Режиссер Борис Хлебников о своем фильме «Снегирь»

WeekendРепортаж

«Я никогда не хотел делать кино про загадочную русскую душу»

Борис Хлебников о своем фильме «Снегирь»

Борис Хлебников. Фото: Кинокомпания CTB

На открытии Московского международного кинофестиваля покажут фильм Бориса Хлебникова «Снегирь», снятый по мотивам романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» (1969). Хлебников и его соавтор сценария Наталия Мещанинова перенесли действие романа в современность и довольно сильно изменили его сюжет. На рыболовецкий траулер «Снегирь» по распределению из мореходки попадают Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк). Они оказываются в замкнутом мужском коллективе, и если Максим сразу вливается в него, то Никита резко выделяется из команды, за что подвергается травле. За время действия фильма на корабле происходит десятибалльный шторм, чудесное спасение и бесславное возвращение на берег.

В команду «Снегиря» Хлебников собрал блестящий актерский ансамбль — Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого, Сергея Наседкина и других, и все вместе они играют коллективное тело безгеройного времени, которое способно либо поглотить, либо отторгнуть приблизившегося к нему одиночку. О том, как смотреть «Снегиря» и не увидеть в нем фильм о загадочной русской душе, Константину Шавловскому рассказал Борис Хлебников.

Хочу начать с абсолютно запрещенного вопроса. Про что ты снимал фильм «Снегирь»?

Тут все очень просто. В книге Владимова меня по большому счету заинтересовала одна мысль. Сразу скажу, что я никогда не хотел делать кино про загадочную русскую душу, потому что считаю, что это вредоносная дискуссия, идиотская совершенно, которая еще и приводит к очень плохим последствиям. Потому что все самое мерзкое объясняется загадочностью: и лень, и грязь, и взятки, и все остальное. А у Владимова была мысль, которая мне страшно понравилась,— про способность русского человека на подвиг и неспособность к обычной жизни. И подвиг тут поэтому не как собственно подвиг расценивается, а как бегство от бессмысленности жизни. То есть это такая подмена: я спас кота или бабушку и оправдался за то, что как-то бессмысленно живу. Вот об этом и фильм.

Здесь и далее. Фото: Кинокомпания CTB

Почему ты выбрал прозу Георгия Владимова для своей первой экранизации, хотя раньше неоднократно говорил, что литературу вообще не нужно ставить в кино?

Да все это какая-то случайность. Мне продюсер фильма Наташа Дрозд дала прочесть эту книгу, меня там зацепила эта мысль, и потом мы начали с Наташей Мещаниновой писать сценарий. И написали честную экранизацию, которая у нас честно не получилась. И тогда я вспомнил интервью Германа, где он рассказывал, как экранизировал Симонова и прозу своего отца. Если прочесть первоисточники и посмотреть потом фильмы — то они же вообще не похожи. И я никак не мог понять, как это получается. А вот тут на своем опыте понял, что впрямую литература вообще не переводится на экран. Она сложнее, богаче по средствам выражения, и самое глупое, что можно сделать,— взять сюжет книжки и пересказать его в кино. Так «Войну и мир» обычно ставят, и получается какой-то салонный роман. А если ты берешь из книги какую-то мысль, то волен пересказать ее, как угодно меняя сюжет, и это все равно будет больше похоже на книжку. Поэтому, когда мы поняли, что книга в фильм не переводится, то в результате поменяли практически все, оставив только шторм и спасение норвегов.

Лев Анненский говорил о романе Владимова, что его главное достоинство в том, что он показывает трагическую разобщенность людей даже перед лицом смерти, и никакие трудности их не сплачивают. Насколько этот мотив разобщенности коллективного тела был важен для тебя?

Мне был важен не мотив разобщения, а скорее сюжет бессмысленности их жизни. У этих героев нет осмысленности в том, что они делают. Они зарабатывают деньги вот этим трудом тяжелым, и когда в команде появляются молодые люди, то ничего, кроме того, чтобы их как-то очень тупо поучать, они не могут и не умеют. Они могут только превратить их в себе подобных. И это очень важно, что, по сути, вся эта команда — по-своему несостоявшиеся люди, но они почему-то пытаются этот опыт своей несостоявшейся жизни преподнести как мудрость, которой они учат этих молодых ребят. И один играет в эту игру, а второй отказывается. И, в общем, это все — про то, как они на самом деле ******** (Потеряли.—

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лес исторических заблуждений Лес исторических заблуждений

Путешествие по следам Большого террора в онлайн-проекте «Сандормох»

Weekend
Творенья генья: как небольшое африканское племя придумало уникальный способ ловли рыбы Творенья генья: как небольшое африканское племя придумало уникальный способ ловли рыбы

Жители деревни Вагенья добывают пропитание особым методом

Вокруг света
12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание 12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание

Что такое онконастороженность?

Psychologies
10 по-настоящему страшных ужастиков без скримеров (ну почти) 10 по-настоящему страшных ужастиков без скримеров (ну почти)

Эти хорроры пугают своей атмосферой, историей и персонажами

Maxim
Шанхай-Сити: чем ситуация на рынке офисов напоминает 90-е Шанхай-Сити: чем ситуация на рынке офисов напоминает 90-е

Почему эксперты считают, что рынок офисной недвижимости деградирует?

Forbes
Совет эксперта, как вырастить успешных детей. 78% американцев этого не делают Совет эксперта, как вырастить успешных детей. 78% американцев этого не делают

Как подготовить успешную карьеру вашего ребенка?

ТехИнсайдер
Игорь Акинфеев: как преодолевать проблемы Игорь Акинфеев: как преодолевать проблемы

Игорь Акинфеев — один из главных игроков футбола России последних десятилетий

Maxim
Поразительные истории из дореволюционной России: как водка стала атрибутом престижа Поразительные истории из дореволюционной России: как водка стала атрибутом престижа

Глава из книги «Поп Гапон и японские винтовки» — о жизни в России начала XX века

Forbes
Правила жизни Сергея Рахманинова Правила жизни Сергея Рахманинова

Правила жизни композитора, дирижера и пианиста Сергея Рахманинова

Правила жизни
Что такое скин-сайклинг: все о методе, который обещает преобразить кожу за 4 дня Что такое скин-сайклинг: все о методе, который обещает преобразить кожу за 4 дня

Что цикличный уход за кожей завоевывает все больше поклонников

Правила жизни
Рестайлинг Jeep Wrangler. Чуть больше версий и возможностей Рестайлинг Jeep Wrangler. Чуть больше версий и возможностей

Что нового в рейстайлинге Jeep Wrangler

4x4 Club
Территория искусства Территория искусства

Чем живет и как сейчас устроен рынок современного искусства?

VOICE
Они так общаются и узнают друг друга: у осьминогов нашли аналог отпечатков пальцев Они так общаются и узнают друг друга: у осьминогов нашли аналог отпечатков пальцев

Стало понятно, зачем моллюскам затейливый узор на теле

Вокруг света
Почему мюзикл «Призрак оперы» закрыли на Бродвее после 35 лет проката Почему мюзикл «Призрак оперы» закрыли на Бродвее после 35 лет проката

Чем мюзикл «Призрак оперы» запомнился миру и почему прекратил свое существование

СНОБ
A Complete Unknown. Как менялся Боб Дилан A Complete Unknown. Как менялся Боб Дилан

Кто такой Боб Дилан и как менялась его музыка

СНОБ
«Носы у нас обеих крупные, но непохожие»: Мариэтта Цигаль-Полищук о роли Раневской «Носы у нас обеих крупные, но непохожие»: Мариэтта Цигаль-Полищук о роли Раневской

Актриса Мариэтта Цигаль-Полищук — о творческом пути и влиянии матери на карьеру

Forbes
Помпон, пампон или бумбон: зачем вообще придумали крепить его к шапками? Помпон, пампон или бумбон: зачем вообще придумали крепить его к шапками?

Думаете, что игривый помпончик из ниток на шапке придумали ради моды?

ТехИнсайдер
Жизнь в смешанных стайках сделала китайских птиц похожими друг на друга Жизнь в смешанных стайках сделала китайских птиц похожими друг на друга

Птицы, которые кочуют смешанными стайками, становятся похожими друг на друга

N+1
Сколько вешать в граммах: какое количество крема, тоника, сыворотки и масла надо наносить на лицо Сколько вешать в граммах: какое количество крема, тоника, сыворотки и масла надо наносить на лицо

Очень важно наносить уходовую косметику в правильной последовательности

VOICE
Кто правил Египтом после смерти Тутанхамона? Кто правил Египтом после смерти Тутанхамона?

Когда Тутанхамон умер, на троне всеми силами пыталась остаться его вдова

ТехИнсайдер
Сверхзвуковая Сверхзвуковая

Полина Гагарина умеет удивлять и не боится творческих экспериментов

VOICE
Самые сексуальные женщины: 4 главных качества — мнение мужчин Самые сексуальные женщины: 4 главных качества — мнение мужчин

Что делает девушку сексуальной в глазах мужчин?

Psychologies
В нашем доме поселился «замечательный» сосед В нашем доме поселился «замечательный» сосед

Истории людей, которым мешают жить соседи

Лиза
Нас не проведешь Нас не проведешь

Как без медицинского образования оценить рекомендации врача?

Лиза
«Мест для педагогов уже мало»: как живут и работают российские учителя за границей «Мест для педагогов уже мало»: как живут и работают российские учителя за границей

Педагоги и директоры школ о том, как устроена их жизнь за границей

Forbes
Ждули: почему российские женщины выходят замуж за заключенных Ждули: почему российские женщины выходят замуж за заключенных

Ждули: разбираемся в истоках феномена и объясняем, при чем тут стереотипы

Forbes
Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов

Наши советы помогут одолеть тревогу и спокойно пережить взлет и посадку

Караван историй
Весенняя подзарядка Весенняя подзарядка

Как уберечь ребенка от стресса и перегрузок в учебе?

Лиза
«Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить «Узнаю характер по костям»: чем привлекательна профессия антрополога и как ее получить

Антропологи отличаются добротой и любовью к людям в целом и по частям

Вокруг света
Авария Айртона Сенны: что случилось 29 лет назад Авария Айртона Сенны: что случилось 29 лет назад

Самая загадочная и необъяснимая авария за всю историю автогонок

РБК
Открыть в приложении