Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки
В апреле в западных кинотеатрах вышел фильм Бена Аффлека «Air: большой прыжок» о создании легендарных кроссовок Air Jordan, которые навсегда изменили отношение обывателей к спортивной обуви. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, насколько события в фильме соответствуют действительности, почему в истории про легендарного баскетболиста не показывают его лицо и действительно ли у Аффлека есть шансы выиграть «Оскар».
После того, как Мэтт Деймон и Бен Аффлек получили «Оскар» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга» (Аффлек при этом стал самым молодым лауреатом в этой категории), пути актеров разошлись почти на 25 лет. Они снова объединили творческие силы лишь в 2020 году, написав сценарий к средневековой драме «Последняя дуэль». Несмотря на звездный состав и актуальную тематику, фильм Ридли Скотта так и не смог окупиться, но Аффлека и Дэймона это не испугало. Наконец-то их многолетняя дружба переросла в совместное творчество — они основали независимую производственную компанию Artist Equity, в которой все затраты и прибыль от фильмов распределяются между всеми участниками проекта. Одной из первых картин компании стала «Air: Большой прыжок» о сделке Nike и начинающего баскетболиста Майкла Джордана в первой половине восьмидесятых.
Сделка, про которую рассказывается в сценарии молодого писателя Алекса Конвери, не самая очевидная для обывателей, и при этом прекрасно известна в мире спорта. По сюжету в 1984 году американская компания Nike находится на грани банкротства — их кроссовки покупают только для бега, а в более перспективном баскетболе доминируют Converse и Adidas.
Nike из последних сил пытается распределить скромный бюджет по нескольким баскетболистам, которым планируют предложить эксклюзивное сотрудничество. Однако главный в компании специалист по баскетболу Сони Ваккаро считает, что нужно поставить все деньги на молодого и перспективного Майкла Джордана, которого еще даже не взяли в Национальную ассоциацию баскетбола (НБА). Сделка рискованная, поэтому основатель и гендиректор Nike Фил Найт (Бен Аффлек, который тут еще и режиссер) что-то долго бормочет про совет директоров и активы. При этом интриги в фильме нет — все знают, что Джордан в итоге подпишет контракт и сменит любимые Adidas на Nike.
Почему это важно
Все знают, кто такой Майкл Джордан. После описываемых в «Air» событий он станет одним из величайших баскетболистов в истории и успешным бизнесменом, и в контексте фильма второе гораздо важнее, чем первое. Однако зачем снимать про его сделку с Nike целый фильм?
Сони Ваккаро, который, по сути, становится главным героем картины, в то время был не корпоративным функционером, а искателем талантов и баскетбольным энтузиастом с обширными связями. Еще в середине шестидесятых он организовал турнир по баскетболу среди колледжей, который в итоге стал одним из самых престижных в США. Много денег ему это не приносило, зато обеспечило связи со всеми тренерами страны.
В 1977 году Ваккаро предложил Nike создать новую линию кроссовок. Те отказались, но сделали встречное предложение — Ваккаро должен был ездить по стране и предлагать тренерам по $5 000, чтобы те давали игрокам бесплатные кроссовки Nike. Конечно, от желающих не было отбоя, а Nike получали бесплатную рекламу продукции по национальному телевидению, когда спортсмены выходили на площадку в их обуви. Сначала моральная сторона такой модели вызывала споры, а затем ее стали использовать все.