Шаровары и панталоны — символы протеста: как женщины боролись за право носить штаны
В XIX веке даму в брюках могли освистать или даже арестовать: «мужская» одежда считалась покушением на устоявшийся гендерный порядок. Впрочем, первые штаны женщины позаимствовали вовсе не у мужчин. О том, как это происходило, рассказывает культуролог, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского при РГГУ Ольга Вайнштейн.
Женские брюки издавна служили источником опасений и разногласий и поводом для скандалов. Казалось бы, они обеспечивают комфорт, функциональность и свободу движений, однако большинство любительниц женских брюк — Амелия Блумер, Жорж Санд, Марлен Дитрих, Сидони-Габриэль Колетт и их безымянные последовательницы — сплошь и рядом попадали из-за них в скандальные или неловкие ситуации. Это классический пример «конфликтной» вещи, будь то американские блумерсы, кюлоты, костюмные брюки или джинсы.
Только для мужчин
На протяжении многих веков брюки оставались частью мужского костюма. Однако на Востоке женщины издавна носили широкие шелковые шаровары. Первой западной женщиной, которая рискнула добавить штаны в свой гардероб, была леди Мэри Монтегю (1689–1762) — английская писательница и путешественница, автор «Турецких писем». Именно она в XVIII веке привезла в Лондон несколько пар восточных шаровар, носила их сама и раздала своим приятельницам. Это не стало тенденцией, тем не менее этот исторический эпизод важен, поскольку опровергает популярное мнение о том, будто женщины заимствовали брюки из гардероба мужчин — на самом деле западные женщины заимствовали их из костюма восточных женщин.
Мужские брюки долгое время оставались неприкосновенным табу. Почему же в гендерном отношении брюки так однозначно увязывались с мужским костюмом? Ведь неслучайно в европейской живописи мужские ноги всегда были на виду: их облачали в чулки, бриджи и панталоны — вещи, притягивающие взгляд. Как замечает профессор Йоркского университета Сьюзан Винсент в книге «Анатомия моды», «ноги и движения, которые можно было ими делать — танцевать, кланяться, ездить верхом, сражаться и даже просто стоять в элегантной позе, — выставлялись напоказ, а предназначенные для них предметы гардероба были абсолютной прерогативой мужчин».
Исторически это можно объяснить через традицию breeching. В XVIII–XIX веках мальчики и девочки одинаково одевались в младенчестве: они носили длинные платьица с оборками и бантиками. Это была гендерно нейтральная, бесполая одежда. Однако примерно в семь лет в жизни мальчика наступал момент, когда он начинал носить штанишки, или бриджи. Это и называлась breeching. Мальчику заказывали первые штаны, и его появление в новом костюме было важным семейным торжеством. Его гардероб полностью менялся: он начинал носить штаны, рубашки мужского покроя, гетры, курточки. Это был своего рода одежный обряд посвящения в мужчины. При этом облачение в мужскую одежду символизировало не просто достижение некой возрастной отметки, но и обретение определенных качеств — способности выглядеть и вести себя как мужчина, рациональности, сдержанности, способность ясно мыслить, интеллекта. Таким образом, в западной культуре брюки издавна отличались ярко выраженной гендерной маркировкой: это был предмет одежды, символически воплощающий маскулинность.
Поскольку штаны служили одним из определяющих гендерных признаков, переодевание в мужской костюм было сопряжено с немалым риском для женщин. И не только в плане возможного высмеивания или осуждения со стороны знакомых, их могли просто-напросто посадить в тюрьму, поскольку во многих странах существовали законы, прямо запрещающие «появляться в общественных местах в одежде, не принадлежащей своему полу». Подобный закон, к примеру, действовал в Америке в 1863 году.
Кроме того, были специальные законы, направленные против бродяжничества. Такой закон в Америке действовал в середине XIX века, и в нем был важный пункт об узнаваемости, то есть возможности идентификации человека, прямо запрещающий изменение внешности, сокрытие лица и переодевания (disguise).
Со ссылкой на эти законы производились задержания женщин в мужской одежде. Например, в 1852 году были задержаны две женщины в брюках — Эмма Снодграсс и Хэрриет Френч. Обе они неоднократно носили брюки для того, чтобы больше зарабатывать — в то время мужчинам платили на $20 в неделю больше, чем женщинам. Причем работа могла быть разной — клерком, бартендером и даже моряком. Ряд историков небезосновательно считают, что запрет на переодевание в мужскую одежду был продиктован мужскими страхами конкуренции со стороны женщин за рабочие места.