Кто такие инфоцыгане и за что задержали Елену Блиновскую?
Елену Блиновскую задержали по делу об уклонении от уплаты налогов. Это третье дело против блогера-миллионника за месяц. Мы посчитали, что это повод напомнить, кто такие инфоцыгане и почему вдруг к ним постучался следственный коммитет.
Утром 27 апреля блогера Елену Блиновскую, автора «Марафона желаний», задержали при пересечении российской границы. Следственный комитет возбудил против нее дело об уклонении от уплаты налогов и легализации денежных средств в особо крупных размерах. По версии следствия, Блиновская продавала онлайн-курсы, «дробя» бизнес и занижая в отчетности размер доходов. Используя такую схему, в период с 2019 по 2021 год она не оплатила НДС и НДФЛ на общую сумму свыше 918 млн рублей. В марте схожие дела завели на блогеров Валерию Чекалину, известную как Лерчек (311 млн рублей), и Сашу Митрошину (120 млн рублей).
Всех этих людей объединяет род занятий — инфобизнес.
Что такое инфобизнес?
Ответ кроется в самом названии — это заработок на продаже информации, знаний и навыков, то есть курсов, методичек, вебинаров, марафонов и чего только не. Это обширная категория с размытыми границами, в которую попадают и мастер-классы по выпечке, и чек-листы по медитации, и курсы по SMM с нуля, и далее до бесконечности. Инфобизнесмен с порога ступает на тонкий лед: если его продукт и его знания покажутся покупателям поверхностными и бесполезными, его запишут в «инфоцыгане». Звание хоть и популярное, но не новое.
Москва, сентябрь 2018 года, СК «Олимпийский». На сцене — мужчина в черной бейсболке и черной футболке экзальтированно рассказывает о потенциале и о том, что бедные беднеют, потому что не верят в себя, а богатые — богатеют, потому что верят. 26 тыс. человек в зале радостно улюлюкают после каждой интонационной точки, вскакивают с мест и танцуют, когда мужчина велит. Нет, это не секта (хотя как посмотреть), а выступление самого известного в мире тренера по личностному росту — Тони Роббинса. Увлекавшийся НЛП швейцар из Калифорнии, не получивший высшего образования, заработал миллионы (его состояние на конец 2022 года оценивалось в $600 млн) на систематическом вдалбливании в умы людей простых истин: «Нельзя из раза в раз делать одно и то же и рассчитывать на новый результат», «Встань и иди» и прочих банальностей.
Что и говорить, даже советские целители и телеевангелисты были изобретательнее. Алан Чумак заряжал воду и прочие субстанции через экран, а Анатолий Кашпировский обезболивал людей с помощью гипноза. Особенно ему нравилось работать по телемосту: например, 31 марта 1988 года в прямом эфире программы «Взгляд» мужчина с прической Джима Керри из «Тупой и еще тупее» «руководил» операцией, которая проходила в Киеве. Анатолий Михайлович разговаривал с пациенткой, которой делали 25-сантиметровый разрез и удаляли опухоль, просил смотреть на него, следил за пульсом и комментировал действия врачей. Позже хирурги признались, что ввели пациентке небольшую дозу местной анестезии. Последователей мракобесного целительства хватает и сегодня, но это тема другого ликбеза. Вернемся в 2023 год.
Если проще, кто такие инфоцыгане и откуда они взялись?
Это торговцы воздухом. Люди с большой аудиторией без профильного образования, которые обещают научить вас получать желаемое по щелчку пальцев, зарабатывать столько, что Джефф Безос будет нервно икать, делать «уникальный контент» для соцсетей, а то и просто берутся превратить вас в звезду инстаграма (Meta, которой принадлежит соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ) и мужских сердец.
Пионерами инфоцыганства считаются Петр Осипов и Михаил Дашкиев, создатели тренинга для предпринимателей «Бизнес-молодость». Вкратце: друзья из Чебоксар со студенческой скамьи увлекались ораторским искусством, тренингами личностного роста и маркетингом и, окрыленные успехом (в 20 с небольшим парни зарабатывали около 150 тыс. рублей в месяц) решили нести знания в массы. Первыми «массами» стали участники бизнес-инкубатора ВШЭ: в 2010 году Осипов и Дашкиев провели для них мастер-класс и предложили за 5 тыс. рублей в месяц посещать еженедельные курсы, где им помогут открыть сайт, настроить рекламу и продажи. На курсы записались 30–40 студентов. Расширяли паству Осипов и Дашкиев также с помощью выступлений в главных вузах страны и вскоре сформировали первые программы: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8–10 тыс. рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20–30 тыс. рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью 300 тыс. рублей. К 2013 году выручка «Бизнес-молодости» составила 477 млн рубле, а прибыль — 39,4 млн.