Специалисты из России вновь будут править АвтоВАЗом

ЭкспертАвто

АвтоВАЗ снова русский

Хозяева вернулись. Вместо назначенцев из Renault заводом вновь будут править специалисты из России. Это дает надежду на развитие национального бренда, выходящего из тени транснациональной корпорации

Александр Астапов, Алексей Грамматчиков

Крупнейший производитель автомобилей в России вновь на пороге глобальных перемен. Фото ИТАР-ТАСС/Валерий Шарифулин

Список новых руководителей тольяттинского автопроизводителя не оглашен и даже не утвержден. Но уже сейчас известно: все они россияне и большинство с немалым опытом работы на АвтоВАЗе. По сути, мы наблюдаем возвращение лучших тольяттинских кадров на площадку, досконально переработанную европейским менеджментом по корпоративным стандартам одного из ведущих автоконцернов. С современными технологиями производства, разработки и управления, обновленным оборудованием и, в общем, актуальным модельным рядом.

Вплоть до конца 2021 года владельцем 100% АвтоВАЗа формально была нидерландская Alliance Rostec Auto B. V., принадлежащая Renault Group (68%) и «Ростеху» (32%). Но в конце 2021 года завершился перевод 100% акций АвтоВАЗа в российскую юрисдикцию, под крыло местного ООО «Лада Авто Холдинг», где распределение долей между владельцами осталось прежним. Теперь же, как официально сообщают в Минпромторге, доля французов будет передана подконтрольному Минпромторгу Научно—исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). При этом французская компания получит право выкупить акции в течение пяти—шести лет.

Формально долю в АвтоВАЗе российской стороне продадут за символический один рубль. Притом что сейчас общая стоимость активов Волжского автозавода может достигать 1,2 млрд евро. Но в Renault справедливо предполагают, что вряд ли сейчас найдется инвестор, готовый выложить подобную сумму. Поэтому французы решились на схему условно бесплатной передачи своих активов с правом позже вернуться.

А пока вспомним, как внедрялись французы в Тольятти — а вместе с ними два миллиарда евро инвестиций франко-японского концерна. Чтобы оценить и вклад французов в сохранение предприятия, и его доли рынка, и потери от «глобализации», и возможные перспективы.

Ползучая оккупация

В Renault присмотрели лакомый кусок еще в начале века. Именно этот бренд всплывал в кулуарах тогдашнего Минпромэнерго в 2003-2005 годах в качестве кандидата номер один в будущие хозяева завода. Намного чаще, чем альтернатива в лице Fiat. Несколько лет спустя Максим Нагайцев (в 20052010 годах занимал ведущие позиции на АвтоВАЗе, ныне начальник департамента конверсионной деятельности «Ростеха») утверждал, что видел документы, готовившиеся в 2005 году прежним менеджментом, где предполагалась продажа завода и превращение его в сборочную площадку Renault.

Что было не худшим исходом. Криминальные схемы, огромные затраты на строительство «завода в заводе», рассчитанного на производство казавшейся перспективной, но провалившейся на рынке «Калины», кошмарное качество автомобилей, полупартизанская дилерская сеть и многое другое тянули завод на дно.

А мир стремительно менялся. Автоиндустрия в очередной раз уперлась в потолок возможностей рынков и ужесточавшиеся нормы по экологии и безопасности, что взвинтило стоимость разработки новинок и подняло требования к технологичности и экономичности производства. До появления мегаконцернов вроде Stellantis тогда еще было далеко, но создание альянсов с годовыми продажами в три миллиона машин и более шло полным ходом. АвтоВАЗ на этом фоне выглядел бледно: до 800 тыс. автомобилей в год. Причем автомобилей низкомаржинального «лоукоста», не позволявшего аккумулировать средства для новых разработок. А потому приходилось довольствоваться тремя моделями, развитыми из платформы начала 1980-х, да заждавшейся мавзолея фиатовской разработки середины 1960-х. Если для своего времени обе платформы были одними из лучших, то на 2005 год из них было выжато решительно все.

А тут еще правительство дало зеленый свет западным корпорациям на организацию сборочных производств в России, причем не только на нашем «Автоторе», а на собственных промплощадках. Тех самых транснациональных автомобилей, чьи детали штампуются миллионными тиражами, а в России максимум красятся и свариваются, и, скорее, для обхода пошлин. В том числе только появившихся Renault Logan на еще не перегруженной «полезным весом» платформе В0 — выросшей из старого Clio, но в каждой детали доведенной до звона с точки зрения себестоимости и одновременно долговечности.

И предлагая унизительные, в общем, условия, французы рассчитывали, что в Тольятти никуда не денутся.

Делись. Запросив в очередной раз господдержку (как всегда, угрожая социальной катастрофой для 700-тысячного города), тольяттинцы получили помощь. Но на сей раз уже в обмен на полный контроль предприятия командой, присланной из центра, уставшего, в свою очередь, от головотяпства тольяттинцев, проматывавших деньги налогоплательщиков. Забегая вперед, отметим, что только в первые годы правления назначенных государством менеджеров АвтоВАЗ получил от правительства через госкорпорацию «Ростех» 75 млрд рублей, или более 1,1 млрд евро по тогдашнему курсу.

События декабря 2005 года тольяттинцы прозвали «декабрьским переворотом» — настолько быстро сменилось течение событий на заводе. Сменившие «исконную» команду Владимира Каданникова топ-менеджеры под руководством гендиректора Владимира Артякова при поддержке десанта из Генпрокуратуры занялись наведением порядка. Ликвидировались криминальные схемы, оптимизировался модельный ряд, а чуть позже появились и новые проекты. Например, ставший уже легендарным Lada С: создание совместного предприятия с австрийской Magna International, ведущим независимым разработчиком автомобилей и компонентов и одновременно независимой производственной площадкой. Проект предусматривал разработку и производство современных автомобилей С-класса и компонентов к ним в Тольятти, приоритет в поставке компонентов Magna и связанными с ней глобальными производителями компонентов. В том числе крупной штамповки, интерьерного пластика и узлов полного привода (изначально машина проектировалась полноприводной и с кроссовер-версией).

Но Renault-Nissan не отменил своих планов. В феврале 2008 года концерн получил 25% акций АвтоВАЗа от тогдашних владельцев, «Рособоронэкспорта» и «Тройки-Технологий», в обмен на инвестиции в производство и технологии (по тогдашним оценкам, около миллиарда евро) и предоставил за отдельную плату лицензию на свою платформу В0 для разработки перспективных моделей, а чуть позже и своего шеф-дизайнера Энтони Грейда. Проект же Lada C был закрыт, и лишь несколько лет спустя наработки по нему легли в основу семейства Vesta.

Винить в «сдаче позиций» тогдашнее тольяттинское руководство язык не повернется: кризис 2008 года нанес сильнейшие удары по экономике предприятия, и новому генеральному, Игорю Комарову, назначенному в мае 2009 года, пришлось идти на жесткие и непопулярные меры. Это и сокращения (со 100 тыс. сотрудников до 72,4 тыс. к осени 2009 года), и приватизация общежитий, и вывод «за забор» энергоресурсных объектов и социальной инфраструктуры. Одновременно совместно с Минпромторгом и пересевшим в кресло губернатора Самарской области Владимиром Артяковым разрабатывались программы развития Тольятти как промышленного кластера. Но этого было недостаточно, а потому пришлось еще раз идти на поклон к французам. 27 ноября 2009 года было подписано соглашение о рекапитализации АвтоВАЗа, предусматривавшего финансовую помощь государства на общую сумму 54,8 млрд рублей в обмен на передачу автоконцерну ряда технологий от Renault и Nissan.

Уже в 2010 году заработала программа «Лада-качество», нацеленная на унификацию системы управления качеством продукции по стандартам, принятым у Renault и Nissan.

В первые же три года это снизило число дефектов на единицу продукции в десять раз. Другой результат унификации — на первой линии конвейера в 2012 году вазовскую «классику» сменили машины на платформе Renault B0: частично адаптированный к тольяттинским комплектующим Largus, а также «чистые французы» Logan/Sandero, производившиеся по схеме контрактной сборки. Переднеприводные модели ВАЗа заняли нижнюю часть модельной гаммы, а топ-модели решили разрабатывать на платформе той же В0 (будущий XRay) и гибридной платформы, представлявшей собой компромисс между Lada C и решениями французов (Vesta). Для них и для переработки прежних моделей пригласили в Тольятти британца Стива Маттина, к тому времени сделавшего карьеру в Mercedes и Volvo.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка

Шагом к дедолларизации является переход к расчетам на основе «бумажного» золота

Эксперт
Наследие дома Романовых Наследие дома Романовых

Почему «Императорский маршрут» стал востребован и как он развивается?

Отдых в России
Лицо и фронт русского прорыва Лицо и фронт русского прорыва

Нашим дизайнерам и конструкторам есть что предложить миру

Эксперт
Как быстро запоминать нужную информацию: 7 приемов от инструктора по развитию памяти Как быстро запоминать нужную информацию: 7 приемов от инструктора по развитию памяти

Как же быстро запоминать и эффективно обрабатывать нужную нам информацию

Psychologies
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Неизвестный Макиавелли: как сложилась судьба автора знаменитого трактата о государственном управлении Неизвестный Макиавелли: как сложилась судьба автора знаменитого трактата о государственном управлении

Никколо Макиавелли отличался трудолюбием и умел радоваться жизни

Вокруг света
Как выковать дракона Как выковать дракона

«Ратоборцы» реконструируют средневековую пушку

Популярная механика
Подножный корм: как найти воду и пропитание в походе Подножный корм: как найти воду и пропитание в походе

Что делать, если вы потеряли в походе свой рюкзак с припасами?

Вокруг света
Никто не хотел защищать Никто не хотел защищать

Дело о похищении и уничтожении Казанской иконы Божией Матери

Дилетант
Ты все придумываешь, ничего не было: что такое газлайтинг и как ему противостоять Ты все придумываешь, ничего не было: что такое газлайтинг и как ему противостоять

Газлайтинг — что это такое, какие признаки и виды газлайтинга бывают

Forbes
США оставили России пылающий Афганистан США оставили России пылающий Афганистан

Афганистан быстро движется к сценарию Сирии или Ливии

Эксперт
Как в клубе «Пестово» внедряют методики Академии гольфа Джейсона Флойда Как в клубе «Пестово» внедряют методики Академии гольфа Джейсона Флойда

О выходе на новый уровень бизнеса и будущем гольфа в России

РБК
Украшение номер один: как парики спасли египтян, обогатили русских и погубили королеву Франции Украшение номер один: как парики спасли египтян, обогатили русских и погубили королеву Франции

Парики веками были неотъемлемой деталью туалета и оставили след в истории

Вокруг света
Любовь выжившего Любовь выжившего

Жизнь, вина и смерть Роми Шнайдер

Weekend
История неудач: смогут ли российские аналоги заменить YouTube История неудач: смогут ли российские аналоги заменить YouTube

Смогут ли российские аналоги конкурировать с западными видеоплатформами?

Forbes
Как защититься от укуса клеща на природе: самые важные лайфхаки Как защититься от укуса клеща на природе: самые важные лайфхаки

Заражения энцефалитом можно избежать, если знать несколько важных вещей

TechInsider
Сомнительный юмор и посты на русском: что отпугнет зарубежных рекрутеров в LinkedIn Сомнительный юмор и посты на русском: что отпугнет зарубежных рекрутеров в LinkedIn

Как правильно преподнести свою экспертизу в LinkedIn

Forbes
13 сервисов, где нейросеть улучшает качество и разрешение фото 13 сервисов, где нейросеть улучшает качество и разрешение фото

Хотите улучшить качество фотографий? На помощь придут современные технологии

CHIP
Белковое окрашивание волос: как получить стойкий и мягкий эффект от краски Белковое окрашивание волос: как получить стойкий и мягкий эффект от краски

Есть способ сделать окрашивание волос щадящим и лучше закрепить оттенок волос

The Voicemag
Бренды и потребители: как компаниям увеличить долю рынка за счет ЦА ушедших конкурентов Бренды и потребители: как компаниям увеличить долю рынка за счет ЦА ушедших конкурентов

Как компаниям, находящимся в неопределенном состоянии, сохранить аудиторию

Inc.
Сергей Соловьев: как начать смотреть его фильмы Сергей Соловьев: как начать смотреть его фильмы

Как подступиться к фильмам Сергея Соловьева, если вы их еще не видели

Arzamas
Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн Как Тесса Лау создала строительных роботов-помощников и привлекла $45 млн

На создание компании Dusty Robotics Тессу Лау вдохновил ремонт в ее доме

Forbes
Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России Вегетососудистая дистония и старческое слабоумие: 5 диагнозов, существующих только в России

В России до сих пор ставят диагнозы, которые не признают во всем остальном мире

Psychologies
История связи История связи

Почтовая служба оказала огромное влияние на развитие всей мировой инфраструктуры

Вокруг света
Какие инфекции передаются людям от животных и почему их так сложно победить? Какие инфекции передаются людям от животных и почему их так сложно победить?

Зооноз — слово будущего, которое будет часто звучать в XXI веке

Вокруг света
Мезозойские птицы лонгиптеригиды оказались любителями насекомых Мезозойские птицы лонгиптеригиды оказались любителями насекомых

Мезозойские птицы лонгиптеригиды могли быть всеядными

N+1
+10: цитаты из Тэффи +10: цитаты из Тэффи

10 цитат из Тэффи, характеризующих самые разные стороны жизни

Полка
Жених не узнает: невесты до и после свадебного макияжа (новые фото) Жених не узнает: невесты до и после свадебного макияжа (новые фото)

Удивительные фото невест до и после свадебного макияжа

The Voicemag
Как снять гель-лак без помощи мастера: советы эксперта Как снять гель-лак без помощи мастера: советы эксперта

Как убрать гель-лак с ногтей самостоятельно?

РБК
Секс и Дарвин, или Почему все не так однозначно Секс и Дарвин, или Почему все не так однозначно

Почему дарвинизм не так прост, как кажется на первый взгляд

СНОБ
Открыть в приложении