Импорт: хороший, плохой, твой
Российская промышленность менее зависима от импорта, чем промышленность большинства стран Запада
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ВЭБа и фонда «Сколково» представили итоги исследования импортозамещения в России, которое охватывает период с 2000-х годов и до настоящего времени. Аналитики пришли к выводу, что для успешного снижения зависимости от импорта необходимо определить, какую продукцию в первую очередь стоит производить в России, обеспечить научное сотрудничество, гарантировать предсказуемость государственной политики и оказывать поддержку бизнесу. Итоги исследования «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра» были представлены на площадке МИА «Россия сегодня».
Импорт не зло
В ходе работы были проанализированы лучшие практики импортозамещения в 18 отраслях промышленности. По мнению исследователей, Россия занимает достойные позиции по уровню импорта в экономике. В частности, по состоянию на 2018 год промышленный комплекс РФ зависел от импортной продукции на 39%. Это вдвое меньше, чем в странах Прибалтики, в полтора раза меньше, чем в Канаде и Австралии, и в целом сопоставимо с уровнем США и Индии. С тех пор доля импорта только снижалась. «Плох не импорт. Недостаток — это когда есть импортозависимость. То есть вы не можете от него отказаться, у вас нет альтернатив в выборе импорта. Все страны в той или иной мере что-то импортируют», — рассказал директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев.
Наиболее успешным примером импортозамещения стал агропромышленный комплекс (АПК). По мнению исследователей, таких результатов удалось добиться благодаря последовательной и комплексной политике государства, доступности необходимых технологий, взаимодействию с бизнес-сообществом и участию в глобальных и национальных цепочках создания стоимости. Высоких показателей достигли также в деревообработке. Производители со своей продукцией вышли на экспорт и поставляют российскую фанеру и ДСП за рубеж.
Ситуация с уровнем импорта отличается по отраслям, поэтому имеет смысл комбинировать различные подходы к замещению зарубежной продукции, считает Юрий Симачев. Всего исследователи предлагают семь стратегий развития, которые базируются на трех ресурсах — производственных мощностях, человеческом капитале и технологиях.
Например, для авиастроения и электроники важен доступ к технологиям, поэтому ученые предлагают активировать НИОКР. Это поможет мобилизовать усилия для развития отечественных технологий. А в легкой промышленности важно локализовать производства, значит, необходимо создавать инфраструктуру и развивать человеческий капитал. В ряде случаев возможно использовать принудительное лицензирование — такие механизмы применяются в фармотрасли для сдерживания конкуренции с зарубежными брендами. Не стоит исключать и вариант отступления от технологического уровня: временно перейти от технологий первого уровня на второй, считают в ВШЭ.
«Необходимо определить приоритеты: ресурсов на все не хватит, это контрпродуктивно. Требуется обеспечивать научно-технологическое взаимодействие с другими странами, выстраивать новые партнерства. Открытая модель импортозамещения важна: именно экспорт является признаком конкурентоспособности. Для бизнеса важна предсказуемость государственной политики, потому что все проекты имеют стоимость и длительность. Важен предпринимательский климат и поощрение конкуренции. Следование этим принципам создаст дополнительные предпосылки к успешной политике импортозамещения», — резюмировал Юрий Симачев.
Результаты последовательной политики
Представители бизнеса подтвердили, что политика импортозамещения, которая ведется в стране с 2014 года, а фактически с начала 2000-х, уже дала свои плоды.
«Мы на сто процентов заместили семена базовых культур: пшеницу, ячмень. Эта динамика продолжается по другим культурам: по подсолнечнику, по кукурузе, по сое. Вторым достижением считается базовая техника — это комбайны и тракторы “Ростсельмаша” и Петербургского тракторного завода. Отличное качество. Последние три года выходим только на эту технику: соотношение “цена — качество — производительность” нас вполне устраивает», — говорит председатель совета директоров агрохолдинга «Степь» Али Узденов. Он отметил, что пока есть отставание по средствам обработки почвы, посевных комплексов, но в компании уже нашли подрядчиков среди представителей малого и среднего бизнеса.
В производстве тепловозов и паровозов тоже удалось добиться высоких показателей, рассказал первый заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Морозов. Не последнюю роль в этом сыграла переориентация поставок на восточные полигоны и в порты Дальнего Востока: Российским железным дорогам потребовалось большее число потоков для перевозки. Более того, по прогнозам, эти объемы будут ежегодно расти более чем на 10%. По словам Александра Морозова, по итогам 2022 года объемы отгрузки локомотивов превысили показатели 2021-го. Рост ожидается и по итогам 2023 года.
«Трансмашхолдинг обеспечивает РЖД и локомотивами, и тепловозами, и электровозами. Наша новая модель электровозов “Ермак” сегодня хит. По сути, мы обеспечиваем инфраструктуру работы Российских железных дорог абсолютно новыми машинами, полностью локализуемыми. И в 2022 году у нас такая техника уже была», — подчеркнул Морозов.
По словам гендиректора компании «Топ Системы» Сергея Кураксина, технологическая отрасль получает беспрецедентную поддержку со стороны правительства. «И налоговые преференции, и внимание к проектам, и импортозамещение. Сегодня все это есть», — сказал он и добавил, что пока актуальным остается вопрос подготовки квалифицированных специалистов, которых не хватает.
По мнению директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, последовательная политика по импортозамещению помогла в 2022 году добиться более позитивных, чем ожидали многие эксперты, экономических результатов. «Как показывает практика последних пятнадцати лет, там, где концентрируются усилия бизнеса, государства и выстроены адекватные механизмы финансирования, везде, где мы такую политику проводили, был успех. Причем успех и в АПК, и в оборонном комплексе, и в бизнесе — черной металлургии, химическом производстве», — пояснил он.
Оперативнее всего решить вопрос с поиском новых партнеров у российских предприятий вышло в части поставок сырья, материалов и комплектующих, поделилась данными опроса членов РСПП вице-президент Союза Мария Глухова. При этом в том, что касается оборудования — более сложного компонента, ситуация отличается. Треть машин, которые ушли с рынка, удалось заместить за счет российских аналогов, 40% приходится на поставщиков из дружественных стран, а 20% — новые поставщики из недружественных юрисдикций. «За год заместить треть оборудования российскими поставщиками — это колоссальный, очень позитивный результат», — считает она.
Предприятия в условиях санкций чаще обращались за помощью в профильные институты, среди которых Фонд развития промышленности (ФРП) и Российский экспортный центр (РЭЦ). «Для бизнеса экспорт — это действительно мерило конкурентоспособности. У бизнеса высокий спрос на меры поддержки экспорта. Предприниматели видят готовность государства поддерживать их работу, и бизнес с большей охотой входит в сложный проект импортозамещения и готов его реализовывать», — добавила Мария Глухова.
Фонд развития промышленности за последние восемь лет помог реализовать более 500 проектов почти на 600 млрд рублей, рассказал главный экономист ВЭБ.РФ, куда входит ФРП, Андрей Клепач. «Узкое место для многих продуктов, которые мы давно производим: база комплектующих — импортная. Тема комплектующих сейчас наиболее важная с точки зрения импортозамещения», — считает экономист. При этом отдельным предприятиям удается добиться успехов в этом вопросе. Например, отечественные пассажирские самолеты Sukhoi Superjet 100 сейчас проходят новый жизненный цикл: если раньше они собирались на 70% из иностранных комплектующих, то новая линейка будет с российскими двигателями, добавил Клепач.
В целом по итогам исследования аналитики пришли к выводу, что России за последние годы удалось добиться заметных результатов в снижении зависимости от импорта. Поэтому в 2022 году бизнес смог быстро адаптироваться к необходимости смены логистических цепочек. Предприниматели оперативно нашли новых партнеров внутри страны и в дружественных юрисдикциях. «Иногда процессы импортозамещения оказываются очень быстрыми. В 2022 году неожиданно стали находиться партнеры среди российских компаний, которые при помощи тех же технологий расширили ассортимент продукции», — рассказал Юрий Симачев. Наибольший потенциал для новых бизнес-коллабораций находится в сфере малого и среднего предпринимательства, добавил он.
Тем не менее, считает Юрий Симачев, «в самое ближайшее время маловероятно, что мы полностью заместим поток иностранных инвестиций, но это не означает, что этим не надо заниматься».
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl