#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих
Многим людям приходилось сталкиваться со стереотипами и предрассудками, основанными на внешнем виде. Рассказываем, почему некоторые автоматически судят о личности по физической красоте и к каким заблуждениям это приводит.
Что такое лукизм
Лукизм — это дискриминация по внешности. Бодипозитив в последние годы стал важной частью жизни. Многие наконец научились любить себя и свое тело, принимать неисправимые недостатки и избавляться от комплексов, которые с ними связаны. На этой волне стало очевидно, что все люди разные и нельзя относиться к человеку с предрассудками, ориентируясь только на внешность. Тем не менее фраза «встречают по одежке» по-прежнему актуальна. Дискриминация по внешним признакам может быть неосознанной: у большинства людей красота с детства ассоциируется с чем-то правильным и хорошим, в то время как изъяны провоцируют негативные реакции.
Внешность ни на что не влияет
Если вам кажется, что от внешности в современном мире ничего не зависит и дискриминации не существует, ознакомьтесь с исследованиями доктора психологических наук Алана Файнгольда. Он долгое время изучал, как привлекательность человека влияет на отношение окружающих. В целях эксперимента ученый организовывал постановочные судебные процессы с участием присяжных. Файнгольд представлял им двух ненастоящих обвиняемых, якобы совершивших одни и те же преступления при аналогичном семейном статусе и положении в обществе. Один из актеров был внешне привлекателен, другой отличался отталкивающей либо невыразительной внешностью. Выяснилось, что красивым людям выносили более мягкие приговоры.
Откуда берутся стереотипы
Ученые Даниэль Хамермеш и Джефф Биддл годами работали над изучением того, как стандарты красоты варьируются в зависимости от культуры [2]. Например, японские женщины стремятся сделать глаза большими, а представители племени убунгу — максимально растянуть нижнюю губу тяжелыми украшениями. Помимо территориальных критериев, представления о привлекательности меняются с годами. В 1891 году компания Ritter & Co. продавала добавку для набора веса Fat-Ten-U Foods, потому что худоба считалась некрасивой. В 2002 году американские маркетологи запустили продукт Slim Fast для борьбы с лишним весом.
Хамермеш и Биддл утверждают, что стандарты красоты в обществе меняются очень медленно, при этом они едины для всех. В одном из экспериментов ученые попросили людей в возрасте от 7 до 50 лет оценить привлекательность нескольких человек на фото. Ответы совпадали независимо от возраста и пола респондентов.