«Дочки» под контролем
Счетная палата получит дополнительные антикоррупционные полномочия для проверки дочерних структур госкомпаний. В Госдуме формируется «мощнейший административный таран»
В Госдуме формируется «мощнейший административный таран». Счетная палата РФ (СП) расширяет полномочия по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина и его первого зама Александра Жукова, которые на минувшей неделе внесли на рассмотрение депутатов соответствующий законопроект. Предлагается закрепить за ведомством Алексея Кудрина возможность проверять «хозяйственные товарищества и общества с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных капиталах» — так указано в пояснительной записке. Проще говоря, речь идет об установлении контроля за «дочками» госкомпаний.
Казалось бы, согласно статье 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской федерации», под контролем ведомства и так находятся федеральные органы госвласти, Центробанк, государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании, хозяйственные товарищества. Проблема в том, что сами компании в законодательстве учитываются, а вот их «дочки» уходят из-под юрисдикции СП. Этот пробел не позволяет ей проводить «полноценный, оперативный контроль использования средств дочерними структурами, созданными с участием государства», говорит председатель Госдумы. Это возможно лишь по поручениям президента или правительства, а также обеих палат парламента, а таких поручений еще нужно добиться.
Изначально Счетная палата была сформирована как орган бюджетного контроля, призванный помогать парламентариям эффективно и профессионально следить за исполнением бюджета. И эту помощь нужно расширять, полагает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. «Данная инициатива — первый шаг к тому, чтобы механизмы, которые имеются у парламента, стали более качественными. Потому что задача не устранить нарушение, которое уже произошло, а напротив, сделать механизм таким, чтобы своевременно выявлять и предупреждать все возможные правонарушения», — считает он.
Необходимость более эффективно контролировать дочерние компании стала еще более очевидной после вскрытия махинаций «клана Арашуковых», когда через газпромовские «дочки» были выведены миллиарды рублей. Кроме «Газпрома» под контроль подпадут подразделения «Росатома», «Роскосмоса», Российского экологического оператора и т. д. По данным отчета Счетной палаты за 2017 год, нарушений, касающихся поступления средств в бюджетную систему и их использования, было выявлено почти на 1,9 трлн рублей. А ведь в контексте исполнения национальных проектов, ставших основой экономической политики власти на ближайшем этапе, важен каждый бюджетный рубль. По мнению Анатолия Выборного, усиление СП поспособствует более грамотному расходованию бюджетных средств. «Это гарантия, что средства, выделяющиеся на реализацию социальных проектов, которые озвучены президентом России, — приоритетных проектов, попадут по своему назначению и будут использоваться максимально эффективно и правильно», — сообщил «Эксперту» парламентарий.
Усилить роль и расширить функционал СП пытались уже не раз. Сергей Степашин, один из прежних ее руководителей, претендовал на участие в формировании экономической политики, пытаясь переподчинить ведомство президенту, напомнил кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Олег Буклемишев. В прошлом году глава Счетной палаты Алексей Кудрин тоже заявлял о необходимости наделить свое ведомство бльшими правами в борьбе с коррупцией. Тогда это было связано с нарушениями «Роскосмоса», стоившими бюджету 785,5 млрд рублей.
По мнению же экспертов, наделение СП дополнительными полномочиями вторгается в сферу ответственности исполнительных органов власти, того же самого Росимущества. «По логике своей Счетная палата чисто парламентский орган. Он не имеет смысла в другом случае. Если вы хотите исполнительный контроль, то у вас есть КРУ (Контрольно-ревизионное управление Минфина России. — “Эксперт”), у вас есть прокуратура, у вас есть налоговая. Эти органы занимаются контролем со стороны исполнительной власти», — объясняет нам Олег Буклемишев. Новые полномочия СП, по сути, перехватывают у этих органов ряд компетенций.
Функционал Счетной палаты и без усиления полномочий достаточно широк. Аудит результативности экономической политики правительства, оценка эффективности предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов, контроль за законностью движения средств федерального бюджета и т. д. Нельзя тут не учитывать и личный фактор. Эксперты полагают, что расширение полномочий СП оказалось бы невозможным без того политического веса, который имеет Алексей Кудрин. К тому же кооперация руководства Думы с усилившимся главой СП позволит им играть более весомую роль в кулуарах российской политики, сформировав «мощнейший административный таран», как его окрестил ряд политологов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl