Во времена поголовного онлайн-присутствия личный бренд есть практически у всех

ForbesБизнес

Темная сторона погони за славой. Как обман и мистификация оборачиваются крахом репутации

Во времена поголовного онлайн-присутствия личный бренд есть практически у всех. И вопрос не в том, как его создать, а как им грамотно управлять, не пытаясь подменить искусственным образом реальную личность. Обманы все чаще вскрываются: желание казаться, а не быть миллиардером, разоблачают, а карьеру, построенную на лжи, выносят на суд общественности

Марина Соболева

Фото Getty Images

Брендинг как система формировался на западной почве с XIX века. Но именно на XX век, согласно концепции футуролога Элвина Тоффлера, пришлась третья волна цивилизации – информационная. В эту постиндустриальную инфосферу свежим вихрем ворвался концепция личного бренда, предложенная в 1997 году Томом Питерсом в колонке под названием The Brand Called You. Персональный бренд — насколько он актуален 23 года спустя?

Кто наверняка успешно монетизировал личный бренд — это сам Том Питерс. Он развил карьеру управленческого консультанта мирового уровня, в том числе среди первых призывая отречься от должностных категорий и перечня обязанностей — с целью развивать корпорацию Me Inc.

Только у Питерса за плечами были MBA, Стэнфордский университет, ВМС США, международная консалтинговая компания McKinsey. И вряд ли это совсем ничего не значит в стратегии развития успешного предприятия Me Inc.

Важно представить и то, в какой среде формировалась идея колонки Питерса The Brand Called You — время, когда еще активно конкурировали браузеры Netscape и Internet Explorer, а число регулярных пользователей в интернете едва достигало четверти населения Земли. Время, когда информационное пространство фактически принадлежало корпорациям, компаниям-гигантам — на тот момент бренд имени самого себя был достаточно громким вызовом.

Однако во время всеобщей «интернетизации» личный бренд есть практически у всех. И вопрос, на самом деле, не в том, как его создать — а как им грамотно управлять, не пытаясь подменить искусственным образом реальную личность.

Почему это важно

Репутация — один из самых сильных нематериальных активов. Согласно исследованию BDO, ухудшение имиджа бренда стало первым в списке опасений бизнеса в 2019 году. Одной из причин респонденты признали то, что аудитория не всегда способна различить реальное положение дел и нагнетание ситуации за невыгодными сообщениями в инфопространстве.

Мы уже можем наблюдать, как репутацию компании мечты в момент обрушивают забастовки сотрудников. Репутационный рейтинг Amazon на фоне противоречивой информации о рабочей среде, корпоративных принципах управления и стиле руководства — стремительно падает еще с 2019 года. Согласно Global RepTrak™ 100 от 2020 года — Amazon на 56 месте в рейтинге. Прежде компания с высокой в глазах общественности корпоративной ответственностью два года подряд удерживала позиции в топ-10. Пожалуй, единственное, что страхует компанию — фактическая монополия на американском рынке.

Отдельные люди прощаются с репутацией подчас более чем занимательно. По всей видимости, рассчитывая на все тот же «баг» аудитории: сложность с определением, где правда, а где ложь.

Желание казаться, а не быть миллиардером с шумом разоблачают, исключая фигуранта из рейтингов. Кайли Дженнер и, возможно, все семейство Кардашьян годами раздували масштабы, а также успех бизнеса. Поддельные налоговые декларации помогли Дженнер совершить крупную сделку с бьюти-корпорацией Coty, а также получить место в рейтинге богатейших женщин селф-мейд американской версии Forbes.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении