Крупный российский экспортер угля создает транспортно-логистический кластер

ЭкспертHi-Tech

ЭЛСИ готова на все сто

Зачем крупный российский производитель и экспортер угля создает собственный транспортно-логистический кластер

Александр Лесных

Дальневосточные экспортные ворота ЭЛСИ — морской терминал «Порт Вера»

Одним из главных препятствий для масштабного разворота российской экономики на Восток в прошлом году стала относительно слабо развитая транспортная инфраструктура Сибири и регионов, граничащих с азиатскими странами. В первую очередь это сильно ударило по угольщикам, обеспечивающим значительную долю отечественного энергетического экспорта. Одна из крупнейших компаний отрасли, ЭЛСИ, создает собственный транспортно-логистический кластер и с его помощью будет поставлять покупателям 100 млн тонн угля в год — на такой показатель добычи компания рассчитывает выйти уже к 2025 году.

Тонкая транспортная линия

Низкая готовность транспортной инфраструктуры в восточной части России к реальному развороту всей экономики на Восток ни для кого не стала сюрпризом, но именно необходимость перестроить в этом направлении потоки высокомаржинальных импортных товаров (прежде всего из Китая) привела к тому, что поставки многих российских экспортеров оказались на грани рентабельности. Причем многие отраслевые аналитики уверяют, что самый тяжелый удар пришелся именно по бизнесу угольных компаний — и на то есть несколько причин.

Во-первых, еще в прошлом году был отменен дисконт на зарубежные перевозки угля практически одновременно с повышением тарифов. В результате, как подсчитал генеральный директор агентства «INFOline-аналитика» Михаил Бурмистров, по сравнению с декабрем 2021-го уже в этом январе тариф на перевозки в среднем вырос на 30%, а для угольщиков и вовсе на 70–75%. И это при том, что значительная переориентация российских угольных экспортеров на восточные рынки привела к серьезному превышению предложения над спросом. Из-за этого, как говорил в прошлом октябре первый вице-премьер Андрей Белоусов, отечественным компаниям пришлось продавать сырье с дисконтом 50–60%.

Во-вторых, с момента резкого усиления санкционного давления в отношении России нагрузка на портовую и железнодорожную инфраструктуру Дальнего Востока выросла настолько, что буквально создала коллапс: еще в августе 2022 года представительство Владивостокского морского торгового порта объявило, что импорт контейнеров за последние три месяца вырос в полтора раза; аналогичная ситуация, как пишут СМИ, сложилась и в других портах региона. Причем контейнерные пробки возникли сразу на обоих направлениях, как на экспортном, так и на импортном, ведь России пришлось замещать очень значительный объем оборвавшегося европейского экспорта товарами с азиатских рынков.

На сухопутной границе между Россией и восточными странами происходит то же самое: с начала прошлого года и до конца июля поток автотехники из Хуньчуня в Краскино вырос на 150%, а на погранпереходе Турий Рог — Мишань подскочил на 50%.

В совокупности это означает, что логистическая нагрузка выросла не только на порты, изначально не рассчитанные на такие объемы перевалки грузов, но и на железнодорожную инфраструктуру, которая впоследствии помогает распределять все эти товары по территории страны.

Но сложность именно с перевозками угля еще и в том, что его транспортировка производится на тяжеловесных поездах, движущихся на малых скоростях, — а контейнерные могут ехать с той же скоростью, что и пассажирские. Из-за этого РЖД фактически вынуждена совмещать график движения медленных и менее маржинальных перевозок угля с высокомаржинальными и быстрыми контейнерными поездами. Подробно об этом в недавнем материале «Эксперта» рассказывал президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой (см. «Как разгрузить инфраструктуру на востоке», № 7 за этот год).

В такой сложной ситуации очевидно, что проблема сама собой не решится, ведь поворот российской экономики на Восток определенно стал долгосрочным явлением, а финансовые ресурсы государства в плане инвестиций в новые инфраструктурные проекты явно ограничены (ввиду того же растущего бюджетного дефицита). Остается два пути: либо сами угольщики займутся созданием новой качественной и рассчитанной именно на них инфраструктуры, либо России придется запускать иностранных концессионеров из тех же азиатских стран, чтобы они построили новые порты и дороги, а затем сами же получали от этого выгоду.

Одна из крупнейших российских угледобывающих компаний — ЭЛСИ — решила пойти именно по первому пути: уже в 2026 году, после ввода в эксплуатацию строящейся Тихоокеанской железной дороги (ТЖД), общая протяженность частной железной дороги, принадлежащей компании, составит около 1200 км.

К 2025 году ЭЛСИ рассчитывает выйти на показатель добычи 100 млн тонн угля в год

Сами добываем — сами вывозим

Для ЭЛСИ ограниченные возможности существующей транспортной инфраструктуры являются препятствием не просто для экспорта готовой продукции, но и для наращивания ее производства: если в 2022 году угольные предприятия компании добыли 45 млн тонн угля, то в 2023-м этот показатель превысит 50 млн тонн. В 2025 году благодаря динамичному развитию компании ее объем добычи вырастет еще в два раза — до 100 млн тонн. Именно поэтому ЭЛСИ инвестирует в развитие собственных транспортно-логистических мощностей — это позволит ей обеспечить себя независимыми от внешних факторов возможностями для экспорта.

Главный проект компании — Тихоокеанская железная дорога, которая строится в рекордно короткие сроки. Она пройдет по территории Якутии и Хабаровского края. Уже в 2026 году ТЖД будет введена в эксплуатацию и станет самой протяженной частной железнодорожной веткой России (626 км с учетом разъездов и станций). Сейчас строительство ведут собственная строительная компания «Эльга-Строй» и еще четыре подрядчика: «Рудтех», «Современные горные технологии», «СибГТК» и «Техвеб».

В работах задействованы около 4000 специалистов и более 550 единиц спецтехники: к началу апреля построено 112 км железной дороги, причем работы идут во встречных направлениях одновременно со стороны Эльгинского месторождения и мыса Манорский. Компания закупила 50 тыс. тонн рельсов, шпал, скреплений и других элементов верхнего полотна, а также 7500 тонн водопропускных труб — этих ресурсов достаточно для выполнения почти половины всего проекта. Суточный трафик на ТЖД составит 18 пар грузовых поездов. Грузопоток обеспечит подвижной состав из 15 локомотивов и 1200 вагонов.

Важно отметить, что у компании уже есть собственная железнодорожная ветка Эльга—Улак, по которой сейчас поставляется уголь заказчикам. В 2022 году ЭЛСИ завершила модернизацию этой ветки, связывающей Эльгинское месторождение с Байкало-Амурской магистралью. В результате ее пропускная способность выросла до 30 млн тонн угля в год.

«Все запланированные работы по модернизации перегона выполнены в полном объеме. Построены и введены в эксплуатацию все инфраструктурные объекты. Компания готова обеспечить полную загрузку перегона в соответствии с заявленными целями», — говорил по завершении работ генеральный директор ООО «УК “ЭЛСИ”» Александр Исаев.

Не только железная дорога

Чтобы обеспечить стабильные и предсказуемые поставки угля зарубежным покупателям, мало развивать только железные дороги — важна и перевалка с погрузкой на морские суда. Для создания непрерывной и устойчивой логистической цепочки ЭЛСИ строит морской угольный терминал «Порт Эльга» на побережье Охотского моря в районе мыса Манорский.

Его проектная мощность составит 30 млн тонн угля в год. Проект будет реализован в два этапа: на первом грузооборот составит 14 млн тонн в год, будут построены два грузовых причала для судов дедвейтом до 55 тыс. тонн. На втором этапе терминал сможет принимать суда дедвейтом до 85 тыс. тонн, будут построены еще два грузовых причала.

Действующий угольный терминал «Порт Вера» в Приморском крае в 2022 году ввел в эксплуатацию вторую очередь, в результате его перевалочные мощности увеличились до 7 млн тонн в год. Мощности терминала позволяют принимать суда дедвейтом до 64 тыс. тонн. В инфраструктуру терминала входят собственные подъездные железнодорожные пути, а также приемоотправочный железнодорожный парк. Благодаря работе «Порта Вера» стабильные поставки топлива получают страны Тихоокеанского региона: основными получателями грузов являются Китай и Южная Корея. Причем объем зарубежных поставок из этого порта продолжает расти: в 2022 году там произвели перевалку 6,3 млн тонн угля, на 1,3 млн тонн больше, чем годом ранее.

Так будет удобнее

Отдельной проблемой многих добывающих регионов страны остается низкая транспортная доступность промышленных объектов — из-за этого зачастую (особенно в тяжелых погодных условиях) возникают серьезные сложности в перемещении сотрудников компаний на места их работы и обратно к семьям.

В связи с ростом добычи тема транспортной доступности Эльгинского месторождения остается актуальной. Чтобы организовать более быструю и простую транспортировку людей, ЭЛСИ строит частный аэропорт. Сейчас ближайший к Эльгинскому месторождению авиатранспортный узел находится в Нерюнгри — оттуда рабочие должны сначала добраться до станции Верхний Улак или временного вахтового поселка «4 км», после чего в зависимости от времени года ехать от 7 до 12 часов на вахтовке до самого месторождения.

Запуск аэропорта позволит значительно сократить время в пути. Строятся взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км и аэропортовая инфраструктура. На первых порах перелет будет обеспечиваться бортами сторонних авиакомпаний.

В совокупности все транспортно-логистические проекты ЭЛСИ обеспечат компании возможности для стабильного наращивания производства угля и его устойчивых поставок зарубежным потребителям. А это, в свою очередь, гарантирует занятость местным специалистам и дополнительные налоговые отчисления в региональный бюджет, что позволит реализовывать новые программы по строительству и модернизации социальных объектов.

Фото: предоставлено пресс-службой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От соцсети к супераппу и обратно От соцсети к супераппу и обратно

Удастся ли холдингу VK создать новые доходные бизнес-направления?

Эксперт
«Акула» против «плюшевого мишки»: как ссорятся разные типы людей — проверьте свою пару «Акула» против «плюшевого мишки»: как ссорятся разные типы людей — проверьте свою пару

Психологи разделили спорщиков на пять групп. Какая из них вы?

Psychologies
Может ли искусственный интеллект предсказывать будущее Может ли искусственный интеллект предсказывать будущее

Ограничены ли нейросети в своих возможностях?

Эксперт
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 километров? Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 километров?

Откуда в гражданской авиации взялась планка 10 километров?

ТехИнсайдер
Склад вскладчину Склад вскладчину

Закрыт один из крупнейших фондов коллективных инвестиций в недвижимость

Эксперт
Держаться корней Держаться корней

Людей восхищают деревья-долгожители, растущие на Земле сотни и тысячи лет

Вокруг света
УГМК: оцифровать порядок УГМК: оцифровать порядок

Экономический эффект может быть достигнут за счет цифровизации и организации

Эксперт
Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра

Как у нас возникают эмоции и для чего они нам нужны?

Psychologies
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Падение Титуса Оутса, выдумавшего католический заговор

Знание – сила
«Это может случиться с любой из нас»: почему женщины становятся бездомными — 3 причины «Это может случиться с любой из нас»: почему женщины становятся бездомными — 3 причины

По каким причинам женщины становятся бездомными и как им помочь

Psychologies
Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов

Маркетплейсы станут основным местом продаж практически всех товаров

Эксперт
Андрей Мельниченко — Forbes: «Рост цен на удобрения с лихвой перекрыл потери объемов» Андрей Мельниченко — Forbes: «Рост цен на удобрения с лихвой перекрыл потери объемов»

Андрей Мельниченко рассказал о том, как создавал свою бизнес-империю

Forbes
Парижские джунгли Парижские джунгли

Манера художника-самоучки Анри Руссо была далека от реализма

Вокруг света
5 самых захватывающих фэнтези-детективов 5 самых захватывающих фэнтези-детективов

Существуют ли увлекательные истории на стыке фэнтези и детективов?

Maxim
Как искусственный интеллект меняет будущее медицины Как искусственный интеллект меняет будущее медицины

Какие технологии ИИ уже сейчас применяются в медицине и помогают избежать ошибок

Forbes
Почему многие насекомые летят на свет? Почему многие насекомые летят на свет?

Неужели насекомые так любят яркий свет? Почему они летят на него?

ТехИнсайдер
До «Назад в будущее» и болезни Паркинсона: как выглядел Майкл Джей Фокс в лучшие годы До «Назад в будущее» и болезни Паркинсона: как выглядел Майкл Джей Фокс в лучшие годы

Какая роль принесла Майклу Джею Фоксу популярность?

VOICE
Subaru Ascent. Набор высоты Subaru Ascent. Набор высоты

В нашей стране бренд Subaru считается производителем нишевых автомобилей

4x4 Club
Как не умереть, поедая шашлык на майских праздниках: 8 советов нутрициолога Как не умереть, поедая шашлык на майских праздниках: 8 советов нутрициолога

Как отметить майские так, чтобы потом не было мучительно больно?

Psychologies
Жизнь в смешанных стайках сделала китайских птиц похожими друг на друга Жизнь в смешанных стайках сделала китайских птиц похожими друг на друга

Птицы, которые кочуют смешанными стайками, становятся похожими друг на друга

N+1
Работала грузчицей, мыла полы: как Людмила Норсоян стала пионером моды в России Работала грузчицей, мыла полы: как Людмила Норсоян стала пионером моды в России

Когда-то Людмила Норсоян приехала в Москву с одним чемоданом, набитым книгами

Forbes
Светлый праздник Светлый праздник

48 блюд, муха на тарелке и другие традиции празднования Пасхи

Лиза
«Я люблю слишком сильно»: как уменьшить «громкость» чувств «Я люблю слишком сильно»: как уменьшить «громкость» чувств

Могут ли люди усиливать или ослаблять чувство любви?

Psychologies
Дженнифер Кулидж и Обри Плаза: женщины в списке 100 самых влиятельных людей года Time Дженнифер Кулидж и Обри Плаза: женщины в списке 100 самых влиятельных людей года Time

Некоторые из женщин, включенных в список самых влиятельных людей 2023 года

Forbes
В ментоловом паре электронных сигарет нашли больше микрочастиц В ментоловом паре электронных сигарет нашли больше микрочастиц

Ментоловые электронные сигареты могут быть более вредными для здоровья

N+1
Брук Шилдс: как объективация почти разрушила жизнь самой популярной модели в США Брук Шилдс: как объективация почти разрушила жизнь самой популярной модели в США

«Прелестное дитя: Брук Шилдс» — один из лучших фильмов о шоу-бизе

Forbes
Грубиян, выйди вон: 5 вещей, за которые давно пора начать удалять из коллективных чатов Грубиян, выйди вон: 5 вещей, за которые давно пора начать удалять из коллективных чатов

Эти вещи убивают атмосферу группового онлайн-общения

VOICE
Биоспелеология: что ищут биологи в пещерах Биоспелеология: что ищут биологи в пещерах

Какая фауна обитает в пещерах?

Наука и жизнь
Страшно интересно Страшно интересно

Чем ИИ напугал сильнейшие умы человечества

Цифровой океан
Цитрусовый помощник: 7 неожиданных способов использования апельсиновой корки на кухне Цитрусовый помощник: 7 неожиданных способов использования апельсиновой корки на кухне

Не спешите выбрасывать апельсиновую кожуру, она ещё может помочь вам в быту!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении