Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией
Рынки акций ждут тяжелые времена, но если у американских акций есть перспективы, то российские бумаги, скорее, останутся аномально дешевыми. Зато у нас самые высокие дивиденды

Рынки акций сползали вниз с начала этого года, но на минувшей неделе это перешло в полноценный обвал прежде всего на российском рынке. За понедельник и вторник 17 и 18 января индекс Мосбиржи потерял 7,5%, Индекс РТС — почти 8%, причем многие голубые фишки падали на 10-1%. Всего с начала года российские индексы потеряли по 11 и 12% соответственно (по данным на 20 января). Но это не первая волна: предыдущее сильное падение продолжалось почти месяц, со второй половины ноября по начало декабря. От пиков начала ноября (тогда индекс Мосбиржи почти подобрался к отметке 4300 пунктов) российский рынок потерял 20%.
В итоге на момент подготовки этого материала индекс Мосбиржи находился на уровнях января 2021 года, а долларовый индекс РТС отбросило на уровни пандемийного марта 2020-го. Целый год роста (или полтора для РТС) оказался полностью стерт.
Падали и американские рынки, но инвесторам в тамошние акции не пришлось нервничать так сильно. В понедельник 17 января торги в США не проводились из-за дня Мартина Лютера Кинга, а 18 января рынки открылись падением. Сильнее всех досталось индексу Nasdaq: он потерял около 2,6%, S&P 500 отделался снижением примерно на 1,8%. Американские индексы тоже чувствуют себя не очень хорошо с начала года, но за этот период S&P 500 лишился около 7%, а Nasdaq около 10,6%.
Причины падения у российского и американского рынка разные. Наши акции подкосило напряжение вокруг переговоров по поводу НАТО, Украины и прочий геополитический фон.
А вот рынок акций США терял массу на фоне роста инфляции в США до 7% в декабре 2021 года и ожиданиях более быстрого ужесточения денежно-кредитной политики ФРС. Падал даже биткойн любимое убежище финансовых либералов. Вопреки ожиданиям криптовалюты не стали средством хеджирования от рисков напротив, они были одним из флагманов спекулятивных инвестиций и в последнее время повторяли колебания акций технологических компаний.
Доходность казначейских облигаций, в свою очередь, резко выросла: номинальная доходность наиболее популярного индекса казначейских облигаций США с текущим сроком погашения через 10 лет (S&P U.S. Treasury Bond Current 10-Year Index) 18 января подскочила до 1,87%, хотя в конце декабря было 1,5%. Считается, что 2% доходности по десятилетним US Treasuries некий переломный этап, с которого начинается лавинообразное бегство в эти активы из акций. Но на этот раз экономическая конфигурация так необычна, что события могут развиваться буквально как угодно.
Сами продали
Такие масштабные падения, как 1718 января на российском рынке, всегда сопровождаются продажами со стороны всех групп инвесторов. Перед пикирующими котировками все равны и бывалые управляющие фондов, и частные инвесторы.
График 1. Индекс Мосбиржи вернулся на два года назад, а долларовый РТС отбросило к уровням пандемийного марта 2020
График 2. А вот американские рынки лишь слегка скорректировались
График 3. Вместе с акциями неожиданно упал и биткоин
На фоне геополитики нерезиденты а это в основном как раз фонды совершенно точно распродавали российские активы. «Сохраняющиеся риски геополитической неопределенности и информационное давление относительно вторжения российских войск на Украину привели к принудительному закрытию риск-менеджерами западных фондов своих позиций, сказал “Эксперту” управляющий активами УК “Ингосстрах-инвестиции” Александр Дорожкин. 18 января к продажам западных хедж-фондов присоединились международные long-only-фонды без лимита продаж. После коррекции с пиковых отметок более чем на 30–40 процентов “задело” уже маржинальных трейдеров, которые были “ликвидированы” вечером и рано утром».
Не исключено, что падение могло бы быть меньше, если бы на продажи из-за геополитики не наложились проблемы одного крупного игрока. Источник «Эксперта» на фондовом рынке обращает внимание, что резкие продажи 17-го и утром 18 января могли стать следствием большого стоп-лосса (закрытия позиций при достижении определенного крайнего уровня) или маржин-колла (принудительные продажи брокером, если игрок не может довнести обеспечение, обычно применяется при торговле с плечом) участника фондового рынка, у которого очень большая позиция на акции российских компаний. Эта версия объясняет совершенно неадекватное падение по ряду российских голубых фишек, а также может свидетельствовать о том, что локальное дно рынка позади.
Денис Соловьев, замдиректора департамента операций на финансовых рынках РСХБ, напротив, уверен, что дело не в нерезидентах, а во внутренних игроках. «Очевидно, что были продажи со стороны индексных фондов, а также внутренних инвесторов — это именно наша, внутренняя история, сказал он “Эксперту”. Конечно, были и маржин-коллы: как только растет волатильность, растут и требования к обеспечению».
Денис Соловьев также обращает внимание на странность январского обвала: обычно такие сильные падения выкупаются, но на этот раз снижение индекса длилось пять дней и сильное падение понедельника 17 января никто не выкупал. «По большей части это поведенческая реакция на общий новостной фон: информационная кампания по Украине (отсюда падение “Газпрома”), по “Северному потоку — 2” (опять “Газпром”), по санкциям (Сбербанк), рассуждает финансист. Сложилось совершенно адское стечение обстоятельств, куда вмешался еще и Минфин с покупками валюты и золота. Все это давит на психику участников рынка. Возможно также, что ряд игроков как раз подошел к той точке, когда надо принимать решение: или довносить средства, или ликвидировать позицию и в таких условиях решено было ликвидировать. Но не исключено, что у кого-то из продавцов на рынке была и неизвестная широкому кругу информация, потому что на валютном рынке все без изменений, CDS на Россию не торговались, нефть очень высоко».