Для строительства своей экосистемы Сбербанк захватывает нефинансовые рынки

ЭкспертБизнес

Эффект вендиго овладел Сбербанком

Для строительства своей экосистемы Сбербанк захватывает нефинансовые рынки. Однако пока неясно, как синергия сервисов внутри экосистемы поможет ему больше зарабатывать

Любовь Маврина, Евгения Обухова

Фото ТАСС

Сбербанк планирует с 1 декабря выдавать водительские права с встроенной биометрией. В случае успешного тестирования банк приступит к выпуску электронного удостоверения личности. Эти документы позволят гражданам совершать все необходимые юридически значимые действия удаленно. Пилотный проект Сбербанк ведет вместе с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Но это далеко не единственная новинка — Сбербанк целенаправленно ищет финтех-стартапы, которые вписывались бы в его экосистему, или сам создает необходимые ему элементы. Так, на прошлой неделе в России появилась возможность заплатить по счету… лицом — в некоторых точках продаж теперь стоят специальные камеры, которые сканируют лицо покупателя и списывают с его банковского счета средства за совершенные покупки. Карта или номер счета при этом не нужны. Новый сервис получил название SelfieToPay. Платежи проводит платежная система SWiP, а сканирует лица технология Luna, разработанная компанией VisionLabs. Четверть последней компании принадлежит Сбербанку. Совсем недавно эту технологию испытали в московском метро — с ее помощью удалось задержать 42 преступника, которые находились в розыске.

В ходе Петербургского международного экономического форума Сбербанк подписал соглашение с группой ЦДС, одним из застройщиков Северо-Западного региона, по которому группа получает банковское обслуживание, а Сбербанк — партнера для Domclick.ru, собственного онлайн-сервиса по подбору жилья и оформлению ипотеки для розничных клиентов.

Еще одна инициатива — доставка наличных в труднодоступные районы дронами (правда, эта технология пока только тестируется). Дроны — собственная разработка Сбербанка, как и роботы, — проектами в области робототехники банк занимается совместно с Фондом развития интернет-инициатив.

Весь этот лавинообразный поток новых инвестиций в духе мифологического вендиго (у индейцев дух-людоед вендиго — символ ненасытного голода): и документы с биометрией, и SelfieToPay, и партнерство с застройщиками, и робототехнические инициативы — элементы грандиозного проекта. Сбербанк не скрывает своих планов — он строит экосистему нефинансовых сервисов. Об экосистеме было объявлено больше года назад, в ноябре 2016-го, когда Сбербанк представил свою идею президенту Владимиру Путину. Впрочем, точного бизнес-плана тогда обнародовано не было, в Сбербанке лишь говорили, что экосистема — это сеть компаний вокруг единой технологической платформы.

Сейчас становятся видны ее первые контуры. Сегодня при Сбербанке существует множество непрофильных компаний, большая часть которых использует его в качестве ресурсной базы (см схему).

О том, что в Сбербанке создается целая экосистема нефинансовых сервисов, говорится в годовом отчете банка за 2017 год, где раскрывается стратегия до 2020 года. Под экосистемой там понимается «предложение дополнительных, синергичных с финансовыми продуктами сервисов в таких сферах жизни, как покупки, дом, отдых, здоровье», а также «развитие бизнеса для юридических лиц в целях повышения глубины взаимоотношений с клиентами, сохранения долгосрочной конкурентоспособности».

В качестве конечной цели председатель правления Сбербанка Герман Греф называл создание такой же платформы, какую сформировала китайская компания AliBaba. В структуру китайского конгломерата входят торговые онлайн-площадки, сервис по заказу еды, платформа онлайн-платежей, кинокомпания, облачные сервисы и даже производство беспилотных автомобилей. Только вот банка в китайской экосистеме нет — там есть лишь платежный сервис AliPay, который обслуживает экосистему.

Что же будет представлять собой экосистема Сбербанка в конечном виде, в чем именно будет проявляться синергия, как банк будет на ней зарабатывать и вообще при чем здесь банк, пока не совсем понятно.

Добавить пару сервисов

Сейчас Сбербанк — бенефициар расчистки банковской системы, самый большой и самый рентабельный российский банк. Темпы роста его дохода в первом квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го составили 11,5%, прибыли — 27,3%, а рентабельность капитала в годовом выражении достигла 24,2% (в первом квартале 2017-го — 23,1%). За первый квартал 2018-го Сбербанк заработал 2112 млрд рублей чистой прибыли, его активы превышают 27 трлн рублей.

Однако, объясняют эксперты, так будет не всегда — и Сбербанк, строя экосистему из нефинансовых сервисов, подстилает себе соломки на будущее. «Банки сейчас оказались в непростой ситуации, поскольку в результате перевода многих банковских услуг на самообслуживание в интернет банковский рынок стал сужаться, существенно возросла конкуренция», — рассказывает Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при правительстве РФ. Человек уже может совершать удаленный банковский перевод или платеж онлайн с помощью банковского приложения или личного кабинета на сайте банка. Это гораздо удобнее и быстрее, чем через операциониста. Для банка это, с одной стороны, снижение издержек (теперь можно сокращать число офисов и сотрудников), а с другой — вызов, поскольку растет конкуренция за клиента, по мере того как новая технология перестает быть уникальной. Раз не надо никуда идти, можно не сходя с дивана сравнить банки по уровню ставок и дополнительных сервисов — и выбрать лучший. А то и вовсе выбрать не банк, а нечто другое. «На финансовый рынок сейчас выходят финтех-компании, которые сами не являются банками, но оказывают очень похожие банковские услуги — к примеру, предлагают различные карточные продукты или сервисы по микрокредитованию. Это тоже усиливает конкуренцию и, как следствие, уменьшает банковскую маржу. В качестве реакции банки, наоборот, пытаются сейчас расшириться и выходят на другие рынки», — поясняет Борис Славин. Простой пример: уже повсеместно банки участвуют в создании систем лояльности магазинов и авиакомпаний. С чисто банковскими операциями такие услуги имеют мало общего.

Тем временем, пока маржа падает, у банков накапливается огромный запас данных о платежах их клиентов, и они, следуя постулату «данные — это новая нефть», лихорадочно думают, как из этих данных извлечь пользу. Пока внятный ответ на этот вопрос только один: более четко таргетировать рекламные предложения на основе того, где человек живет, где бывает, с кем общается и чем привык пользоваться.

Итак, Сбербанк строит свою экосистему, опираясь на два преимущества: свои ресурсы (банка с самой широкой региональной сетью, самым большим охватом клиентов — 60% населения страны и капитала — 3,6 трлн рублей по итогам первого квартала 2018 года) и данные о клиентах. Банк уже владеет информацией о счетах своих клиентов и обо всех транзакциях по этим счетам. Эти данные будут дополняться сведениями от недавно запущенного телеком-оператора Сбербанка. Для банка это выгодно — он может эту информацию продавать маркетинговым агентствам, на ее основе можно совершать собственные кросс-продажи, предлагать клиенту услуги и товары в зависимости от его предпочтений. Доступ к такой информации, даже если она обезличена, — весьма ценное конкурентное преимущество. Для клиентов это означает дополнительное адресное воздействие на них через рекламу. В прошлом году имел место кейс компании по таргетированию рекламы Segmento, которая принадлежит Сбербанку. Алгоритмы Segmento позволили ей на основе данных банка «вычислить» посетителей McDonalds, прокрутить им рекламу и проверить эффективность этой рекламной кампании — она оказалась довольно высокой.

Кстати, операторы мобильной связи, как и банки, располагают большими объемами данных о клиентах и пытаются монетизировать их. Большинство банков и телекоммуникационных операторов создают так называемые цифровые платформы для своего бизнеса. Это платформы, которые позволяют оказывать не только банковские, но и многие другие услуги. Так что конкурентами экосистемы Сбербанка можно считать экосистемы не только Тинькофф-банка или Альфа-банка, но и «Мегафона», МТС, «Билайна».

На самом деле цифровую платформу — или экосистему — банка (и телекома) можно описать как операционную систему современного смартфона, куда пользователь может добавлять приложения.

«Раньше было так: банк создавал отдельную автоматизированную систему по проведению кредитования, отдельную информационную систему для ведения счетов и так далее. На появление нового сервиса в банке уходило несколько лет. И это было нормально — было время на тестирование, на то, чтобы его запустить. Сегодня конкуренция возросла, и она требует, чтобы новые сервисы появлялись чуть ли не два-три раза в год, иногда и чаще. Это невозможно сделать в рамках той системы, которая была раньше, поэтому то, к чему идут сегодня крупные банки и телекомы, — создание цифровой платформы, на которую можно легко новый сервис добавить и убрать оттуда. И это не обязательно должны быть банковские сервисы, это могут быть сервисы по продаже билетов, страховые сервисы и так далее», — рассказывает Борис Славин.

Почти бесплатно

Несколько лет назад в новых современных офисах Сбербанка клиентов предупреждали о комиссии три процента за проведение платежных операций через кассу банка. А вот за те же действия, совершенные самостоятельно (через банкомат или онлайн-банк) комиссия не взималась совсем. Сейчас комиссия за платежи в онлайн-банке «Сбера» — один процент, что довольно много, ведь обработка платежей происходит автоматически и стоимость каждой транзакции стремится к нулю. Не удивительно, что Сбербанк суперприбылен. Однако сколь долго продлится такое чудесное время, неизвестно. Рано или поздно «Сберу» придется существенно снизить комиссии за платежи, а с учетом снижения ставок по кредитам можно ждать и снижения маржи по традиционным процентным видам банковского бизнеса.

В этих условиях Сбербанку логично искать пути для новых, более маржинальных услуг. По всей видимости, банк рассчитывает, что именно новые бизнесы на цифровой платформе будут генерировать прибыль. Но вот как? Это главная интрига экосистемы «Сбера». Сейчас можно только предполагать, каким будет синергетический эффект от внедрения медицинского онлайн-сервиса по поиску врача DocDoc, от розничного маркетплейса, от лектория и других неочевидных инициатив, которые продвигают в банке. В самом Сбербанке на этот вопрос «Эксперту» не ответили. Скорее всего, бизнес-модель в этом случае будет строиться на эффекте масштаба — охвате как можно большего числа клиентов и способов взаимодействия с ними.

Проникновение Сбербанка на смежные рынки участники рынка и регуляторы пока оценивают позитивно. «Такая конвергенция — это благо для инновационного развития рынков. Опасностей ведомство пока не видит», — комментирует пресс-служба ФАС России развитие экосистемы Сбербанка.

Единственное, что никак не вписывается в новый имидж Сбербанка как центра цифровой экосистемы, — отделения, которые от него как от государственного банка требуют сохранять в отдаленных местностях.

Дорогое удовольствие

В условиях, когда банки являются глазами и ушами ФНС, экосистема Сбербанка, несомненно, станет весьма удобным инструментом по выявлению незарегистрированного бизнеса. Во-первых, чем больше расходов пользователь будет совершать внутри экосистемы, тем больше данных о его реальных тратах будет получать «Сбер». Во-вторых, совсем скоро алгоритмы Сбербанка смогут (а возможно, умеют уже сейчас) сопоставлять личные расходы владельцев ИП и малого бизнеса, переводы между физлицами, данные о крупных или мелкооптовых покупках и т. п. В сочетании с данными из соцсетей это позволит легко выявлять частных предпринимателей, фрилансеров, тех, кто сдает недвижимость и т. д. Внутри экосистемы для Сбербанка не останется тайн о том, с кем вы дружите, от кого и за что получаете деньги и т. д.

Еще один вопрос: насколько тщательной будет защита личных данных в экосистеме Сбербанка? Учитывая ее масштаб и разнородность сервисов, можно предположить, что где-то система защиты окажется не такой крепкой, как, скажем, в самом Сбербанке. «Если раньше основной задачей было защитить периметры банков, чтобы туда не прорвался злоумышленник, то сегодня это уже не работает, потому что как такового периметра уже нет — мы все находимся в банковской системе. Сегодня наиболее востребованные задачи системы безопасности — предсказывание и угадывание того, что где может произойти», — говорит Борис Славин.

«Это настоящая коррида, в которой лбами сталкиваются два “бычка”. Первый — стоимость хранения данных. Она ежегодно снижается. В 2010 году хранение гигабайта на накопителе типа Storage SSD стоило девять долларов, сейчас полтора доллара и ниже, фактически центы. Второй — защита информации. Этот “бычок” пропорционально набирает вес: стоимость защиты данных растет, потому что расширяются возможности и эволюционирует инструментарий хакеров. Взломщики объединяются в пулы с огромным итоговым КПД. При этом сама организация атак становится проще и доступнее», — описывает проблемы, с которыми столкнутся экосистемы и их клиенты, Евгений Лифшиц, глава Агентства кибербезопасности, член экспертного совета комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.

При этом дело вовсе не в биометрической информации, которую банки уже начали накапливать. Объем транзакционных данных неизмеримо больше (петабайты данных по всему миру). «Так что не биометрия станет красной тряпкой для хакерского быка, а доступ и скрытое управление транзакциями», — резюмирует Евгений Лифшиц.

Президент Сбербанка Герман Греф: банки — это не ко мне. ТАСС

На этом список потенциальных и явных угроз от действий Сбербанка по созданию экосистемы не заканчивается. Учитывая размеры банка и объемы информации, которые необходимо обрабатывать, Сбербанк уже оказывает свое влияние на рынок труда: банк — один из крупнейших ИТ-разработчиков в стране, в его штате около 23 тыс. программистов. И ряд аналитиков считает одно это серьезным риском. «Те ресурсы, которые тратятся неайтишной компанией на создание собственной армии разработчиков, расходуются неэффективно, потому что система создается этим коллективом в единственном экземпляре и этот опыт не может быть перенесен на другие банки. Получается, что эти колоссальные потраченные человеческие ресурсы обслуживают эту в чем-то кустарную систему, ремесленной сборки. Ведь Сбербанк не станет продавать эту систему конкурентам. Если ведущие банки поступят так же, то в России не появится независимой компании разработчиков, с опытом создания и обслуживания крупных банковских систем. ИТ-компаниям будет просто не на ком тренироваться и неоткуда будет взять ресурсы. Как правило, разработчики берут ресурсы от своих клиентов, — считает Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. — В результате в России поневоле будет деградировать сектор ИТ-решений для банков. И тогда ИТ-компании смогут обслуживать или продавать свои системы только в небольшие средние банки — и развиваться и конкурировать только в этом сегменте. А это означает, что они просто не смогут выйти на международный рынок в крупные банки. Потому что, не имея опыта работы с крупными банками, в международную конкуренцию соваться рискованно или бесперспективно Развитие непрофильной активности по написанию программ банком или нефтяной компанией мы называем инсорсингом. Он экономически неэффективен для предприятий, к тому же несет угрозу хайтек-рынку России».

Наконец, экосистема — это дорого. Сбербанк не называет конкретных цифр, но очевидно, что для ее создания требуются значительные расходы. Для примера: только в реализацию одного проекта по созданию торговой платформы в совместном с «Яндексом» предприятии банк вложил 30 млрд рублей.

Каждый станет VIP-клиентом

Сбербанк обещает, покончив с автоматизацией рутинных процессов, стать более персонифицированным, у него появится возможность предлагать каждому клиенту индивидуальный подход. А с учетом всех сервисов в составе его экосистемы банк будет бороться за то, чтобы стать единственным агрегатором онлайн-продуктов и приложений для каждого своего клиента.

Звучит заманчиво, но только на первый взгляд. Ведь если Сбербанку удастся реализовать задуманное, то клиенты банка станут заложниками его стратегии по захвату всего и вся. Было бы здорово, если бы в этот момент у клиентов остался выбор, и они имели бы возможность уйти на другие платформы или в другие банки, иначе стоимость услуг внутри экосистемы сильно возрастет.

Есть и еще один риск. Внутри самой огромной экосистемы конкуренция за клиента может дойти до крайней своей степени. Каждый сервис как обособленный центр прибыли и компетенций будет отчаянно бороться с конкурирующими сервисами внутри самой системы. Банковское ядро тут может либо подавить все нефинансовые сервисы, либо упустить прибыль. Представим ситуацию: 100% своих расходов клиент распределяет между сервисами одной сбербанковской экосистемы. Но платежи стоят уже довольно дешево, а сервисов очень много — больше, чем сумма, которую может потратить клиент. Логичный следующий шаг: банк выдает ему потребительский кредит, в моменте потребление клиента вырастает. Но потом оно сужается еще сильнее, ведь по кредиту нужно платить. Нефинансовые сервисы проседают еще сильнее. Побеждают самые сильные — например, медицина и торговля продуктами, а менее сильные недосчитываются ожидаемой выручки. Разумеется, такой сценарий может быть реализован, только если банковский бизнес Сбербанка станет центром прибыли в экосистеме. В самом Сбербанке в этом уже не уверены. «Я не верю в банки, — заявил Герман Греф, рассказывая недавно о новой стратегии на 2018–2020 годы на Дне инвестора в Лондоне. — Если вы мне скажете, что нужно строить банк, тогда это не я и не наша команда».

Сбербанк хочет стать всем

Существующие направления:

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ:

  • DocDoc (Вызов врача на дом)
  • Plazius (Мобильные платежи в ресторанах и системы лояльности)
  • «Поговорим» (Виртуальный оператор)
  • «Диалог» (Мессенджер)
  • VisionLabs (Биометрическая идентификация)
  • «ДомКлик» (Сервис для поиска и покупки недвижимости)

ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ:

  • Segmento (Электронный маркетинг)
  • «Сбербанк АСТ» (Онлайн-тендеры)
  • «АйТеко» (Облачные технологии)
  • «БИЗон» (Кибербезопасность)
  • «Сфера» (Система отчетности Сбербанка)
  • «Эвотор» (Онлайн-кассы)

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ:

  • «Яндекс.Деньги» (Платежные сервисы)
  • «Яндекс.Маркет» (Торговля)
  • Сетелем банк (Автокредиты)

В проработке:

  • Логистика
  • Интернет вещей
  • Путешествия
  • B2B-аутсорсинг бизнес-процессов
  • Образование (лекторий LevelOne)

Планы на будущее:

  • Smart Data
  • eТрудоустройство
  • Производство контента
  • eAuto

 

Время цифровых альянсов

Алексей Грамматчиков

Крупные российские банки, хайтек-гиганты и госкорпорации объединяются в ИТ-альянсы. По примеру Alibaba, Amazon и прочих мировых корпораций они ставят перед собой задачи создания межотраслевых цифровых платформ для работы в финансовой сфере, а также в области электронной коммерции

Этом экономике требуются все более глобальные ИТ-решения, которые могли бы объединять смежные отрасли и бизнес-направления. Этим обусловливается появление в России значимых цифровых альянсов, которые стремятся направить синергию крупных компаний на развитие глобальных ИТ-платформ и экосистем.

Российский Alibaba

Один из таких цифровых альянсов недавно появился  в сфере финансов: о создании совместного предприятия «МФ Технологии» (МФТ) с капиталом в 450 млн долларов объявили «Мегафон», Mail.Ru Group, Газпромбанк, «Ростех».

Как говорится в официальном сообщении учредителей, на первом этапе «Мегафон» внесет в новую компанию пакет акций Mail.Ru Group. Позже СП разделят между собой все участники сделки: Газпромбанк купит у структуры «Мегафона» 35% акций МФТ, USM Holdings (совладелец Mail.Ru Group) — 9%, а «Ростех» получит 11%. Таким образом, дочерняя компания «Мегафона» сохранит за собой 45% акций МФТ. Учредители заявляют, что капитализация новой компании на первых порах будет составлять 450 млн долларов, но по мере ее развития возможны дополнительные внушительные инвестиции — до одного-двух миллиардов долларов.

Новый альянс будет нацелен на разработку цифровых технологий, прежде всего в области финансов, и на создание глобальной цифровой платформы. Представители Mail.ru Group сообщили «Эксперту», что речь идет о разработке «экосистемы на базе принципиально новых цифровых финансовых инструментов»: альянс станет разрабатывать платформу B2C (Business to Customer, бизнес — потребитель), которая будет предоставлять различные кредитные и другие финансовые, в том числе платежные, услуги.

В перспективе альянс может  выйти за пределы финансовых сервисов. В частности, это могут быть межотраслевые решения для крупных предприятий, а также сервисы для конечных потребителей самого разного рода. «Используя потенциал всей группы, мы можем пойти  дальше, предложив клиентам и более таргетированные продукты для удовлетворения их потребностей, включая различные сервисы, связанные с покупками, путешествиями, лайфстайлом», — рассказал Иван Стрешинский, генеральный директор USM Management, заявление которого было распространено через пресс-службу.

Сила нового альянса заключается в высоких компетенциях и ресурсах его участников. Mail.Ru Group, как известно, принадлежат три ведущие российские социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», и «Мой мир» с ценной базой данных об их пользователях. Газпромбанк входит в тройку ведущих банков страны. «Мегафон» — один из ведущих операторов связи. «Ростех» — государственный гигант с экспертизой в сфере масштабных ИТ-решений для умных городов и промышленных предприятий.

Наблюдатели убеждены, что новый альянс может стать одним из сильнейших игроков на российском хайтек-рынке по примеру крупных китайских технологических компаний вроде Alibaba и Tencent. Компания с большой вероятностью будет задействована в реализации государственных планов цифровизации различных отраслей российской экономики. «“Мегафон” — это огромная накопленная база данных пользователей. Если эти Big Data объединить с данными из социальных сетей, то на этой основе выстраивается весь банковский скоринг, — говорит Илья Максименко, основатель международного финтех-проекта PlasmaBank. — Кстати, “Мегафон”, оценив в свое время имеющуюся базу данных и инфраструктуру, создал, как и другие операторы, свой банк. Но это все же не полноценная банковская история, банковских компетенций у компании нет. Кроме того, у “Мегафона” нет тех компетенций в цифровизации, которые есть у Mail.ru Group. К этому союзу компетенций нужно добавить банковские — это Газпромбанк. Четвертый элемент союза — “Ростех” — должен добавить компетенций в области инноваций».

Российский Аmazon

Еще один масштабный российский цифровой альянс появился в конце прошлого года, и ориентирован он в первую очередь на электронную коммерцию. Российский интернет-гигант «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета», а в конце апреля стороны объявили о закрытии сделки. Сбербанк приобретает акции «Яндекс.Маркета» на сумму 30 млрд рублей. На момент сделки партнеры оценили все предприятие в 60 млрд рублей. Сообщается также, что «Яндекс» и Сбербанк будут владеть равными долями в компании, при этом десять процентов акций пойдет на формирование опционного фонда для поощрения сотрудников.

Развивая новое СП, «Яндекс.Маркет», по сути, хочет превратиться из агрегатора магазинов в онлайн-гипермаркет, который сам будет продавать товары и услуги по аналогии с Amazon. В рамках этой цели в апреле этого года «Яндекс.Маркет» и Сбербанк начали закрытое тестирование маркетплейса «Покупки» с собственной службой доставки. А 21 мая партнеры запустили предварительную версию онлайн-площадки под новым названием «Беру» с бесплатной доставкой при заказе на сумму больше 3500 рублей. Здесь пользователи могут совершать покупки, не переходя на сайты магазинов-партнеров, и складывать в корзину товары разных продавцов. За сбор и доставку заказов будет отвечать «Яндекс.Маркет», который в октябре прошлого года открыл в Подмосковье свой первый складской терминал площадью 30 тыс. квадратных метров.

«Сбербанк и “Яндекс” — площадки с очень большим количеством данных. “Яндекс” собирает очень много данных о своих пользователях через множество сервисов — перемещения, траты, покупки, история поиска. Если на маркетплейсе будут продавать товары в кредит или рассрочку, они смогут оперативно обрабатывать данные для быстрой оценки кредитоспособности», — говорит Денис Шершнев, коммерческий директор компании AIC.

«Мировой опыт показывает, что потребителям необходимы маркетплейсы. В некоторых странах — несколько. Я думаю, что в России будет две-три такие площадки, — говорит Еркожа Акылбек, руководитель практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций KPMG в России и СНГ. — В основном это электронная коммерция, но также и другие продукты, услуги. Есть отличный пример WeChat. С помощью WeChat можно оплачивать товары и услуги, назначать встречи, банки с ее помощью проводят скоринг того или иного клиента. Вероятнее всего, аналогичная платформа, которая объединит все жизненно необходимые услуги для человека, может появиться и в России».

 «Подобные цифровые платформы в электронной коммерции прежде всего упрощают взаимодействие продавца и покупателя, — говорит Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic. — Особенно это интересно тем, кто продает уникальный товар и в силу недостаточности объемов не может самостоятельно организовать эффективный канал онлайн-продаж и логистику. Наиболее вероятно, что в ближайшие два-три года в сегменте товаров широкого спроса мы увидим консолидацию электронных продаж на больших электронных платформах, с которыми небольшие интернет-магазины не смогут конкурировать в плане эффективности канала продаж и организации логистики».

Цифровое будущее

Помимо финтеха и электронной коммерции в ближайшее время в России будут стремительно развиваться цифровые платформы и экосистемы в области образования, туризма, логистики, в агропромышленном комплексе и, наконец, в сфере государственного управления. «С развитием цифровых платформ, без преувеличения, связано будущее большинства отраслей экономики. Именно цифровые платформы будут замещать собой классические бизнес-процессы, так как они снижают транзакционные издержки, убирая посредников и снижая стоимость тех или иных услуг, — говорит Олег Мансуров, генеральный директор компании “Актум”. — Например, наш стартап, который разрабатывает цифровую платформу в области проведения технологических соревнований (хакатонов), недавно получил инвестиции в размере 200 миллионов рублей. Наша новая цифровая платформа Actum.Online позволит на принципиально более высоком уровне проводить технологические соревнования и междисциплинарные конкурсы как внутри России, так и за ее пределами. Только в течение ближайшего года предполагаемое число активных пользователей нашей новой платформы составит 200 тысяч молодых специалистов, наставников, экспертов и работодателей».

Большие перспективы имеют цифровые экосистемы и в логистике. «Организацией перевозок у нас занимаются не люди, а цифровая платформа, — говорит Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo. — Заказчикам она подбирает перевозчиков по заданным критериям, а перевозчикам предоставляет возможность быстро и просто принять заказ в один клик. Кроме того, автоматически формируются все документы и отслеживаются грузы. Это позволяет в разы увеличить эффективность персонала, процессов и снизить стоимость услуги». 

Растущая необходимость межотраслевых цифровых решений — залог того, что в ближайшем будущем в России будет создаваться новые значимые ИТ-альянсы. « Я жду цифровых альянсов технологического характера, — говорит Виталий Фридлянд, генеральный директор Fujitsu в России и СНГ. —В первую очередь между крупными компаниями в сфере энергетики, химии, нефтехимии, фармакологии и крупными операторами ИТ-рынка — системными интеграторами, телеком-операторами, интернет-провайдерами или разработчиками приложений. На стыках их интересов, скорее всего, и будут возникать новые цифровые альянсы. Причем самые неожиданные — к примеру, в агропромышленном комплексе или ЖКХ».

Доля цифровой экономики в России в разы ниже развитых стран

Россия имеет высокие показатели по доступу в интернет, по остальным цифровым сервисам - ситуация хуже

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Осторожно: огнеопасно! Осторожно: огнеопасно!

Музыкант и диджей Дельфин — о том, как важно чувствовать сегодняшний момент

Grazia
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Придумать украшения, которые никто не видел: как женщины развивают ювелирные бренды Придумать украшения, которые никто не видел: как женщины развивают ювелирные бренды

Самые влиятельных героинь ювелирной и часовой индустрии России

Forbes
«Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing «Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing

Крупнейший самолетостроителей мира не заботится о качестве своей продукции

Forbes
«Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год «Люди повезли в карманах»: зачем россияне покупают слитки золота по 100 т в год

На фоне высоких котировок на золото, спрос на инвестиции в этот актив растет

Forbes
Неудобные люди: почему мы пытаемся изменить окружающих Неудобные люди: почему мы пытаемся изменить окружающих

Почему мы стремимся переделать близких людей?

Psychologies
Валерия: «Думали меня сбить, но не тут-то было!» Валерия: «Думали меня сбить, но не тут-то было!»

Валерия: «Как же сейчас молодежи хорошо — только выходи и пой!»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении