В России не производят скоростные лифты

ЭкспертБизнес

Как подняться в условиях санкций

В России не производят скоростные лифты. Значит, после ухода западных компаний эту нишу займут не отечественные, а китайские и турецкие поставщики

Анастасия Филиппова

Завод МЭЛ почувствовал рост спроса на свою продукцию после ухода иностранных поставщиков. Фото: предоставлено МЭЛ

В 2023 году в нашей стране планируется ввести в эксплуатацию не менее 100 млн квадратных метров жилья — это не считая строительства новых административных зданий, бизнес- и торговых центров и реновации старого жилфонда. В большинстве объектов предусмотрены лифты — их требуется более 40 тыс. штук ежегодно. Как сообщили «Эксперту» в Минпромторге, по итогам 2022 года доля установленных лифтов российского производства составила 66%. Стандартные лифты локализованы на 70–75%, однако скоростные, движущиеся со скоростью более двух метров в секунду, в основном закупались за границей. Сейчас этот канал перекрыт санкциями, и в один прекрасный день жители высотных домов и офисные сотрудники рискуют не попасть в свои квартиры и на рабочие места.

Быстрее, выше

Объемы производства скоростных лифтов в среднем составляют 300–400 единиц в год, что не так много, считают в Минпромторге. Поэтому большинство компаний в выпуске такого оборудования не заинтересовано: оно экономически невыгодно. В плане мероприятий по импортозамещению в отрасли тяжелого машиностроения РФ на период до 2024 года указано, что в категории пассажирских лифтов, обеспечивающих скорость движения кабины два метра в секунду и более, отечественная продукция пока не представлена, но к 2024 году ее долю планируется нарастить до 15%.

Некоторые российские компании уже делают первые шаги в этом направлении. Так, завод «Витчел» из Челябинской области представил собственную модель в 2018 году, с тех пор удалось произвести порядка 15 штук. По словам гендиректора компании Игоря Иванова, для скоростного лифта нужны те же компоненты, что и для обычного, но усовершенствованные: высокая нагрузка требует деталей лучшего качества. Комплектующих, необходимых для скоростных лифтов, в России не найти. Например, нет подходящих узлов безопасности, в том числе механических ограничителей скорости и ловителей, предназначенных для остановки кабины в случае превышения скорости сверх номинальной на 15%, обрыва тросов или возникновения иных нештатных ситуаций.

«На стандартные лифты мы можем установить узлы безопасности российского производства. Но для скоростных вынуждены покупать аналогичные иностранные комплектующие», — говорит Игорь Иванов.

Сейчас завод использует китайские детали и собственные металлоконструкции. В стоимостном выражении локализация скоростного лифта составляет примерно 40–50%. Гендиректор предприятия уверен, что основная задача сегодня не достать комплектующие, а создать лифт, который будет идти плавно, не дребезжать, не трястись. К испытаниям своего первого лифта, идущего со скоростью четыре метра в секунду, на «Витчеле» готовились два года. Специалисты изучали наработки зарубежных компаний, общались с производителями разных компонентов, подбирали комплектующие.

Сейчас на предприятие из Челябинской области обратили внимание московские девелоперы. В условиях, когда западные производители покинули Россию, продукция «Витчела» стала особенно актуальной. Завод не стоит на месте и в конце весны — начале лета собирается испытать новый лифт, проходящий шесть метров в секунду. И все же до действительно скоростных моделей россиянам далеко: современные импортные лифты могут перемещаться почти втрое быстрее, до 17 метров в секунду.

О производстве скоростных лифтов задумался и московский завод МЭЛ. Предприятие запустило в серийное производство модели, способные развивать скорость до 2,5 метра в секунду. Сейчас компания разрабатывает оборудование с увеличенной скоростью (до четырех метров в секунду) для проектов бизнес-класса.

«Евролифтмаш» нарастил долю российских комплектующих с 60 до 90% за пять лет. Фото: «Евролифтмаш»

Был бы спрос

Что касается стандартных лифтов, то российские предприятия готовы обеспечить все потребности внутреннего рынка. В России сегодня работают 38 лифтовых заводов. По данным Минпромторга, на текущий момент их средняя загрузка составляет около 35%, а общие производственные мощности позволяют выпускать более 60 тыс. единиц продукции в год.

Степень локализации здесь достигает почти 85%, при этом зависимость от импортных поставок наблюдается только в части электронных компонентов. В компании «Евролифтмаш» рассказывают, что с каждым годом доля российских комплектующих в готовых изделиях растет. Так, в период с 2017 по 2022 год завод увеличил уровень локализации с 60 до 90%. За рубежом сейчас закупаются лебедки и частотные преобразователи, которые обеспечивают плавный старт, торможение и точность остановки кабины лифта. В России есть свои предприятия, производящие лебедки, например Сарапульский электрогенераторный завод в Удмуртии и «Европейские подъемные машины» в Ярославской области. Но мощностей этих заводов не хватает, приходится использовать итальянские и китайские устройства, говорят в компании.

А вот частотные преобразователи у нас не делают. Гендиректор компании «Тверьлифтмаш» Михаил Шухрин считает, что вряд ли стоит ждать их локализации в ближайшие пять–десять лет: российские предприятия не горят желанием запускать такое производство из-за недостаточного объема рынка. К тому же в стоимости лифта эти узлы занимают не более 5%.

В «Тверьлифтмаше» поясняют, что могут выпустить модель как в максимально отечественной, так и в максимально импортной комплектации — в зависимости от пожеланий заказчика. С одной стороны, российская продукция дешевле и ее легче ремонтировать: нужные детали не придется долго ждать из-за границы. С другой стороны, зарубежные компании предоставляют больший ассортимент комплектующих, в том числе высокого качества.

Лифты отечественного производства широко используются в рамках госпрограмм, связанных с заменой старого оборудования в многоквартирных домах. Сейчас Щербинский лифтостроительный завод, входящий в группу «Дом.РФ», прорабатывает вопрос о поставке продукции регионам в рассрочку. Такую схему уже опробовали в рамках проекта по замене устаревших моделей в многоквартирном фонде Нижегородской области: завод заключил договор о поставке порядка 2,4 тыс. лифтов с беспроцентной рассрочкой платежа на пять лет. Теперь программу могут расширить еще на 10 регионов.

В компании «Евролифтмаш», основанной в 2011 году, отмечают, что за свою историю завод произвел порядка 14 тыс. подъемников, из них примерно 7 тыс. — для замены устаревшего оборудования. «Наши лифты востребованы и в программах капремонта, и в жилищном строительстве, эксплуатируются в больших торгово-развлекательных центрах, отелях, солидных банках. Особая гордость — проекты для знаковых объектов, например для станции метро Большой кольцевой линии в Москве или стадиона “Волгоград Арена”, построенного к мировому футбольному первенству 2018 года», — говорят сотрудники компании. Пока мощности «Евролифтмаша» не загружены полностью. В 2022 году завод изготовил порядка 2 тыс. лифтов при потенциале в 3–3,5 тыс. «И эти объемы мы можем легко нарастить, был бы спрос, — комментируют на производстве. — Западные компании выступали нашими основными конкурентами в сегменте лифтов премиум-класса, предназначенных для торгово-развлекательных и бизнес-центров, элитных высоток. Их уход для нас означает новые перспективы». В компании также приветствуют намерение властей закупать лифты напрямую у заводов-производителей в рамках программ капремонта.

На некоторые лифтовые заводы уход зарубежных конкурентов уже оказал положительное влияние. Загруженность МЭЛ, входящего в группу компаний ПИК, сейчас достигает 100%: 40% продукции предназначено для ПИК, остальное поставляется крупным девелоперам по всей России. В 2023 году МЭЛ запустил строительство нового цеха, что позволит увеличить объем предложения и обеспечить лифтовым оборудованием большее число проектов. Застройщики активно ищут замену западным поставщикам — это видно по растущему спросу на отечественную продукцию, отмечают на заводе.

Таким образом, в наиболее выигрышном положении оказываются производители, входящие в группы компаний. Объединение с крупными застройщиками обеспечивает гарантированный сбыт продукции. Но есть у такой ситуации и оборотная сторона: в условиях ограниченной конкуренции может пропасть стимул к повышению качества. Впрочем, при массовом использовании отечественных лифтов на их качество наверняка будут обращать больше внимания. Однако не все девелоперы готовы устанавливать российские модели, особенно в жилых комплексах бизнес-класса. Например, ГК «Инград» в 2022 году заменила недоступное европейское оборудование KONE на лифты немецкого бренда, произведенные на турецком заводе. «Донстрой» на некоторых своих объектах также использует иностранную продукцию. Специалисты указывают, что российские лифты уступают западным аналогам в части плавности хода, шумоизоляции и бесперебойности работы.

По словам производителей, определенный толчок развитию отрасли могли бы дать «контракты жизненного цикла», помогающие в процессе эксплуатации выявлять слабые места и устранять их при разработке новых изделий. Кроме того, отечественным компаниям необходимо следить за мировыми трендами: на рынке уже появились умные лифты, сберегающие электроэнергию, уменьшающие износ оборудования, позволяющие управлять кабиной при помощи мобильного приложения и даже распознающие лица. Пока такое оборудование представлено в основном на отраслевых выставках, а не в реальных зданиях, но важно не упустить момент, когда эти технологии начнут входить в повседневную жизнь людей. И работать не только на замещение, но и на опережение.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгрузи потихоньку помойку Разгрузи потихоньку помойку

Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим мусоровозам

Эксперт
Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда

Австралийская актриса Миранда Отто стала звездой мирового масштаба в одночасье

VOICE
Who is mister Reagan? Who is mister Reagan?

Рональда Рейгана часто называют самым улыбчивым президентом США за всю историю

Дилетант
Семь вещей, которые раздражают нас в автомобиле Семь вещей, которые раздражают нас в автомобиле

Низкопрофильные шины, сенсорные панели и многое другое: что раздражает водителей

4x4 Club
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Как понять, что твой метаболизм замедлился: эти признаки должна знать каждая женщина 40+ Как понять, что твой метаболизм замедлился: эти признаки должна знать каждая женщина 40+

В каком возрасте метаболизм начинает меняться? Почему это происходит?

VOICE
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
Культура труда Культура труда

Арт-индустрия готова многое предложить тем, кто решится связать с ней свою жизнь

VOICE
«Полет — это обалденно!»: 11 вопросов авиаблогеру «Полет — это обалденно!»: 11 вопросов авиаблогеру

Разговор с человеком, который поможет влюбиться в небо, даже если вы — аэрофоб

Вокруг света
Как спастись от жары ночью, если дома нет кондиционера и вентилятора: лайфхаки, которые работают Как спастись от жары ночью, если дома нет кондиционера и вентилятора: лайфхаки, которые работают

Лайфхаки, которые помогут подготовиться к летнему сезону и жаре заранее

ТехИнсайдер
«Мужчины боятся сильных женщин»: 4 контраргумента — узнайте плюсы таких отношений «Мужчины боятся сильных женщин»: 4 контраргумента — узнайте плюсы таких отношений

Многие считают, что сильные женщины несчастны в личной жизни

Psychologies
Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов

Наши советы помогут одолеть тревогу и спокойно пережить взлет и посадку

Караван историй
Илистые прыгуны и тетраподы независимо научились моргать ради жизни на суше Илистые прыгуны и тетраподы независимо научились моргать ради жизни на суше

Илистые прыгуны — необычные рыбы, которые живут на суше — моргают

N+1
5 книг об известных изобретателях 5 книг об известных изобретателях

Книги об изобретателях, которые изменили ход истерии

СНОБ
Как вы яхту назовёте... Как вы яхту назовёте...

Тест-драйв внедорожника Tank 300 в Хакасии

Robb Report
Весенняя подзарядка Весенняя подзарядка

Как уберечь ребенка от стресса и перегрузок в учебе?

Лиза
Федор Емельяненко: брат за брата Федор Емельяненко: брат за брата

История-боль про одного из главных бойцов России

Maxim
Сезон шашлыков Сезон шашлыков

Какое мясо выбрать для мангала и как его замариновать?

Лиза
Как пережить укус кобры? Спойлер: высасывать яд не нужно! Как пережить укус кобры? Спойлер: высасывать яд не нужно!

Если все же вы случайно потревожили опасную кобру, вот что спасет вашу жизнь

ТехИнсайдер
На Хонсю обнаружили древнейших в Японии кур На Хонсю обнаружили древнейших в Японии кур

Археологи обнаружили на доисторическом поселении останки древних птиц

N+1
В диких условиях В диких условиях

Сколько стоит отдых в заповедниках России

Деньги
Древнейший житель Пуэрто-Рико с прямой радиоуглеродной датировкой умер более 3500 лет назад Древнейший житель Пуэрто-Рико с прямой радиоуглеродной датировкой умер более 3500 лет назад

Ученые исследовали пять доисторических захоронений с острова Пуэрто-Рико

N+1
Андрей Мельниченко — Forbes: «Рост цен на удобрения с лихвой перекрыл потери объемов» Андрей Мельниченко — Forbes: «Рост цен на удобрения с лихвой перекрыл потери объемов»

Андрей Мельниченко рассказал о том, как создавал свою бизнес-империю

Forbes
Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе

Как роботы, андроиды и ИИ появились в художественной литературе

Правила жизни
Топ самых необычных российских вин Топ самых необычных российских вин

И в России есть вина, способные удивлять. В том числе и в хорошем смысле

Maxim
Что тебе делать, чтобы заработать большие деньги? Выбери дату своего рождения и узнай! Что тебе делать, чтобы заработать большие деньги? Выбери дату своего рождения и узнай!

Выбери дату своего рождения и мы ответим, как тебе стать богатой!

VOICE
Отрывок из нового романа Ханьи Янагихары «До самого рая» Отрывок из нового романа Ханьи Янагихары «До самого рая»

Отрывок из нового романа Ханьи Янагихары о том, как дождаться перемен

СНОБ
Музыкальная пауза: история народного хита Музыкальная пауза: история народного хита

Вспоминаем историю главной песни Михаила Круга

Правила жизни
Записки отельера: как отделаться от итальянца за один день Записки отельера: как отделаться от итальянца за один день

Владелец отеля «Гельвеция» — о том, как оказался свидетелем детективной истории

Правила жизни
Грубиян, выйди вон: 5 вещей, за которые давно пора начать удалять из коллективных чатов Грубиян, выйди вон: 5 вещей, за которые давно пора начать удалять из коллективных чатов

Эти вещи убивают атмосферу группового онлайн-общения

VOICE
Открыть в приложении