Поймай меня, если сможешь: как ретейл внедряет спорную технологию распознавания лиц
Распознавание лиц и эмоций ― один из самых обсуждаемых технологических трендов в сфере ретейла. Американский Forbes рассказывает о том, что эта технология может дать продавцам и почему она вызывает много споров
Macy’s, Bloomingdale’s и дюжина других крупных ретейлеров тайно пользуются спорной технологией по распознаванию лиц, чтобы бороться с ростом числа грабежей и других скоординированных атак.
Это часть более масштабного проекта по превращению уже существующих камер безопасности ― вездесущих неприметных устройств, записывающих тысячи часов преимущественно бесполезного видеоматериала ― в более сложную систему наблюдения на основе искусственного интеллекта. Она автоматически идентифицируют людей, номерные знаки и другую информацию, которая может пригодиться для предупреждения сотрудников о надвигающейся угрозе и привлечения нарушителей к ответственности.
«Сейчас очень важно использовать искусственный интеллект, ― заявляет Рид Хейс, директор Исследовательского совета по предотвращению ущерба (Loss Prevention Research Council). ― В любом случае у розничных продавцов камеры повсюду»».
Технология снова набирает популярность на фоне растущей волны краж и нападений, в особенности из-за организованных преступных группировок, крадущих и перепродающих товар онлайн на миллионы долларов. По данным Национальной федерации розничной торговли США (National Retail Federation), с 2015 года масштабы организованной преступности в этой сфере выросли на 60%, причем в 2021-м об увеличении числа преступлений сообщили почти 70% ретейлеров. Согласно оценкам Ассоциации руководителей розничной сферы (Retail Industry Leaders Association) и американской коалиции «Покупаем безопасно» (Buy Safe America Coalition), ежегодно у ретейлеров США крадут продукции на $69 млрд, или 1,5% от общего объема продаж. Для Соединенных Штатов 2020 год стал в этом отношении рекордным: во время ограблений и иных происшествий с применением насилия в сфере розничной торговли было убито 523 человека, включая 256 покупателей и 139 сотрудников.
В прошлом месяце федеральные власти США предъявили обвинения 29 лицам за кражу отпускаемых без рецепта препаратов и других товаров на сумму $10 млн из таких розничных сетей, как Walmart, Costco, CVS, GNC и прочие ― продукцию впоследствии перепродавали на сайтах вроде Amazon и eBay.
«Ретейлеры прежде всего стремятся предоставить полиции доказательства личности тех, кто всем этим занимается», ― объясняет Адриан Бек, преподаватель Лестерского университета в Великобритании, исследовательская деятельность которого сосредоточена на способах борьбы с убытками в розничной торговле.
Технология распознавания лиц вызывает много споров, поскольку исследования показали, что решение зачастую неверно идентифицирует представителей цветного населения и женщин. По данным одного отчета, ошибочность результатов худших систем может достигать 35% в случаях, когда сканируются темнокожие женщины, и всего 1% при обработке изображений светлокожих мужчин. В чем причина? Ранние версии алгоритмов обучались на фотографиях знаменитостей, преимущественно белых мужчин.