие норм, регулирующих их использование. В прошлом году Министерство транспорта РФ предложило внести понятие СИМ в правила дорожного движения, однако до сих пор это предложение осталось на бумаге. «В настоящее время средства индивидуальной мобильности никак не регулируются с точки зрения правил дорожного движения и все передвигающиеся на них лица приравнены к пешеходам, — говорит Роман Рогизный, начальник департамента юридических услуг компании “Юрист Сосед”. — Отсутствие правового регулирования приводит к тому, что лица, управляющие СИМ, не обязаны надевать шлем, не обязаны получать водительское удостоверение и могут управлять ими в состоянии опьянения, то есть сложилась ситуация, что правовое регулирование сильно отстает от технического прогресса в сфере средств индивидуальной мобильности».
В мире регулирование электрических СИМ идет по несколько ключевым направлениям: во-первых, в крупных городах развивают сеть велосипедных дорожек, куда разрешают выезжать СИМ, во-вторых, стремятся вводить в обязательном порядке использование шлемов и других элементов защиты, наконец, активно обсуждается необходимость обязательного ограничения скорости на всех продающихся электросамокатах — до более безопасной отметки 20 км/ч. Например, в Германии с прошлого года на электросамокатах нельзя ездить по тротуарам и пешеходным зонам, можно передвигаться только на сертифицированной модели этого СИМ, имея при себе страховку; полиция также строго следит за тем, чтобы на электросамокатах не передвигались в состоянии алкогольного опьянения. И за нарушение этих правил предусмотрены штрафы от 30 до 1500 евро.
Фото: Matteo Corner/Lapresse Via Zuma Press/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl