«Мы в любом случае настроены на собственное производство»
Текстильная компания «Нордтекс» решила вернуть прядильное производство в Россию. Однако она делает ставку не на традиционный хлопок, а на создание универсальной фабрики-лаборатории, позволяющей производить сложную смесовую пряжу для современных тканей

Строить свои производства или завозить импорт из Азии? Строить фабрику в России или в Индии или Китае? Несмотря на сегодняшний алармизм по поводу провала импортозамещения, на эти вопросы до сих пор нет ответов во многих гражданских отраслях. Судя по деловой активности и решениям (или «нерешениям») чиновников, часа весов склоняется в пользу импорта и инвестиций в зарубежные активы. Ни по одной из отраслей, где зависимость от импорта велика, пока не предложено ясного стратегического решения: да, мы развиваем эту отрасль внутри страны, и вот такой дальше план.
Легпром — один из первых в этом списке «подвисших» отраслей. И спрос сейчас огромный на отечественную одежду и обувь, и мировые бренды освободили рынок, и в торговых центрах много вакантных площадей, однако, как оказалось, бизнес по многим причинам не готов инвестировать в промышленные активы — текстильные и швейные фабрики, предприятия по производству фурнитуры и комплектующих. На маленьком российском рынке инвестиции в производство не окупятся — нужен экспорт; в Азии производство создать быстрее и легче — там есть вся инфраструктура; государство стимулирует импорт — так зачем нам строить? мы будем конкурировать не с отдельными азиатскими и турецкими производителями, а с целыми странами, которые поддерживают и развивают свой легпром. По этим аргументам предпринимателей очевидно: в очередной раз ждать, что «рынок сейчас сам все наладит», не приходится.
Тем интереснее сегодня компании, которые давно и методично инвестируют в промышленные активы в легпроме. «Нордтекс» — старожил российского текстильного рынка. За 30 лет своего существования компания прошла через все экономические и отраслевые кризисы и на каждом этапе своего развития принимала решение в пользу инвестиций в перспективные направления.
Начав в середине 1990-х с активной консолидации текстильных активов, в 2000-х компании удалось создать производство домашнего текстиля полного цикла — от прядения до готовой продукции. После того как в 2013 году, не выдержав конкуренции с узбекскими переработчиками, «Нордтекс» вынужден был закрыть свои прядильные мощности, он переключился на развитие, в том числе на освободившихся площадях, индустриального парка «Родники». Параллельно компания стала активно развивать производство тканей и спецодежды для корпоративных заказчиков, инвестировать в качество тканей для домашнего текстиля. Сегодня «Нордтекс» решил вновь запустить прядильную фабрику, чтобы производить сложные нити для востребованных смесовых тканей. Все эти годы «Нордтекс» демонстрирует уникальную для инертного и капиталоемкого легпрома способность к трансформациям. О том, как и почему компания всегда делает ставку на инвестиции, «Эксперту» рассказал председатель совета директоров «Нордтекс» Юрий Яблоков.
Компания «Нордтекс» (до 2006 года — холдинг «Яковлевский») образована в 1992 году, ее учредители — Юрий Яблоков и Александр Ушаков. Основные направления деятельности — производство и дистрибуция текстильной продукции: тканей для специальной одежды, готовой спецодежды, домашнего текстиля. Активы компании — пять предприятий в Ивановской области («Самойловский текстиль» — отделка тканей для домашнего текстиля; «Родники-текстиль» — производство тканей для домашнего текстиля, спецодежды, производство махровых изделий, штор; Фабрика им. Шагова — производство суровья для различных видов тканей; «Прогресс» — пошив и упаковка домашнего текстиля, производство мягкого инвентаря; Швейное объединение — пять швейных предприятий, пошив спецодежды). Клиентами компании по спецтканям и спецодежде являются такие компании, как «ЛУКойл», «Сибур», «Росатом», РЖД, «Аэрофлот», «Мечел» и другие. Домашний текстиль заказывают «Ашан», «О’кей», «Лента», «Перекресток», «Азбука вкуса», «Аскона», «Твой дом» и другие ретейлеры. Основные бренды постельного белья — Verossa (стоимость комплекта постельного белья в среднем 5500 рублей), «Волшебная ночь» (3000 рублей за комплект в среднем), «Самойловский текстиль» (от 2000 рублей), «Облачко» (1800 рублей), специальный e-commerce бренд — Love me (от 4000 рублей за комплект). В компании работают 2800 сотрудников. Запланированная выручка от продаж в 2022 году — 10 млрд рублей.
— Легпром, как и многие другие отрасли сегодня, на пике турбулентности. Сказывается зависимость от импортного сырья и оборудования, последствия ухода международных фешен-компаний с российского рынка, рост военных заказов на амуницию, активизация российских швейников и многое другое. Ваша компания работает в разных рыночных нишах. Как на ваш бизнес влияют происходящие вокруг изменения?
— Давайте начнем с тканей. Производство тканей для спецодежды занимает в структуре нашей выручки 50 процентов. Готовая спецодежда — 10–12 процентов, остальное — домашний текстиль. В отношении спецтканей я не могу сказать, что спрос критически изменился по нашим обычным клиентам. Мы делаем ткани для швейных производителей, которые выиграли тендеры на поставку спецодежды в корпорации. Наиболее крупные клиенты — «Восток-Сервис» и «Техноавиа». Спрос с их стороны и наши объемы для них из года в год растут. В этом году происходит примерно то же самое.
Принципиально изменилась ситуация с военными заказами на обеспечение армии и других силовых структур. На рынке есть лидеры в этом направлении — «Чайковский текстиль» и компания БТК, мы в этом сегменте работаем мало. Но сейчас спрос резко увеличился, и мы получаем определенное количество заказов на производство тканей для силовых структур, объемы работы в этом сегменте выросли в разы, но они у нас в принципе были невелики. В целом загрузка сейчас близка к максимальной. Последнее время она у нас всегда такая. Мы каждый год вкладываем большие средства в расширение мощностей, модернизацию оборудования. И поэтому последние пять лет нам удавалось расти в среднем на 20–25 процентов ежегодно. Думаю, что так же будет и в этом году.
— А качество продукта меняется? Пришлось ли вам менять поставщиков?
— Что касается качества, то критическим моментом был февраль–март, когда большое количество европейских поставщиков химии отказались от дальнейших поставок. Некоторые даже деньги не хотели возвращать, полученные в качестве предоплаты.
Сейчас сто процентов поставок из Европы мы заместили продукцией из Китая, Средней Азии, Индии и Турции. В подавляющем большинстве без потери качества. Были курьезные моменты, когда, начав использовать китайскую огнезащитную пропитку, мы увидели, что она полностью соответствует пропитке, которая ранее поставлялась нам под известным европейским брендом. Мы выяснили, что этот европейский бренд уже много лет сам покупает продукцию у китайского производителя. В итоге мы снизили стоимость покупки этой пропитки в два раза.
— Возникли же и логистические проблемы?
— Да, но логистические компании достаточно быстро адаптировались. И мы тоже. И если в марте я ежедневно мониторил ситуацию с поставкой химии, то сейчас все проблемы решаются на уровне ответственных исполнителей.

Спецодежда тянет инновации
— Какие переделы вы сейчас охватываете — текстильное производство, отделка? Вы анонсировали создание прядильной фабрики, что сейчас с этим проектом?
— Прядильного производства у нас пока нет. Мы начали строительство прядильной фабрики. Я рассчитываю, что в 2023 году мы ее построим. Должны были, по графику, начать получать оборудование в ноябре этого года, но в феврале одна из компаний — европейский поставщик прядильного оборудования — отказалась от поставок. И только в сентябре мы смогли вернуть свои деньги обратно — больше полугода с ними бодались. В итоге мы сейчас переориентируемся на поставки оборудования из Юго-Восточной Азии. И я рассчитываю, что к лету 2023 года мы его получим. Поэтому пока у нас производственный цикл начинается с ткачества, затем идет отделка. И дальше мы либо продаем готовую ткань, либо шьем спецодежду, постельное белье и другой домашний текстиль.
— Прядильное оборудование покупаете для производства хлопковой пряжи?
— Нет, мы пытаемся сделать фабрику-лабораторию. У нас стоит задача создать максимально универсальное и гибкое производство, на котором мы могли бы делать большое количество различных видов пряжи, начиная с хлопкополиэфирных, полиэфирно-вискозных, полиамидных, арамидных нитей и заканчивая пряжей с сердечником, например с вложением лайкры, с вложением полиэстерного либо арамидного сердечника и так далее. То есть самые различные варианты пряжи, которые возможны. К сожалению, с переходом с европейского оборудования на азиатское я пока не знаю, что из этих планов удастся реализовать. Надо признать, что европейцы пока впереди в создании оборудования для сложных видов пряжи. И сейчас мы будем исходить из того, что получится. Хлопковую пряжу мы тоже планируем производить, но хитрую — так называемую Siro-пряжу. Это специальный способ прядения для махровых изделий. Пряжа получается более мягкая и пушистая.
— Новое прядильное оборудование вам нужно для спецтканей или для домашнего текстиля?
— Процентов на 70–80 оно будет использоваться для специальных тканей.