Палитра вкусов
Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение. В каждом регионе ищут свой набор уникальных вкусовых оттенков, и это касается не только местных блюд, но и видов нихонсю.
Саке в японии принято называть нихонсю. Это традиционный напиток, получаемый путем брожения из риса с помощью грибка кодзи. А «саке» в японском языке – более широкое понятие, которое может означать любой алкоголь.
Неправильно считать нихонсю разновидностью водки, поскольку его производят без дистилляции; и крепость его не выше 22 градусов (обычно около 15). В Японии множество региональных сортов нихонсю, которые называют дзидзакэ («местный алкоголь»). В их производстве отражаются местные особенности, так что через нихонсю можно узнать многое о самом регионе. Поэтому поездки на дегустацию сортов, которые можно найти только в определенных префектуре, уезде, населенном пункте, – востребованный вид туризма у самих японцев.
Кстати, нихонсю не сразу стало популярным. До 1970-х годов оно считалось старомодным алкоголем, да и позже уступало в популярности другим напиткам. В моду оно вошло в 1990-х, когда возродили традиционный способ приготовления – кимото, а вместе с ним стали появляться и новые методы производства, а значит, и новые разновидности нихонсю. Японцы поняли, что это интересный традиционный напиток. Тогда-то и начал развиваться саке-туризм: чтобы привлечь больше посетителей, изучающих страну, и сделать их путешествие запоминающимся, сакеварни в разных городах разрабатывают туры, организовывают образовательные мероприятия и выпускают сувениры.
Симосува: возрожденное производство
В субботу мы тоже отправляемся в саке-тур. Выходим из поезда, и нам в лицо бьет холодный ветер с гор. Уезд Сува расположен в центральной части гористой префектуры Нагано, и здесь гораздо холоднее, чем в Токио. Впрочем, нам везет с погодой: сегодня ясно, и со станции видно знаменитую гору Фудзи. В сердце уезда – озеро Сува, на волнах которого покачиваются стаи уток. Вокруг водоема – города Сува и Окая и поселок Симосува, куда мы и приехали. Наверное, главная местная достопримечательность – старинный синтоистский храмовый комплекс Сува-тайся, куда стекается множество паломников и туристов. Сегодня здесь отмечают праздник урожая: осенние дары природы приносят в жертву богам. На территории храма на длинном столе разложены рис, яблоки, китайская капуста. Чуть поодаль замечаем и бочки с нихонсю. На одной из них тушью выведено слово «Микоцуру», что можно перевести как «журавль над озером». На эмблеме – птица c распростертыми крыльями. Точно такую же изображали на неофициальном фамильном гербе клана Сува, который владел здешними землями в феодальном прошлом. А теперь журавль красуется на фирменном знаке единственной в Симосуве сакеварни «Сува Микоцуру», куда мы и направляемся.
«В 2017 году наша сакеварня разорилась, и нам пришлось начинать все с нуля», – рассказывает господин Канэко. Президент транспортной компании из префектуры Фукусима не захотел допустить, чтобы не стало сакеварни, которой более ста лет, и его фирма купила ее и возродила. Старое здание перестроили, но к этому времени ни тодзи, руководителя процессом приготовления нихонсю, ни других мастеров уже не осталось, поэтому все пришлось налаживать заново.
В здешней сакеварне можно не только попробовать местное нихонсю, но и узнать детали производства. А делают нихонсю так. Отшлифованный рис варят на пару. Часть используют для изготовления закваски комэкодзи, которая получается в результате размножения на нем грибка кодзи. Закваску соединяют с водой, дрожжами, молочной кислотой и пропаренным рисом. Грибок превращает рисовый крахмал в сахар, а дрожжи расщепляют сахар на спирт и углекислый газ. Особенность нихонсю в том, что эти два процесса происходят одновременно. В итоге получается затор мото. Затем в затор в несколько заходов добавляют воду, пропаренный рис и комэкодзи. Все это бродит, и в конечном итоге образуется масса мороми. После того, как ее процеживают, получается нихонсю.
Перед экскурсией на сакеварню мы подготовились: накануне не ели продукты брожения, такие как йогурт или сброженные соевые бобы натто, оделись во все чистое, не использовали парфюм – все для того, чтобы не приносить на производство нихонсю ненужные микроорганизмы и запахи.